среда, 9 марта 2016 г.

Семинар-совещание по вопросам инклюзивного образования в станице Ленинградской

Здравствуй, читатель. 3 марта в станице Ленинградской Краснодарского края Министерство образования, науки и молодежной политики, Институт развития образования и управление образования Ленинградского района провели краевой семинар-совещание «Создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. Опыт и перспективы». Мне повезло в числе немногих руководителей образовательных организаций города Краснодара присутствовать на данном семинаре. Мероприятие прошло в МБОУ СОШ № 1 им. В.Я. Лавровского ст. Ленинградской совсем не случайно. Школа в течение пяти лет активно работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. С 2014 года она включена в государственную программу Краснодарского края «Доступная среда» и оборудована в соответствии с современными требованиями.
Наша школа тоже включена в данный проект, а потому мне был интересен представленный на семинаре опыт по работе с детьми-инвалидами, причем не только в этой школе но и муниципальном образовании.
Гостей встречали очень радушно, на подъездах к школе были установлены сигнальные таблички, так что проехали мы без лишних вопросов, причем я даже успела рассмотреть местные достопримечательности, подумав о прогулке по станице с фотоаппаратом.


Зарегистрировавшись,  посетили выставку реабилитационного оборудования и техники (Центр реабилитационной техники г. Краснодара), организованную в рекреации школьного здания, получили учебно-методический комплект для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Учимся жить вместе» (ИРО), правда один на муниципалитет, ничего на месте размножим.

Экскурсия по школе была  увлекательной и познавательной 

Рекреации школьного здания
Казачье подворье
Школьный музей


Большая часть экспозиции музея - история жизни Лавровского Захария Яковлевича – первого директора учебного заведения, которое явилось родоначальником и прародителем школы № 1. В 2017 году школа отметит 110-летний юбилей.


Кабинет дистанционного обучения
г.анапа
До начала семинара осталось время, отправляюсь знакомится с достопримечательностями станицы Ленинградской, которая является административным центром муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края расположена на реке Сосыка в 180 км. к северо – востоку от г. Краснодар и 120 км. к юго – востоку от г. Ростов – на – Дону.

Станица Ленинградская основана как куренное поселение Уманское в 1794 году Черноморскими казаками при переселении на Кубань 40 куреней из Приднестровья. Место на Кубани для куреня определено по жребию. В 1842 г. куренное поселение получило статус станицы.

Недалеко от школы находится сквер, заложенный в честь 60-летия Великой Победы.
В станице сохранилось много зданий, которые являются памятниками архитектуры конца 19 – начала 20 веков и представляют историческую ценность. 
Так, в жилом доме купца Арутюнова (1896 г.) уютно расположилась детская музыкальная школа





А в жилом доме купца Богомолова (1911 г.) в настоящее время находится гостиница "Уют", по отзывам участников семинара, приехавших из Сочи, действительно, очень уютная. 



Неподалеку находится кинотеатр "Горн"- первый сельский кинотеатр Смыслова (1907 года), который объявлен историческим памятником и работает до сих пор. 


Первый камень в основание кинотеатра «Мираж» в станице Уманской (ныне Ленинградской) был заложен в 1897 году, спустя всего два года после открытия синематографа в Париже. В 1907 году электробиограф — так тогда называли кинотеатр — был построен на средства семьи Смысловых. В советское время уже кинотеатр переименовали, и с того момента он называется «Горн». До недавнего времени считалось, что «Мираж» был первым сельским настоящим стационарным кинотеатром в России. Но совсем недавно выяснилось, а это установили историки-краеведы, что он был первым такого рода кинотеатром даже в Европе.





В здании бывшей станичной управы (1865 г)  сейчас находится историко-краеведческий музей. 


На здании народного музея размещены две памятные мемориальные доски: в честь провозглашения Советской власти в станице Д.П. Жлобой и в честь приезда в станицу Уманскую Всероссийского старосты М.И. Калинина на агитпоезде «Октябрьская революция».



Поблизости находится библиотека, которая носит имя писателя Бориса Евгеньевича Тумасова, уроженца станицы Уманской. 


Рядом с библиотекой установлен памятник А.Н. Толстому, чуть дальше - А.С. Пушкину.



В центре станицы Ленинградской много памятников

Памятникам труженикам тыла
Землякам, погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны.
Аллея, высаженная ветеранами ВОВ, тружениками тыла
Храма Трех Святителей, Русская Православная Церковь, Кубанская митрополия



Монумент казакам уманского куреня, в честь 200-летия
Кстати, именно в станице Ленинградской находится педагогический колледж, где много различных специальностей. Здесь выпускают воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков, социальных педагогов, учителй информатики и ИКТ. Четыре педагога, работающие в моей школе, окончили это учебное заведение.


Время пролетело незаметно, пора возвращаться на семинар.
С приветственным словом к собравшимся обратилась Кравченко Галина Николаевна, заместитель главы муниципального образования Ленинградский район, специалист Министерства образования, науки и молодежной политики Шелеметьева Елена Николаевна.
Выступление продолжили учащиеся школы - участники агитбригады волонтерского отряда "Мы вместе!"




Баева Наталья Николаевна, директор МБОУ СОШ № 1 им. З.Я.Лавровского, представила опыт работы школы по организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях универсальной безбарьерной среды для инклюзивного и дистанционного образования.

На совещании обсуждались актуальные вопросы развития инклюзивного образования в крае.
Марченко Николай Николаевич, директор государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида ст-цы Ленинградской Краснодарского края представил опыт работы своего ОУ, обратив внимание на необходимость создания ресурсных центров сопровождения инклюзивного образования.
Долгих Андрей Анатольевич, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 г. Ейска Краснодарского края, представил опыт работы образовательного учреждения по теме совещания.

Выступление продолжил Кузма Лев Пранович, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ "Институт развития образования  Краснодарского края, представив особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальной общеобразовательной школы, а также рассказал о возможностях оказания консультационно-методической помощи педагогам, работающими с данной категорией учащихся.


Педагоги школы № 1 ст. Ленирградской показали открытые уроки и мероприятия, в которых приняли активное участие дети с ограниченными возможностями здоровья: уроки дистанционного обучения, занятие театральной студии «Все дороги ведут к людям», занятие педагога-психолога по воспитанию толерантности «Путь доверия». Очень ярко заявила о себе агитбригада волонтерского отряда «Мы вместе!».







Я присутствовала на уроке дистанционного обучения для учащихся 7 классов МБОУ СОШ № 1 и МБОУ СОШ № 4, в которых обучаются дети-инвалиды по слуху; физика (использование цифровой лаборатории с электронными датчиками «Архимед»), модератор группы Вероника Анатольевна Баюра, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; учитель физики – Татьяна Олеговна Балтина. Мне очень понравился урок, чувствуется, что это не для гостей урок, а педагог показала нам все то, что умеют делать дети в двух классах  одновременно.

Завершился семинар-совещание педагогической мастерской «Механизм эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации», во время которой участники мероприятия смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и принятием резолюции по вопросам создания универсальной безбарьерной среды для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
А я вот сидела, слушала, смотрела, восхищалась, завидовала, но все же одна мысль мне не давала покоя: где на всё найти средства? Ведь столько еще в школе предстоит сделать, чтобы среда в полной мере стала доступной для детей с ОВЗ, чтобы педагоги были обучены...

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Очень благодарна Вам за интересный рассказ.
    Т.к. инклюзивное образование входило в число изученных мной дисциплин, когда я училась на логопеда, меня очень заинтересовал Ваш пост. Я вот тоже много думала над инклюзивным образованием. С одной стороны, идея хорошая, она пришла к нам с запада, но дело в том, что в нашем обществе отношение к людям с ОВЗ как к людям с ОВЗ, т.е. не видят человека, а видят его недуг. Это отвратительно. Вот я и думаю: как же можно у нас организовать эту инклюзию? Ведь педагог, работающий в классе, где есть такой ребенок, должен полностью владеть знаниями о недуге своего ученика, чтобы вовремя оказать ему помощь. Или - нужна отдельная рабочая единица в виде воспитателя, который будет помогать своему подопечному, чтобы он не отставал от других. В принципе, это лучше, чем просто ребенок с ОВЗ в обычном классе. Я просто представляю. Это ведь нужно полностью перестроиться на этого ребенка, вовремя заметить, если что не так, а как же остальные дети? Ведь они тоже пришли учиться, а некоторые совершенно искренно приходят на уроки и внимательно меня слушают.
    В качестве альтернативы я думала о соответствующем классе в обычной школе или классах. Т.е. распределить детей: вот эту группа с нарушениями ОДА, эта - с нарушениями зрения, эта - с нарушениями слуха и т.п. Мне всей душой хочется, чтобы эти дети были, как все, я им с большим удовольствием помогла бы, но столько всяких НО. Печально, но сдается мне, в России это невозможно: просто не выделят столько средств на пандусы, специальные приспособления, лифты, столовую, учебные материалы и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, соглашусь с Вами, проблем много. Первая, в школах не так уж и много детей с ОВЗ с одинаковыми нарушениями. в класс их не объединишь. Во-вторых, практически нет грамотных специалистов, в-третьих - отсутствие штатных единиц... Идея о полной инклюзии замечательная, а как ее правильно внедрить, как сделать обучение таких деток комфортным во всех отношениях? Вопросов лично у меня больше, чем ответов)))
      Спасибо за Ваше неравнодушие и объективные взгляд на окружающую нас действительность

      Удалить
  2. Анна Борисовна,здравствуйте!Поймала себя на мысли-насколько плохо лично я знаю районы,их историю.Восхищена и удивлена огромным количеством архитектурных и исторических памятников, мемориальных досок. То, что видно на фото радует ухоженностью.Ваша прогулка не только познавательна, но и обучающая. Спасибо!
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, и я себя тоже на такой мысли ловила. Часто проезжала по ст. Ленинградской (по главной улице, проездом), а что стоит остановится на пару-тройку часов, посмотреть, прочитать. Эх, проходим мимо нашей истории))) А станица, действительно, очень ухоженная, мы это отметили, высказав единодушно мнение хозяевам семинара.

      Удалить
  3. Спасибо, Анна Борисовна за рассказ о станице Ленинградской. Часто проезжаем мимо, даже не думала, что там сохранилось много исторических зданий. А в кинотеатр даже захотелось сходить.
    Плохо пониманию систему инклюзивного образования, но если это кому -то нужно, значит, об этом стоит говорить. все дети должны быть равны во всем

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, доступное образование должно стать нормой жизни для каждого дошкольника, школьника, студента и т.д. Сколько еще ребят с ОВЗ ждут своей очереди на создание условий для дистанционного обучения или для обучения в образовательной организации.
      А инклюзивное образование - это есть включение детей с ограниченными возможностями в обычную образовательную среду

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Историческое прошлое станицы богато,культурное наследие вызывает восхищение.Очень понравилось казачье подворье у школы.Чувствуется дух Кубани!Молодцы! Вот она родина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Бахткалеевна. добрый день. У нас на Кубани во многих школах есть свои казачьи подворья, если, конечно, территория позволяет. Увы, в нашей школе свободной не, но мы не огорчаемся, весь воспитательный процесс строится на традициях и культуре Кубани

      Удалить
  5. У нас в школе с 2009 года у детей с ОВЗ есть возможность заниматься дистанционно.У ребят дома установлено специальное оборудование для обучения с помощью Интернет технологий. В набор для ученика входят компьютер, графический планшет, принтер, WEB-камера, «флешкарты», ну и программное обеспечение, конечно. Но от восторга родители и учителя воздерживаются, очень быстро и часто оборудование выходит из строя. Не все дети могут работать на специальной технике, им гораздо интереснее "сидеть" в контакте. Ну а в школе организовать инклюзивное образование еще сложнее. Многому предстоит научиться учителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас тоже один ученик обучается дистанционно, но только часть предметов (10 часов) - в дистанционном центре базовой школы, а часть предметов 96 часов) - наши учителя ходят домой.
      Хочу отметить, что в соответствии с российским законодательством дети с ОВЗ могут получать образование по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, а также в общих классах и группах системы общего образования. Но в каждом случае есть свои трудности, главная из которых - это отсутствие адаптивных образовательных программ и кадры)))
      Спасибо, Татьяна Евгеньевна за ваше мнение, оно важно для меня

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Это хорошо, что в последнее время стали больше уделять внимание вопросам инклюзивного образования! Отлично, что коллеги делятся своим опытом работы с детьми с ОВЗ. Сама бы поучилась! Вы спрашиваете, где взять средства? На селе эта проблема ещё больше ощущается.Ну, это я так о своём...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если коррекционные учреждения имеют в своем штате дополнительные единицы логопедов, дефектологов, и т.д., то в образовательной школе этого не предусмотрено. А помощники для детей-инвалидов с нарушениями ОПА?
      И еще, одна из важных составляющих инклюзивного образования — готовность учителей ребенка с ОВЗ в класс. Но у нас подготовка специальных педагогов ориентирована исключительно на работу в системе специальных школ, а система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования только начинается. У меня прошли курсы два учителя: физкультуры и нач. школы (такова разнарядка), а дети - инвалиды у нас в других классах)))
      Спасибо, я услышала Ваше мнение

      Удалить
  7. важно, чтобы образование было доступно каждому. но так нам в работе не хватает образовательных программ адаптивного типа, все-таки среди нас мало педагогов, имеющих специальное образование для работы с детьми, имеющими ограничения в здоровье

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот в том то и проблема. ИРО КК обещает с этим помочь в скором времени

      Удалить
  8. Когда давным давно... я побывала в ст. Ленинградской. Именно педагогический колледж привлек моё внимание. Хороших специалистов выпускает это учебное заведение.
    Инклюзия... одновременно столько сложностей и добрых нужных начинаний. Соглашусь с мнением Светланы Николаевны, возникает очень много трудностей. Западное направление подхватили в нашем образовании, но к сожалению не подхватили идею расширения штатных единиц.
    Каждый ребенок имеет право на общение, обучение. Я считаю, что самое главное, чтобы особенный ребенок чувствовал себя комфортно в социуме. Чтобы ребёнок развивался, достигал успеха, а окружающие могли радоваться его маленьким и большим победам. Работать с такими детками нужно системно, чтобы специалисты находились всё время в контакте с детьми, и обучение должно строиться на взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Инклюзия не ограничивается одними пандусами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, огромное спасибо, Ваше мнение мне было очень важно услышать, тем боле, что проблемы в инклюзивном обучении в ОУ в школах одни и те же.
      Особый ребенок развивается, когда он копирует образцы поведения. Он видит, как действуют обычные дети, повторяет, не имея возможности общаться со сверстниками, ребенок может остановится в своем развитии, многие способны получать образование в школах обычных, вместе с обычными детьми. Постараемся для этого создать условия.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Мне было интересно абсолютно все: и экскурсия по станице Ленинградская, и впечатления о школе и уроках! Наш лицей тоже является участником этой программы. В некоторых классах есть детки с ограниченными возможностями, но их не так много.
    Здорово, когда школы финансируют..., но,к сожалению, мало и очень избранно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый день. У нас тоже немного детей, более того, колясочник не может пока обучатся в школе, так как есть только пандус и подъемник, а вот ни санитарной комнаты, ни расширенных дверных проемов в нет, увы)))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Огромное спасибо Вам за рассказ! Всегда интересно узнать о том, как живут другие школы! Очень понравилась экскурсия по станице, памятные доски... Но Вы совершенно правы - на простом энтузиазме не вытянешь ВСЁ, все направления! Нужно МОЩНОЕ финансирование, постоянное, чтобы хватило на всех детей! А с этим - беда...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, многие коллеги были удивлены. что вместо того, чтобы пить в столовй школы предложенный час и отдохнуть с дороги, мы с Татьяной Владимировной, моей коллегой и вечной спутницей, отправились на экскурсию по станице. Спасибо, прохожие рассказали.где поблизости есть интересные места.
      А средства... Их вообще на всё катастрофически не хватает, не то что на "доступную среду"

      Удалить
  11. Спасибо за рассказ о Ленинградской, Анна Борисовна! Сама там не была ни разу, но наслышана о этой станице со студенческих лет. В мои годы Ленинградское педучилище считалось одним из лучших в крае. Именно из его стен выходили самые высококвалифицированные специалисты.
    Конечно, для себя отметила все, что связано с казачеством. Понравилось. Отметила и школьный музей. Все-таки как хорошо, когда в школе есть отдельное для этого помещение.
    А финансирование и кадры? Да уж, вопрос, действительно, непростой. И, наверное, в ближайшее время пока неразрешимый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Музей... Это для меня больная тема. Когда-то в школе он был, потом перестройка... Потом кое-что собрали, систематизировали, но увы, ни помещения, ни увлеченного этим делом человека нет.Да и средства для музея играют немаловажную роль)))

      Удалить
  12. В России проживает около 10 миллионов инвалидов, из них – примерно один миллион – это дети. 20 процентов таких детей умирают в младенческом возрасте, остальные попадают в интернаты, или, что значительно реже, остаются жить в семье. Школьное время решает многое – или человек пойдет в жизнь, или он пойдет к дальнейшей инвалидизации и полной дееспособности. Это стопроцентная истина. Важно детям помочь найти свое место в жизни, чувствую себя полноценным гражданином общества. Программа хорошая, лишь всем детям была дана возможность быть равным среди сверстников

    ОтветитьУдалить
  13. Анна Борисовна, с интересом прочитала Ваш рассказ и рассмотрела фото-никогда не была в станице, только вспоминаю рассказы дедушки, он родом из станицы Островской Волгоградской области. Казачье подворье? Как интересно!
    В нашем Центре образования родители против дистанционного обучения, говорят, что дети и так мало общаются, хоть с учителями пообщаются "вживую".

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Прикрепить файл
Число на картинке
"