понедельник, 31 марта 2014 г.

Повышение профессиональной компетентности педагога. Часть третья: персонифицированная модель

Никогда не считай, что ты знаешь все, 
что тебе уже больше нечему учиться.
Н. Д. ЗЕЛИНСКИЙ

На днях на работу пришла устраиваться учитель начальных классов, судя по всему, человек, интересующийся новинками образования, владеет информационными технологиями (причем, познакомились мы с ней через общение в блоге). Речь зашла о курсовой переподготовке, мол, училась по персонифицированной модели. Что это? Вопрос ввел мою собеседницу в ступор. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.
В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ, заказ конкретного педагога (учреждения) системе повышения квалификации. На протяжении многих лет в системе повышения квалификации преобладал такой подход, когда учителям (раз в пять лет) давали одинаковое содержание в одинаковой форме, отличие лишь заключалось в преподаваемом предмете. По итогам обучения педагог получал удостоверение, и этого было достаточно. Для чего? В основном - для аттестации. Сейчас наступил период, когда учитель сам заинтересован в повышении свой квалификации, в профессиональной переподготовке. На курсы (очные, очно-заочные, дистанционные) приходят учиться люди разного опыта, разного возраста, с разной целью, рзной мотивацией, причем им нужны совершенно отличные знания и уровень их получения. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении. Так что же представляет собой персонифицированная модель? Каковы ее составляющие
Первая – это общепедагогическая составляющая, которая реализуется через модульные курсы, адресованные тем, кто заинтересован в расширении своих знаний в области социологии, педагогики, психологии, воспитания, дополнительного образования учащихся, менеджмента, экономики, в преподавании своего предмета. Одним словом,  это адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей система обучения.
Второй момент. Система обучения персонифицирована с точки зрения того задания на повышение квалификации, которое задает каждое образовательное учреждение (в частности – школа) в зависимости от программы развития, от особенностей тех проектов, которые в школе реализуются, в которые включен учитель (причем не только в самой образовательной организации, но и в округе, городе, крае и т.д.) Это, действительно, персонификация и на уровне деятельности каждого конкретного учителя, тех функций, которые он несет и как учитель-предметник, и как член педагогического коллектива, как член педагогического сообщества. Например, курсы методистов, тьюторов, курсы кандидатов в члены предметных комиссий ЕГЭ, курсы экспертов ЕГЭ, курсы членов ГЭК, курсы специалистов ШВР и т.д., ну и, конечно, курсы учителей - предметников.
Где есть такие курсы? Да, практически, везде. А у нас – это ГБОУ Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования – один из крупнейших центров повышения квалификации работников образования юга России, где есть бюджетные и внебюджетные курсы. На бюджетные курсы, как правило, попадают по заявке, которую составляет образовательное учреждение заранее на календарный год (на это выделяются средства). Не хватило мест, пришел новый педагог, есть потребность в обучении – ищем средства, направляем учителя на внебюдждетне курсы.
А вот если педагог сам решил обучиться, то можно это сделать и дистанционно. Хочу заметить, учителя стали требовательнее относиться к выбору курсов и к учреждению, которое проводит курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку по персонифицированной модели. Дистанционное обучение значительно расширяет спектр курсов и самое главное – дает возможность их свободного и самостоятельного выбора. Кроме того, организация такого обучения, не требует больших затрат, да и учиться можно не выходя из дома.
Цель моей статьи – акцентирование внимание именно на особенностях персонифицированной модели повышения квалификации и курсовой переподготовки, а вот если есть желание дистанционно повысить свою квалификацию, выбрать интересный модуль для самообразования, то советую прочитать материал на блоге Географочка учителя Казанцевой Лилии Павловны
А коллега, которая пришла в школу, мне понравилась, наша школа ей тоже. Если ничего не нарушит наши планы, то с августа начнем сотрудничество.

13 комментариев:

  1. Анна Борисовна! Ваша статья о персонифицированной модели курсов как нельзя оказалась кстати - я сегодня для себя решала эту проблему, и соглашусь с вами, что сегодня учителя действительно стали более требовательны к повышению своей квалификации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Галина Ивановна. Действительно, учитель нуждается в грамотных и своевременных курсах повышения квалификации, но и наши родители, дети, социум нуждаются в грамотных специалистах, преломляющих на себе реалии модернизации системы образования

      Удалить
  2. Валеева Ирина Николаевна, учитель русского языка1 апреля 2014 г. в 19:04

    Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо за разъяснения, с таким определением курсов впервые встретилась, когда речь зашла о заполнении банка данных педагогов школы для городского методического кабинета. Оказывается, на эти курсы выделяются даже Федеральные средства

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За, средства действительно выделяются, Ирина Николаевна, причем за счет этих средств (по предварительной заявке) многие руководители, заместители и педагоги имеют возможность проходить стажировки и обучение в других городах РФ. Я вот побывала в декабре 2012 года в Астрахани, где знакомилась с опытом внедрения в школах Астраханской области ФГОС НОО И ООО. Есть чему завидовать!

      Удалить
  3. Принятая в январе 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» особое внимание уделяет подготовке педагогических и особенно управленческих кадров. Повышение самостоятельности школ, расширение общественно-государственного управления образовательным учреждением, внедрение ФГОС НОО и ООО требуют не только знания особенностей образовательного процесса, но и знания сущности и характера осуществляемых перемен в образовании, их нормативно-правового обеспечения, знания экономических процессов, умения эффективно распоряжаться ресурсами, владения навыками менеджмента. Именно это и подразумевает персонифицированная модель формирования профессиональных компетенций.
    Полезный материал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за дополнения, уважаемый неизвестный читатель.

      Удалить
  4. Игнатенко Светлана1 апреля 2014 г. в 19:34

    Здравствуйте, Анна Борисовна. А может руководитель направить работника на курсы ранее 5 лет с момента прохождения предыдущих? Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана. Конечно, руководитель может направить работника, если это необходимо для реализации задач школы и программы развития образовательного учреждения, выбора УМК, перехода на новые учебники и т.д. Ну а еще, если это необходимо, для личностного и профессионального роста учителя

      Удалить
  5. Ольга Евгеньевна Рудакова, методист1 апреля 2014 г. в 22:44

    Здравствуйте, а вот у нас особенности реализации персонифицированной модели в регионе заключаются в следующем:
    - финансовые средства через администрации районов Санкт-Петербурга доводятся до образовательных учреждений для обучения конкретного педагогического работника;
    - к реализации персонифицированной модели повышения квалификации привлекаются все учроеждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности, в том числе учреждения высшего профессионального образования, негосударственные образовательные учреждения.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ольга Евгеньевна. Вот с какими трудностями я лично встретилась в функционировании персонифицированной модели повышения квалификации:
    - отказ от обучения на курсах повышения квалификации в связи с увольнением педагогического работника;
    -курсы проходят в других городах, а работник не имеет возможности выехать за пределы города;
    -педагог не успевает пройти регистрацию (запись) на курсы, а количество мест ограниченно.
    А у Вас бывают такие проблемы, как Вы их решаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Евгеньевна Рудакова, методист, Санкт-Петербург4 апреля 2014 г. в 19:15

      Здравствуйте, Анна Борисовна. Всегда пытаются руководители найти замену уволенным, не имеющим возможности выехать на курсы. А вот мест по регистрации у нас хватает всем

      Удалить
  7. Добрый вечер, Анна Борисовна, коллеги!
    Я думаю, что учиться нужно всегда, вот только выбирать те курсы, которые рекомендуют, а не просто найденные самостоятельно в интернете... К сожалению, не очень честные организаторы встречаются и среди тех, кто проводит курсы. Учитель должен учиться и сам, а не только учить других!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Лилия Павловна. Слепо доверять рекламам и красивым проспектам, конечно, не стоит!

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"