Из
профессионального стандарта
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях начального общего,
основного общего, среднего общего образования
При
осуществлении трудовой функции педагог должен
Выполнять
трудовые действия:
-Разработка
и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной
программы.
-Осуществление
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего
образования
-Участие
в разработке и реализации программы развития образовательной организации в
целях создания безопасной и комфортной
образовательной среды.
-Планирование
и проведение учебных занятий
-Систематический
анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
-Организация,
осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых
результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
-Формирование
универсальных учебных действий
-Формирование
навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
-Формирование
мотивации к обучению
-Объективная
оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии
с реальными учебными возможностями детей
Иметь
необходимые умения:
-Владеть
формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий:
проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п.
-Объективно
оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными возможностями детей
-Разрабатывать
(осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде
-Использовать
и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для
которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
-Владеть
ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая
ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой
деятельности)
-Организовывать
различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,
культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места
жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Иметь
необходимые знания:
-Преподаваемый
предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных
стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в
мировой культуре и науке
-История,
теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных
систем, роль и место образования в жизни личности и общества
-Основные
закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация
личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные
девиации, а также основы их психодиагностики
-Основы
психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях
-Пути
достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
-Основы
методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий
-Рабочая
программа и методика обучения по данному предмету
-Приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и
иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность
в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
-Нормативные
документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; Конвенция о
правах ребенка; Трудовое законодательство
При
осуществлении воспитательной деятельности педагог (учитель, воспитатель)
должен:
Выполнять
трудовые действия:
-Регулирование
поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
-Реализация
современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя
их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
-Постановка
воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
-Определение
и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
-Проектирование
и реализация воспитательных программ
-Реализация
воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
-Проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
-Помощь
и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
-Создание,
поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
-Развитие
у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду
и жизни в условиях современного мира,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
-Формирование
толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
-Использование
конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Иметь
необходимые умения:
-Строить
воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных
и индивидуальных особенностей
-Общаться
с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
-Создавать
в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников
-Управлять
учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания,
мотивируя их учебно-познавательную деятельность
-Анализировать
реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу
-Защищать
достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
-Находить
ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание
и переживание обучающимися
-Владеть
методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
-Сотрудничать
с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных
задач
Иметь
необходимые знания:
-Основы
законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования
-История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных педагогических) систем, роль и
место образования в жизни личности и общества
-Основы
психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях
-Основные
закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности,
индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации,
приемы их диагностики
-Научное
представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
-Основы
методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды
и приемы современных педагогических технологий
-Нормативные
правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение
мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов
и экспедиций)
При
осуществлении развивающей деятельности
педагог (учитель, воспитатель) должен:
Выполнять
трудовые действия:
-Выявление
в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития. Оценка
параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной
образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия
в школе.
-Применение
инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка.
-Освоение
и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных),
необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные
дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью.
-Оказание
адресной помощи обучающимся.
-Взаимодействие
с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
-Разработка
(совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями
(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
-Освоение
и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу.
-Развитие
у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду
и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни.
-Формирование
и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и
ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения.
-Формирование
системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Иметь
необходимые умения:
-Владеть
профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости
от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья.
-Использовать
в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий.
-Осуществлять
(совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое
сопровождение основных общеобразовательных программ.
-Понимать
документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
-Составить
(совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности обучающегося.
-Разрабатывать
и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с
учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
-Владеть
стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей обучающихся.
-Оценивать
образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и
метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик.
-Формировать
детско-взрослые сообщества.
Иметь
необходимые знания:
-Педагогические
закономерности организации образовательного процесса.
-Законы
развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития.
-Теория
и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.
-Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.
-Основные
закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью.
-Основы
психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
-Социально-психологические
особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
2.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных
образовательных программ.
В
профстандарте педагога представлены требования к УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, отражающие специфику его деятельности.
При осуществлении трудовой функции
педагог должен
Выполнять
трудовые действия:
-Проектирование
образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации
развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
-Формирование
у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной
школе
-Формирование
метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до
уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего
образования
-Объективная
оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия
динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
-Организация
учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
-Корректировка
учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с
учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного
возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения
и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
-Проведение
в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий
по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному
процессу в основной школе
Обладать
необходимыми умениями:
-Реагировать
на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
-Ставить
различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего
возраста, сохраняя при этом баланс
предметной и метапредметной составляющей их содержания
-Во
взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную
образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения
всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и
личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования
Обладать
необходимыми знаниями:
-Основные
и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
-Федеральные
государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных
программ
-Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
-Существо
заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных
способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
-Особенности
региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего
образования
В
профстандарте педагога представлены требования к учителю основной и средней
школы, отражающие специфику его
деятельности. Согласно профстандарту педагога УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ должен
выполнять
следующие трудовые функции:
-Педагогическая
деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
-Формирование
общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
-Определение:
на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином
предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития;
совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими
участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся.
-Планирование
специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или
отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
модификация планирования.
-Применение
специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ
повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения.
-Совместное
с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов
перевода, произношения.
-Организация
олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и
др.
Учитель
должен уметь:
-Применять
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы.
-Проводить
учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий и методик обучения.
-Планировать
и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной
программой.
-Разрабатывать
рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных
общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение.
-Организовать
самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.
-Разрабатывать
и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету
(курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события
современности.
-Осуществлять
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе.
-Использовать:
современные
способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий
(ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и
дневников обучающихся);
разнообразные
формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным
учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего
образования.
-Владеть:
основами
работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой
и браузерами, мультимедийным
оборудованием;
методами
убеждения, аргументации своей позиции;
технологиями
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
-Устанавливать
контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными
представителями), другими педагогическими и иными работниками.
Учитель
должен знать:
-основы
общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика,
психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания
предмета);
-программы
и учебники по преподаваемому предмету;
-теорию
и методы управления образовательными системами, методику учебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов
и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
современные
педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
-методы
и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
-основы
экологии, экономики, социологии;
-Правила
внутреннего распорядка;
-Правила
по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
Учитывая
особые место и роль в среднем общем
образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность
их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте
педагога отдельно выделяются профессиональные
стандарты УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ и УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Согласно
профстандарту педагога в процессе преподавания УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ должен осуществлять следующие трудовые
действия:
-Формирование
у обучающихся:
способности
к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой
способности, на ее ценность;
способности
к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса,
готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов,
определения или предсказания их свойств;
конкретных
знаний, умений и навыков в области математики и информатики;
внутренней
(мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ);
умения
проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;
умения
выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
умения
пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой,
геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат
моделирования (например — вычисления);
материальной
и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических
способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики;
умения
применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи
там, где это эффективно;
способности
преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи,
проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
позитивного
отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям
одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
представлений
о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или
специальности.
-Формирование
и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям
математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков,
факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них
обучающихся.
-Сотрудничество
с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие
инициативы обучающихся по использованию математики.
-Профессиональное
использование элементов информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной
образовательной организации.
-Использование
в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного
обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих
ресурсов.
-Содействие
в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах,
исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и
ученических конференциях.
-Предоставление
информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения
математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий.
-Консультирование
обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания
математики.
-Содействие
формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в
том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и
нового понимания.
-Выявление
совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных.
-Ведение
диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи,
выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
Для
выполнения своих трудовых действий
учитель должен иметь следующие необходимые умения:
-Анализировать
предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его
правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь
обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание
помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
-Формировать
у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического
доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор
различных путей в решении поставленной задачи.
-Решать
задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе
те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад
(включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).
-Совместно
с обучающимися:
строить
логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных
контекстах, понимать рассуждение обучающихся;
применять
методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации,
реорганизации, трансформации;
проводить
анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический
аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же —
для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом;
создавать
и использовать наглядные представления математических объектов и процессов,
рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных
инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с
помощью 3D-принтера).
-Организовывать
исследования — эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях.
-Проводить
различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в
частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
-Поддерживать
баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической
тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала.
-Владеть
основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных,
зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений —
численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных
лабораторий (вероятность, информатика); квалифицированно набирать математический
текст.
-Использовать
информационные источники, следить за последними открытиями в области математики
и знакомить с ними обучающихся.
-Обеспечивать
помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса
математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль
выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других
педагогических работников, в частности тьюторов.
-Обеспечивать
коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный
процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии,
общего смысла идущего в классе обсуждения).
-Работать
с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике
математической культуры.
Знать:
-основы
математической теории и перспективных направлений развития современной
математики;
-представление
о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений;
-теорию
и методику преподавания математики;
-специальные
подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых
русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем
окружении.
Согласно
профстандарту педагога УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА должен выполнять следующие трудовые действия:
-Обучение
методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для
анализирующего информации.
-Осуществление
совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и
реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
-Использование
совместно с обучающимися источников языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации,
подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого
«бытового» подхода («народной лингвистики»).
-Организация
публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных
конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.
-Стимулирование
сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии
семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства.
-Обсуждение
с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.
-Поощрение
индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся; участия
обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных
и других видеопродуктов.
-Моделирование
видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность
является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной
постановки или видеофильма и т.д.).
-Формирование
у обучающихся установки на коммуникацию в максимально широком контексте, в
том числе в гипермедиа-формате; умения
применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного
русского языка; культуры ссылок на источники опубликования, цитирования,
сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав; культуры
диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим
принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Для
осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка должен иметь следующие умения:
-Владеть
методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному.
-Использовать
специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
-Вести
постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию
речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.
-Проявлять
позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона; к родным языкам
обучающихся.
-Давать
этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
-Поощрять
формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
Иметь
необходимые знания:
-основ
лингвистической теории и перспективных направлений развития современной
лингвистики;
-представления
о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих приложений;
-теории
и методики преподавания русского языка;
-контекстной
языковой нормы;
-стандартного
общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.
Добрый вечер, Анна Борисовна! Хочу поблагодарить Вас за важное моё знакомство с его сиятельством "Стандарт"... Всё прочитала, но не понимаю, зачем нам ещё одна бумажка, пусть даже и такая важная! Когда учить детей будем, если только эти новые законы и стандарты изучаем? Надоело, а ничего не сделаешь, всё равно придется вникать и разбираться... Эх... Скачала, спасибо! С уважением, Яна Алексеевна.
ОтветитьУдалитьУважаемая Яна Алексеевна, здравствуйте. Вот и сегодня на педагогическом совете в очередной раз состоялся разговор о ФГОСах, в очередной раз спорили, зачем учителю "технологическая карта урока", говорили о об отличиях "знаниевой" технологии и технологии УУД, а тут еще профессиональный стандарт. "Надо, так надо, будем изучать!", - сказали неуверенно педагоги... А кто - то возразил: "Теперь не только педагогами будем работать, но еще и и возрастную психологую изучать..."
УдалитьИзучать новое - я за! И ФГОС мне нравится, УУД приветствую, портфолио - важно! Изучение психологии - необходимо... Но так иногда себя жалко, совсем нет времени просто художественную книгу почитать... А Вы про НЛП слышали?
ОтветитьУдалитьЭто Вы про нейро-лингвистическое программирование. Слышала, пыталась читать, изучать, дошла, но не до всего. НЛП - это искусство думать и учить думать других. (По секрету – во время учебы в КГУ был очень интересный факультет – факультет общественных профессий, получая образование по специальности «Математика», одновременно получила образование по психологии; последним увлеклась… ) На мой взгляд, НЛП – это то, что поможет при правильном применении изменить самого себя, окружающих (в нашем случае ребят, коллег, если повезет - родителей).
УдалитьУ меня есть несколько интересных книг для педагогов! Я как-то в отпуске очень увлеклась не только чтением такой литературы, но даже лекции стала слушать (по youtube). Так интересно! Нам, педагогам, такие знания нужны, как воздух. Но потом 1 сентября и всё как всегда: захлестнула школа! А скачанные книги остались. Хотите вышлю?
ОтветитьУдалитьЯ тоже в ХГУ училась на факультете общественных профессий, даже какую-то корочку получила...
Спасибо,буду благодарна. Думаю, что найду время прочитать сама, посоветовать коллегам.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна и Яна Алексеевна! Хочу сказать, что когда я была студентом, метод НЛП мы изучали очень подробно и он эффективен только при личном общении. Зато у него очень забавная история возникновения, иногда все самое гениальное рядом с нами, а мы не замечаем!
ОтветитьУдалитьОксана Александровна, здравствуйте. Есть очень известная притча о слоне и слепых мудрецах, которые хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город приехал цирк, где выступал слон. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешить изучить это большое таинственное животное. Один потрогал за хвост и сказал, что слон – это змея. Другой потрогал за ногу и сказал, что слон – это колонна. Третий потрогал за хобот и сказал, что слон – это большой шланг. Но ведь слон – это СЛОН!!! Его нельзя описать по частям, его надо видеть, торгать, слышать целиком. Где - то здесь близко НЛП. Надеюсь, Вы расскажете нам всем забавную историю его возникновения
ОтветитьУдалить