среда, 12 марта 2014 г.

Повышение профессиональной компетентности педагога. Часть первая: самообразование

 Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток;
но не иметь самостоятельных мыслей
— еще гораздо больший;
самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
К. Д. Ушинский

Сегодня к разговору я приглашаю всех, а адресую свою статью тем педагогам, которые, получив диплом, переступив школьный порог и примерив на себе костюм строгого учителя, поставили вместо многоточия точку на своем дальнейшем образовании.
Мы живем в век информационных технологий, когда в  обществе происходят глубокие и стремительные перемены, а потому общество всегда предъявляет именно к учителю самые высокие требования. Вы задумывались? Для того чтобы учить других, нужно знать гораздо больше, чем все остальные. Сегодня в школе востребован творческий педагог, способный мобилизовать свой личностный потенциал, умеющий выполнять одновременно несколько функций: обучающую, развивающую, воспитательную, пропагандистскую, методическую и др. Сегодня, учитель - это не только и не столько мастер, способный учить школьников находить нужные знания в океане современных наук, сколько еще и мастер самообразования – познавательной деятельности, управляемой самой личностью.  
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом высшего или средне-специального учебного заведения. Она определяется личными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы. Однако, имея огромные способности и желание к самообразованию, учитель не всегда способен реализовать это на практике. Одни ссылаются на нехватку времени, другие – на нехватку источников информации, третьи – на отсутствие стимулов и др. Уверена, что это всего лишь отговорки, проявление инертности и лености. Что может быть лучшей «профилактикой душевного старения человека», как не потребность к самосовершенствованию?
Время всегда можно найти, научившись его рационально использовать, информация так и «валится» на нас со всех сторон – бери, обработай, преломи под себя, действуй. Ну, а стимулы? Сейчас руководитель имеет в школе достаточно возможностей для стимулирования как творчества и самообразования, так и профессионально роста учителя. А если кто-то считает, что самообразование (повышение квалификации) необходимо для того, чтобы раз в 5 лет аттестоваться на квалификационную категорию – первую или высшую, или пройти аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, то я соглашусь, но только лишь отчасти. Почему? На мой взгляд, есть более весомые мотивы:
•Научный прогресс. Быстро меняющиеся тенденции, особенно в обществнных дисциплинах, психологии и педагогике.
•Работа с информацией. Подготовка к урокам, внеклассным мероприятиям, выступлениям, ученическим и родительским собраниям, семинарам, педсоветам, олимпиадам, творческим и профессиональным конкурсам – все это требует от учителя поиска и анализа новой информации.
•Творческая составляющая. Настоящий педагог должен иметь желание  работать в удовольствие и по-новому. Нельзя каждый год работать по одному плану, одному сценарию.
•Изменение общественного сознания. Оно, в первую очередь, отражается на учениках (возрастной ценз родителей год от года снижается), формирует их мировоззрение, и соответственно, очень часто, учитель становится «несовременным человеком»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, оформляя ребенка в школу, уже выбрали себе учителя, классного руководителя.
•Общественное мнение. Педагог не может быть безразличным, если его не считают современным. Плохим, отсталым учителем быть обидно.
•Интерес. «Век живи – век учись!» Как, не повышая свою компетентность, можно учить других? Вправе ли педагог в таком случае преподавать?
•Материальное стимулирование. Квалификационная категория учителя, мнение экспертных групп и аттестационной комиссии, стимулирующие надбавки, премии по результатам работы,  даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний, без самообразования  этого не добиться.
Как видите, аттестацию и стимулирование труда я поставили на последнее место в выборе МОТИВОВ к самообразованию.
В чем, на мой взгляд, чем заключается процесс самообразования? В том, что учитель самостоятельно добывает знания из различных источников: 
-средства массовой информации (телевидение, газеты, журналы, Internet);
-литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) на печатных, видео, аудио и цифровых носителях; курсы;
-семинары и конференции, мастер – классы, открытые уроки, семинары, практикумы, методические объединения и педагогические советы;
-экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия;
-дистанционные и внебюджетные курсы по выбору педагога, курсы повышения квалификации;
-сетевое взаимодействие (об этом напишу позже).
Кто-то, может быть, со мной не согласится, разделив все источники на две категории: источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Да, однако, они могут способствовать тому и другому одновременно, формируя профессиональную компетентность педагога.
Прежде чем говорить о результатах самообразования, хочу подчеркнуть, что начинать его следует с выбора темы и составления списка результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно: достиг одного, шагай дальше…)
Что же имеет педагог в результате самообразования?
•разработка и проведение открытых уроков, внеклассных занятий, массовых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
повышение качества преподавания предмета; рост мотивации учащихся к обучению;
•публикация дидактических материалов и тестов, методических пособий;
•разработка новых форм, методов и приемов обучения, в рамках современных образовательных и информационных технологий;
публичная презентация общественности и педагогическому сообществу результатов своей педагогической деятельности, опыта работы
•проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
А где же педагогу презентовать опыт своей работы по теме самообразования?
Это можно сделать у себя в школе, подтвердив результатами КДР, ОГЭ, ЕГЭ, результативностью обученности учащихся, участия в творческих, предметных и спортивных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Достижения детей – заслуги Ваши.
Можно пригласить к себе на открытый урок, внеклассное мероприятие, внеурочную деятельность или принять участие в семинаре, работе методического объединения, педагогического совета, творческих декадах, конференциях, педагогических чтениях. Здесь Вы уже презентуете опыт своей работы.
А за рамками своей школы? Точно также – участие в работе семинаров, практикумов, проведение открытых уроков, мероприятий, но только уже для коллег других школ округа, города, может быть и края, или выше… А еще можно продемонстрировать свое самообразование через участие в различных конкурсах очных, заочных, дистанционных.
Я не стану останавливаться на дистанционных конкурсах (их можно найти в Интернете). Почему? Ну не жалуют у нас их: не влияют они на рейтинговую оценку  деятельности общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар и не повышают показатели эффективности деятельности руководителя школы.  Но это нисколько не значит, что я против участия  - сама имею более десятка грамот и дипломов (как учитель математики, информатики). Участвуйте для себя, для  морального удовлетворения, для подтверждения своей профессиональной компетентности (Кстати, о дистанционных конкурсах можно найти много интересного в блоге Лилии Павловны Казанцевой. Кто ищет – то всегда найдет!!)
А вот, например, наши городские и краевые мероприятия:
Фестиваль педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе», Краснодарский педагогический марафон, «Россинские педагогические чтения», конкурс методических разработок и сценариев «Последний  школьный звонок», «Первый звонок», «Единый Всекубанский классный час и т.д. Далее, профессиональные конкурсы «Учительские весны» (для молодых учителей со стажем работы до 5 лет),  «Учитель года» (основной или в номинациях «Кубановедение», «Основы православной культуры»), «Мой лучший урок», «Лучший урок письма», «Педагог-психолог», Самый классный руководитель», «Учитель здоровья России», «Воспитание в новой школе: поиск продолжается» и др.
Ну, а уж если совсем отважиться, то можно принять участие в конкурсе «Лучший учитель» в рамках ПНПО, на получение 200 тыс. рублей (но тут нужно, ох как, потрудиться). 
А еще презентовать свой опыт педагог может (или должен?) в ходе своей аттестации.

Самый яркий пример самообразования опубликован на блоге ГЕОГРАФОЧКА (автор Казанцева Лилия Павловна) «Серебряные серферы, или Как преодолеть цифровое расслоение общества?»
А еще я считаю, что каждый из моих новых друзей – коллег - блогеров занимается самообразованием открыто, доступно, наглядно, тем самым невольно участвуя в образовании других. Спасибо!
P.S. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

Фотография когда - то очень понравилась, скачала в Интернете.

Статья по материалам журнала "Завуч.Управление современной школой2

31 комментарий:

  1. Валеева Ирина Николаевна, учитель русского языка13 марта 2014 г. в 20:21

    Здравствуйте, Анна Борисовна. Являясь учителем - наставником всегда начинаю работу с молодыми специалистами с выбора методической темы по самообразованию. Учитель, особенно молодой специалист, должен быть заинтересован в познавательной деятельности, причем делать это он должен добровольно и осознанно. У нас работает "школа молодого специалиста" и раз в четверть мои "девочки" делятся своими наработками по темам самообразования. Полезно всем. Был забавный случай, когда учитель начальных классов, рыдая, жаловалась на то, что родители ее учат проводить родительское собрание. "Не пищать! Учиться", таков был мой ответ. Стали к собраниям готовиться вместе. Следующее собрание прошло на "ура"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Николаевна. Я уверена, что "школа молодого учителя", школа наставников есть в каждом образовательном учреждении. А еще очень хорошо, если молодым педагогам помогает педагог - психолог. А вот как быть, если все молоды? Учиться, спрашивать, пробовать... А есть такие родители, у которых тоже можно многому научиться.

      Удалить
  2. Здравствуйте, спасибо за советы, но стоит ли всем учителям так напрягаться? Родителям порой не современный учитель нужен, а "добренький", легко подстраивающийся под желание "крутых" мам и пап видеть своих детей отличниками. Нет хороших отметок - плохой учитель, делает замечания – плохой. Кому от этого лучше? Вот бы еще и родители самообразовывались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Родителей нужно заинтересовать детским творчеством и учебной успешностью, прооектной деятельностью, совместными мероприятиями, тогда родитель не станет требовать от Вас только хороших оценок (кстати, может быть исамообразованием займется), он захочет учителя - профессионала для своего ребенка. Уверена, напрягаться следует всем!

      Удалить
  3. Игнатенко Светлана13 марта 2014 г. в 22:06

    Здравствуйте, Анна Борисовна. Действительно, чаще всего самообразованием (самопознанием) занимается педагог со стажем, чувствующий изменения в обществе и связывающий эти изменения с с преподаванием. Педагог должен жить в "ногу со временем", иначе его будут учить родители (дети?). Потребность в самообразовании должна возникать на любом этапе профессионального роста педагога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана. Полностью с Вами согласна. Именно мои ученики (в их числе и моя дочь) подтолкнули меня к формированию IT-компетенций: стала не только дипломированным преподавателем математики, но и учителем информатики, системным администратором, специалистом по "железу" и "софту". Спасибо ребятишкам - всего лишь один раз, шутя, установили пароль на мой рабочий компьютер, и никто не пытался его запомнить. Теперь я умею много, но продолжаю учиться.

      Удалить
  4. Чтобы занять достойное место в обществе через профессию, педагог всегда должен быть на высоте, а значит постоянно повышать свою профессиональную компетентность. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования: "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями); "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности); "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования). Все остальные годы педагог выступает в роди исследователя, а объектом исследования выступает самообразование.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Михайловна! Вы - настоящий пример педагога - профессионала. Ваше творчество, трудолюбие, саморазвитие и самопознание позволяют добиваться высоких результатов.
      Спасибо. Многому училась и учусь у Вас. Здоровья!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Спасибо за интересную и очень значимую статью! Полностью согласна, что самообразование является очень важным элементом профессионального развития педагога! Конечно, при этом не избежать вопросов о том, зачем нужно тратить своё время на это, зачем тратить деньги и силы... Но я думаю, что учить современных детей, не учась самому, это не совсем правильно.

    Если позволите, но вот с этими словами не соглашусь:
    [co="red"]"Я не стану останавливаться на дистанционных конкурсах (их можно найти в Интернете). Почему? Ну не жалуют у нас их: не влияют они на рейтинговую оценку деятельности общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар и не повышают показатели эффективности деятельности руководителя школы. [/co]"
    Почему? А ведь и курсы и конкурсы (даже дистанционные) бывают разные. Прежде всего нужно обращать внимание на то, кто Организатор. На небезызвестном Вам сайте «Педагогической планеты» (организатор – Томский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ педагогический университет) стали проводить новые курсы ПК (благодарю за ссылку на этот пост!), так они для того, чтобы убедиться в том, что на курсы записался именно УЧИТЕЛЬ, просят выслать копию диплома. А на всех их грамотах и дипломах сверху написаны слова, наличие которых обычно является основанием для засчитывания документа и на ПНПО и на аттестацию: «Министерство образования и науки РФ»… Вот пишу Вам, а сама и не знаю, как именно будет выглядеть документ (удостоверение) о прохождении курсов… Но пока Томск не подводил… Так что, я снова «курсантка»)))))

    А по поводу городских и краевых конкурсов я всегда немного огорчаюсь… Очень часто информация до меня или не доходит, или доходит, но поздно. Конечно, помогают официальные сайты КНМЦ, ККИДППО, ДО Краснодара…

    Спасибо Вам за добрые слова в адрес блогеров! Наверное, блогерство также можно отнести к самообразованию как в техническом, так и в содержательном плане. Ведь рассказывая о себе (а для этого нужно реально что-то сделать!), читая о других, получаешь новые знания, которые позволяют «впитывать как губка» опыт других людей и учиться новому…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловловна. К сожалению, не только Вы не успеваете следить за нашими конкурсами, иногода в школу присылают Положения о конкурсах, а участвовать нужно было уже вчера...
      Лилия Павловна, предлагаю Вашему вниманию проект приказа "О рейтинговой оценке деятельности общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар" (http://school53.centerstart.ru/sites/default/files/1_reytingovaya_ocenka.pdf). Обратите внимание на приложение 2 "ПЕРЕЧЕНЬ
      Конкурсов, учитываемых при проведении рейтинговой оценки деятельности общеобразовательных организаций муниципального образования город Краснодар". Я думаю, Вы поймете, почему я так написала про дистанционные. Не Я против, я - ЗА, но получается, что участие в них - личное дело учителя; поощрить, поблагодарить можно на уровне школы, а вот где - то ВЫШЕ..., оказывается - не тот фасон.
      Но я в очередной раз призываю всех, в том числе своих школьных коллег - участвуйте, учитесь и учите других!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Анна Борисовна! Спасибо за интересный документ! Теперь я поняла, почему у меня нет самого современного кабинета географии)))) Этого нет в рейтинге))) Да и с удивлением посмотрела вообще, какие конкурсы и каких уровней учитываются... Непросто руководителям!
      Вы правы - в рейтинге школы многое не учитывается, вот и будем потихонечку, сами...

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень злободневную тему вы "подняли" в своей статье. Я испытала шок, когда узнала статистику. Оказывается, 1/3 учителей готовится к урокам до 2 часов в день,1/3- 30 минут, а каждый 5 практически не готовится. Около 70% учителе не изучают литературу по предмету, а 90% - по психологии и педагогике. Каждый 5 - не изучает ничего! Только 1-3 - занимаются самообразованием (по собственному признанию). А ведь учитель - это ключевая фигура в школе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Александровна! Я даже могу сопоставить данным категориям (по статистике) представителей из наших коллег. В школе есть педагоги, которых приходиться "толкать". Кто -то очень сетовал на то, что нет компьютера в классе, проектора, интерактивной доски, камеры... Ну и что - теперь есть. Ну, кто бы обучил? А кто бы подготовил? А кто бы ... А самим слабо? А к ребятишкам обратиться - они тоже могут помочь! Вот и призываю всех: учиться - всегда пригодится.

      Удалить
  7. Людмила, родительница Ваших учеников14 марта 2014 г. в 20:48

    Анна Борисовна! Как же Ваша статья злободневна. Ведь не только педагог должен учиться. Учиться должен каждый, кто хоть немного понимает, что современное общество в век информационных технологий шагает семимильными шагами, а за всем нужно успеть. А что вы умаете по 44 ФЗ? Изучаем сами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, рада общению. В любой профессии важно быть в ногу со временем. В век информационной и научно-технической революции, в век атомных электростанций и завоеваний космоса наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. А это обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования, профессии, возраста заниматься самообразованием. Современные знания одинаково нужны рабочему и ученому, врачу и учителю, выпускнику школы, вступающему в жизнь и убеленному сединами пенсионеру.
      А насчет Закона 44-ФЗ: сейчас обучаются три человека, а я изучаю дистанционно, помогает мне в этом блог Ларисы Поповой http://zakupki.pln500.ru/ Рекомендую

      Удалить
  8. Здравствуйте, вот что я думаю, самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Спасибо учителям, которые с которыми интересно, кто не ругает за планшетник, нетбук, на них можно сделать многое, в том числе и домашние задания и контрольные тесты. Вредно для здоровья, скажете ВЫ? Да, но ведь их производители думали об эргономичности, и, думаю, что в школе дети занимаются не пять уроков подряд на планшетниках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Роберт. Так Вы и не хотите рассказать о себе. Лично я не против обучения с использованием цифровых устройств; но ведь не все школьники их имеют, а есть те, кто хитрит и использует не по назначению Как тогда учителю строить учебный процесс на уроке. А вот для дистанционного образования ипользовать можно и нужно.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я считаю, что главный в классе - учитель, а не то новое оборудование, которое красиво стоит на тумбочке или висит на стене. Поэтому меня так удивляют слова тех учителей, которые сетуют на его отсутствие. Помню, когда у меня так же не было ничего в кабинете, кроме доски и мела, мы прекрасно работали с детьми, а для "особенных" уроков я просилась в другие кабинеты, вечно кочевала с классом (надо было попасть в "окно" другого кабинета)... Может, поэтому мне и поставили все оборудование одной из первых в начальной школе, чтобы не "доставала":-). Учиться надо работать с оборудованием, а еще продумывать, когда и как его лучше применить на уроке. И конечно, искать новые приемы организации работы с детьми. Для этого и необходимо самообразование.
    Спасибо Вам за возможность подумать, Анна Борисовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же Вы правы. В школе сторлько обрудования, но мне очень обидно, что многое еще у отдельных коллег не нашло своего применения. А детишки ждут интересных уроков, занимательных заданий, наглядности...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Спасибо за интересную и актуальную статью! Всё правильно: достиг одного - шагай дальше! В нашем ДОУ больше половины воспитателям далеко за 50, а троим 70-73 года... В свой адрес постоянно слышу злобное: "Опять что-то придумала, выпендривается...". Используют то, что у них уже много-много лет, ничего нового, одна муштра. А я за креативность, за самообразование! А иначе скучно жить не только воспитанникам, но и мне.
    С удовольствием у Вас остаюсь в ПЧ, с уважением, Жанна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевнеа. Рада знакомству с Вами, спасибо за понимание, за то, что вы так творчески работаете с малышами. Как же Вам должно быть трудно.

      Удалить
    2. Прочитала комментарий Жанны Витальевны и снова задумалась: ведь обо мне так же говорят.
      "Больше всех надо", "Голубева - звезда" (в отрицательном контексте), "Снова выпендривается" - это лишь часть того, что я слышу. Может, и не надо прислушиваться? Правильно, не надо. Иначе для чего я работаю=живу?
      Жанна Витальевна, Анна Борисовна! Продолжаем развиваться? Ведь это так здорово!

      Удалить
    3. Здравствуйте, коллеги!
      Позвольте и мне вклиниться в беседу...
      Ольга Николаевна,
      Жанна Витальевна, а я знаю, какой этап наступает в отношении педагогического коллектива после этапа "она выпендривается" и "больше всех надо"))))) Сама прошла, причём была с обеих сторон "баррикад"!
      Несколько лет назад меня удивляла одна учительница в школе - и везде участвует, и на конференции ездит (правда, активность проявлялась только в узкоспецифичном предметном направлении), и в ПНПО хочет, ей что, больше всех надо??? Так думала я.
      А потом моя жизнь круто изменилась. Крах семейной жизни принёс огромную массу свободного времени, которое просто некуда было деть... И в моей жизни появился интернет и участие в профессиональном конкурсе. Что именно из них стало главным - я не знаю, но спустя два года на этапе "выпендривается" и "скоро её везучка пройдёт", совпавшем с замужеством, оказалась я. Привыкали коллеги к тому, что в коллективе появилась ещё одна "звезда" долго и проблематично)))) "Звезда" молчать не привыкла. Но они привыкли и успокоились. Теперь те, кто раньше возмущался моими успехами, не только смирились с ними, но и стали обращаться за помощью. А я и не отказываю. Мне не жалко научить... Тем более, объясняю я быстро и доходчиво. А вот самые-самые активные на этапе "больше всех надо" с моей помощью стали... почти такими же))))) Ну не должна ж активность неправильная пропадать... Обращаем её в самообразование и активность правильную, идущую во благо детям и образовательному процессу... Так что теперь слова про "звезду" я не слышу.
      Ну что поделать-то, если на месте не сидится? Только развиваться дальше! )))

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, Жанна Витальевна и уважаемый заинтересованный читатель.
      [ce][co="brown"]Движение - это жизнь[/co][/ce]
      Движение педагога (воспитатель, учитель) – это титанический труд к профессиональному росту. А любой труд можно оценить именно исходя из профессиональных критериев, а где оценить, как не на поприще профессиональных конкурсов, методических разработок, а также результативности детской деятельности. Ну, получилась «ЗВЕЗДА», теперь главное – не заболеть «звездной болезнью», не оторваться от коллектива; нужно стать полезной коллегам, детям, родителям; нужно развиваться, нужно помогать рождению новых «звезд»
      Как правило, настоящие учителя-звёзды не кичатся тем, что заслуг много, не требуют элитных классов, отобранных детей, подношений от родителей. Важно человеческое отношению к малышам, школьникам, умение зажечь каждого, на его собственном уровне, дать детям успешный старт.

      Удалить
  11. И ещё забыла написать по поводу Ваших слов: "А еще я считаю, что каждый из моих новых друзей – коллег - блогеров занимается самообразованием открыто, доступно, наглядно, тем самым невольно участвуя в образовании других". Так вот у нас ни методист, ни заведующая ни разу за два года существования моего блога, не нашли время заглянуть, посмотреть, оценить... Зато люди, не только из России, благодарят за то, что я их своей работой вдохновляю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень, жаль, что близкие коллеги порой равнодушны к нашему творчеству, к нашему стремлению поделиться своими знаниями и опыт с другими. Как же мне понятно и близко Ваше желание быть нужнной, быть востребованной...

      Удалить
    2. Боже мой, Жанна Витальевна, мы словно близнецы!
      Как к Вам никто не зашёл, так и никто из коллег не интересуется! "Мне это неинтересно!" - можно часто услышать.
      А мне обидно: комментируют сообщения блогодрузья из разных уголков нашей страны, а свои коллеги где? Ау! В ответ тишина.

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, прочитала... остается только вздохнуть и выдохнуть! И дальше работать= жить!!!

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, Жанна Витальевна, как правило, так оно и есть. Обидно, когда близкие коллеги, просто зашли, что - то прочитали, встретившись, что-то сказали. Равнодушие, а отсюда - застой, некомпетентность, инертность, пассивность.. Ну и ладно... Двигаемся дальше...с теми, с кем интересно

      Удалить
  12. Здравствуйте, Анна Борисовна! Замечательная статья! Лично я считаю, что профессиональное самообразование, повышение своей компетентности - это одно из секретов профилактики эмоционального выгорания. НУ как выгореть, если есть подпитка новыми эмоциями в виде знаний.

    Одним из способов повышения проф. компетентности - ведение блога. Еще два года назад когда меня обязали вести блог я это воспринимала как тяжкую ношу, но сейчас я благодарна тем людям - блог - это кладезь новых идей, знакомств с коллегами. За это время я столько узнала, сколько не узнала, обучаясь в ВУЗе.

    Спасибо Вам за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алена. Действительно - самообразование (тем более через общение в блоге) - это важное лекарство против профессионального самовыгорания, возрастной депрессии, годовой усталости или раздражение от маленькой зарплпаты!.. Спасибо Вам за отзыв!
      Давайте пообщаемся на эту тему.

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"