понедельник, 14 января 2019 г.

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

Уважайте чистое, ясное,  непорочное святое детство. Я. Корчак
Здравствуй, читатель. Недавно попала мне в руки книга Бетти Джина Лифтона "Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака", позже посмотрела документальный фильм о героическом человеке, враче, писателе, педагоге... Не скрою, с биографией Корчака, его произведениями о воспитании детей я знакома, книга лишь расширила мои представления о внутреннем мире и становлении педагога, о страшных, жестоких и безумных событиях прошлого века. Трагичная судьба и человеческий подвиг Януша Корчака стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно. Да, книгу читала долго, в несколько заходов, не стану ее пересказывать, аннотация к книге точно передает ее содержание.
"Писатель, врач, педагог-реформатор, великий гуманист XX века, Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) известен в России прежде всего как автор замечательной повести "Король Матиуш Первый". Значительно меньше людей знают о его уникальном опыте воспитания детей-сирот, о педагогических идеях, изложенных в книгах "Как любить ребенка" и "Право ребенка на уважение". Януш Корчак создал в Польше сиротские приюты-коммуны, со своими детскими парламентом и судом, своей газетой, своими символами и гимном, он защищал права детей в судах для несовершеннолетних. В оккупированной нацистами Варшаве Корчак самоотверженно боролся за жизнь еврейских детей, а когда наступил час трагической развязки, повел их в последнем марше по улицам гетто к поезду, идущему в лагерь смерти. Книга Бетти Джин Лифтон, признанная лучшей биографией Януша Корчака, впервые выходит на русском языке".
Напомню заповеди Януша Корчака для родителей. Прочтите, уважаемые взрослые внимательно и вдумчиво, не делаете ли вы ошибок?
  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
И еще предлагаю несколько фактов из биографии Януша Корчака.

Родился Януш Корчак (настоящее имя - Хирш, на польский манер Хенрик Гольдшмидт) в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году. Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец – адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода. Мальчик с детства не отличался особым здоровьем, но благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам. В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания, унижения и доносительство. 
Суровость школьной жизни дополнилась для Хенрика проблемами дома – когда ему было 11, у его отца проявилось психическое расстройство. Спасение  от тяжести жизни мальчик находил в чтении и стихосложении. 
Поскольку счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета, 15-летний Хенрик, занялся платным репетиторством. И у же в этом возрасте у юноши проявился педагогический талант, Он легко находил особой подход к ученикам, которые были немногим младше его. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. 
Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, почти подросток, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов? 
После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медфакультет Варшавского университета. Однако, писать он не бросил. И теперь молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт. 
Во время русско-японской войны на фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками.  
В 1910 году Хенрик принимает важнейшее решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. Спустя несколько лет схожим путем пойдет советский педагог Антон Макаренко. Интересно, что Януш Корчак знал и с интересом изучал систему Макаренко. 
С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе - вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя. 
По окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот», продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Антисемитизм в Польше оставался настолько серьезной проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись еврейские поселения, впоследствии положившие начало государству Израиль. 
В 1934 году Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей: 
  • Любить ребенка вообще, а не только своего собственного. 
  • Наблюдать ребенка. 
  • Не давить на ребенка. 
  • Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком. 
  • Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком. 
В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога. Но главное – Януш Корчак не был готов отказаться от своей Родины – Польши. 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. 
Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его сиротам. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что. Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий еле держались на ногах.
6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых. К этому времени педагогическая и писательская слава Януша Корчака была столь велика, что даже гитлеровцы готовы были освободить его от «лагеря смерти». Но учитель не покинул своих воспитанников, приняв вместе с ними мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка. 
Польский педагог, писатель и врач. Он отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне войны с фашистами.
Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь...
Памятник «Януш Корчак с детьми» в Иерусалиме. 

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве.
Памятник Я. Корчаку на еврейском кладбище в Варшаве
Памятник А. Корчаку в Варшаве на месте, где был "Дом сирот"

Памятник Янушу Корчаку в Гюнцбурге (Германия)

Заповеди Януша Корчака: «Люби ребенка любым!»



Памятник Янушу Корчаку в Бат-Яме, израиль

Мне помогали источники, спасибо:

15 комментариев:

  1. Мне мой папа говорил: "Помни, возраст с 2 до 6 лет - это самый беззаботный детский возраст, наслаждайся общением со своими детьми в этот период!"
    "..ребенок - это праздник, который пока с тобой", - пишет Я.Корчак.
    И почему мудрость этих слов до меня дошла уже потом, после времени?
    Спасибо, Анна Борисовна, с интересом прочла Вашу подборку о Я.Корчаке.
    Памятник "Януш Корчак с детьми" в Иерасулиме произвел впчатление.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Высказывания Януша Корчака бесценны и бессмертны, а его жизнь - это настоящее житие. Полюбить ребенка, увидеть в нем человека, уважать его как личность - на такое не все способны. Конечно, не каждый пойдет на смерть вместе с "чужими" детьми. Уникальный, потрясающий человек. Светлая ему память!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для Януша Вот главная мысль, к которой пришел Корчак: ребенок - равный нам человек. Как это верно. Педагог, врач и просто гражданин, он основал «Дом сирот» для еврейских детей, где не было места насилию, неравенству, несправедливости. Про него говорили, что "он создавал детскую республику… крошечное ядрышко равенства, справедливости внутри мира, построенного на угнетении".

      Удалить
  3. Спасибо, Анна Борисовна! Прочитала ваш пост об Януше Корчаке на одном дыхании. Как же он любил детей! И так хорошо их понимал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Педагогика Корчака нисколько не ушла в прошлое. Она также актуальна и в наши дни. Без любви нельзя найти подход к ребенку, любить трудно, но нужно научится это делать. Главное в любви - это понимание и уважение.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за пост о Великом педагоге и Великом человеке Януше Корчаке. Если бы все родители придерживались его заповедей о воспитании, несчастных детей было бы гораздо меньше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все верно, Лариса, Вы сказали. Вот только некоторые родители вообще ни книг не читают, да и к советам очень неохотно прислушиваются.

      Удалить
  5. Анна Борисовна, большое спасибо. Была совсем не в теме.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень интересный пост, который будет полезен и учителям, и родителям. Чтобы так понимать детей, надо их любить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сейчас начинаю читать книгу Корчака "Как любить ребенка". Да, ее просто так не возьмешь, в ней четкого повествования, нужны карандаш и закладки. Хочу изучить, хочу преломить под сегодняшних детей. Получится?

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! Ещё вчера прочитала Ваш пост, мысли не отпускают... Два чувства - восхищение и ужас!!!
    Януш Корчак - ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК!!! Его заповеди честны, человечны и будут актуальны ВСЕГДА!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В одной из книг Корчак написал: "«Ребёнок – это сто масок, сто ролей способного актёра»". И он сумел все эти маски разгадать! А вот я задаю себе вопрос, а может быть дети были тогда другие? Ну почему у нас порой ничего не получается: ни ключик не подходит, ни винтики не подкручиваются... Но мы все равно любим и живем ради них и для них

      Удалить
    2. Дети такие же, а вот ценности в оществе сильно изменились!)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна! Януш Корчак - необыкновенная личность, Человек и Учитель с большой буквы, преклоняюсь перед его подвигом. А 10 заповедей Януша Корчака у нас на стенде для родителей в центральном холле.
    Спасибо Вам за напоминание и такой подробный рассказ! Планирую почитать книгу Бетти Джина Лифтона.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"