воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Разговор на педагогическом совете

Будучи в профессии более сорока лет, разделяя вполне понятные мне опасения коллег, затеваю этот разговор, острую необходимость которого продемонстрировала дискуссия, развернувшаяся по поводу нового профессионального стандарта педагога.

Евгений Ямбург


К разговору на школьном педагогическом совете нас пригласил заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик РАО, руководитель группы разработчиков концепции профессионального стандарта педагога, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Александрович Ямбург, а вернее – его книга «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт?».

В ней автор комментирует все положения нового документа, предвосхищая возможные вопросы педагогов и руководителей образовательных учреждений. Я с огромным интересом и на одном дыхании прочитала книгу, потом вязала карандаш, появились закладки, стала выписывать понравившиеся мысли, доводы, а потом поняла, что книгу должен прочитать каждый. А еще обязательно нужно смотреть видеолекцию  Евгения Александровича Ямбурга (дождитесь, лекция начинается примерно с 5 минуты).



На прошедшем педагогическом совете мы только приступили к диалогу, предстоит еще многое переосмыслить, преломить видение образовательной ситуации, так как в коллективе появились и сторонники утвержденного документа, и противники, и те, кто просто промолчал. А ведь именно эти сценарии развития событий, связанных с внедрением профстандарта и предполагал Ямбург:
Сценарий первый (скептический): с введением стандарта ничего не изменится, ажиотаж пройдет, все пошумят, понабивают шишек, результатов никаких не будет, все вернется на свои круги, потребность в профессиональном стандарте отпадет сама собой.
Сценарий второй (пессимистический): станет только хуже, вся система образования сломается, так как новый профстандарт,  требования к профессиональной компетенции и новая процедура аттестации только дезорганизуют педагогическое сообщество, поставят учителя в более зависимое положение от чиновников.
Сценарий третий (оптимистический): благодаря новому профессиональному стандарту педагог будет стремиться к овладению профессиональной компетенцией, что внесет новый смысл в деятельность. Аттестация станет неотъемлемой составляющей профессионального роста.

Много было вопросов на педсовете поднято, спорили, аргументировали свои доводы сторонники и противники как стандарта, так и аттестации, но одно стало ясно всем: по – старому работать уже нельзя, и судьба российского образования не может не волновать настоящего педагога.
На нашем педсовете мы говорили об объективной независимой оценке труда педагога и справедливых способах материального и морального вознаграждения в свете нового Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, введенным в действие с 15.06.2014.


Сколько всего предстоит освоить педагогу, есть о задуматься, над чем работать. 
Все документы по вопросам аттестации педагогических работников можно посмотреть  http://kkidppo.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-kadrov/normativnyye-dokumenty

27 комментариев:

  1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Спасибо за информацию. Обязательно познакомлюсь с видеолекцией Евгения Александровича Ямбурга. Рассуждать про профессиональный стандарт педагога не могу, т.к. сама ещё не совсем разобралась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, вот и я окончательно еще не осознала, хорошо это, и если хорошо, то для кого?. Может быть, резко, но пока я думаю так: Летать на метле, метать молнию и извергать пламя…Пожалуй, только эти способности, еще и не обозначены в новом профстандарте, по которому, как планирует Минобрнауки РФ, все учителя будут работать с 1 января ;)
      Как же тяжело всегда внедрять что-то новое, но таково веление времени

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за информацию, познакомлюсь, поразмышляю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, Елена, что размышлять мы будем еще долго, пока только планируется апробация в пилотных школах, интересно будет услышать мнение коллег. Ведь если от современного учителя требуется воспитание нового ученика, значит, должен появиться новый образовательный стандарт в виде совершенного эталона! А пока, на мой взгляд, есть еще белые пятна и несколько перегибов (психология, знание иностранного языка...)

      Удалить
  3. Спасибо за исчерпывающую информацию, Анна Борисовна! Всё очень неоднозначно, спорно и волнительно. По старому жить нельзя! По новому живем давно - только не всегда получаем оценку труда в том эквиваленте, которого заслуживаем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Ивановна, рада слышать. Да, новый профессиональный стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики», а в связи с этим изменена и процедура аттестации, ведь теперь к школьному учителю выставлено куда больше требования, а значит и зарплата должна вырасти???!!! :-

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Знаете, еще два дня назад я бы написала в комментарии. как важно знать профстандарт, знаешь к чему стремиться. Вчера, послушав коллегу, вернувшуюся из Финляндии, где она была в составе делегации России на стажировке, у меня в голове все перевернулось... И я теперь обдумываю житие наше... Коллега обещала написать гостевой пост в мой блог о системе образования Финляндии, с которой они подробно познакомились. Так что в скором времени приглашаю познакомиться и поразмыслить, а, может быть, разрушить стереотипы, навязанные нашему обществу. Извините, что комментарий получился не по делу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, ну почему же, не по делу? Я тоже от многих слышу о деятельности педагогов в других странах и об отношении к ним))) В полной мере согласна - стереотипы нужно ломать, но как, кто и когда? Вот и у меня пока еще в целом нет ясности. Что для меня, как руководителя лучше: высокий уровень достижений учащихся или педагог, который будет строго следовать критериям, пройдет аттестацию? И как совместить "два в одном"?

      Удалить
  5. А что было плохого в старой системе образования? К чему приведут ФГОстандарт и профстандарт, не упадем ли опять слишком низко? Когда учитель дадут возможность работать в ШКОЛЕ, а не для тех, кто все эти конкурсы, и критерии разрабатывает, да еще большинство - платные. Спасибо, надеюсь на искренний ответ.
    Вероника Станиславовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вероника Станиславовна. Я уверена, что, прочитав внимательно все мои комментарии, Вы найдете искренний ответ и на свою реплику и вопросы. Спасибо за Ваше мнение.

      Удалить
  6. Анна Борисовна, вот получила сегодня зарплату думаю - на сколько меня хватит в системе образования?...Воде и курсы профпоготовки прохожу, и самообразовываюсь, и инновации в ДОУ ввожу и активную позицию во в жизни ДОУ занимаю ... почему же такая зарплата?...
    Стандарты - хорошо, только еще и систему оплату нужно как-то совершенствовать и контролировать. Спасибо Вам! Простите, что немного как говорится "не в тему"....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валерьевна, а ведь согласна с ВАМИ! Да, в последнее время на педагогов взвалено очень много всего, совесть и воля у нас есть, а вот у тех, кто так решил оценить педагога труд?

      Удалить
  7. И за кучу опечаток - простите... что-то эмоций у меня сегодня много - мешают контролировать письмо....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Валерьевна, я тоже часто ошибаюсь, допускаю ошибки, особенно, когда тороплюсь выразить свою мысль

      Удалить
  8. Анна Борисовна, вот и мы на наших МО неоднократно возвращаемся к изучению стандарта. Это что получается, нам не место в школе? По стандарту следует,что любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным», а еще быть профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,— вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы. А когда же просто учить своему предмету, или я не права?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, права, но от части. Я думаю, что некоторые пункты стандарта уж не следует так принимать дословно, нужно быть гибким в его трактовке и прочтении. Образ учителя, описанный в стандарте, хорош, но, к сожалению, сегодня он кажется фантастическим. Специалисты отмечают: чтобы подготовить таких педагогов, нужно лет двадцать, причем работу следует начинать с ВУЗов, а пока школа держится еще на педагогах "старой закалки", если сейчас спросить по всей строгости стандарта, как бы большинство школ не осталось без учителей???)))

      Удалить
  9. Вера Павловна, учитель истории, Чувашия11 ноября 2014 г., 0:22

    Доброй ночи,Анна Борисовна. Спасибо за анонс книги, за видео-лекцию. Сейчас все много говорят об этом документе, столько неясностей. Тяжело рассказать педагогу с 35-летним стажем работы, что он теперь не соответствует стандарту, потому что с компьютером не на ТЫ, а 100-бальники у него есть?!!
    Спасибо за презентацию по аттестации кадров. Очень полезной оказалась...
    Не могу преломить я этот стандарт, хоть режьте меня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А будем постепенно это делать, всем миром, ФГОС тоже постепенно осваиваем, и аттестация уже началось по новому документу. Кстати, стандарт призван повышать ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно и качество преподавания. Поэтому все больше уверенности в том, что самый объективный показатель работы учителя - это качество знаний учащихся.

      Удалить
  10. Уже не завтра, а сегодня, если к вам в школу приведут ребенка со стертой формой олигофрении или инвалида, что вы будете делать? Вы обязаны его брать, а работать не умеете. Для этого нужно обучить педагогические кадры, а их требуется выращивать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что до этого не дойдет, уважаемый неизвестный читатель!

      Удалить
  11. Добрый день Если новый стандарт предполагает, что каждый школьный педагог должен свободно владеть иностранным языком и методикой обучения специального контингента (детей мигрантов и детей с ограниченными возможностями здоровья), разбираться в социальных сетях, работать с учениками разных возрастных категорий, разного уровня психического развития, то останутся профессионалы - предметники в своем деле? Я лично хочу просто учить детей, так, как мои учителя, учиткля моих учителей. Пусть и на пальцах, но глубоко, качественно и на всю жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А кто вам это мешает делать, уважаемый неизвестный автор? Дискуссия о введении стандарта - отличный повод задуматься о необходимости постоянного профессионального роста учителя, прежде всего уровня его владения предметом, современными педагогическими практиками и психологией. И совсем не стоит в век современных информационных технологий учить на пальцах...

      Удалить
  12. Как все новое, профессиональный стандарт, вызывает некую настороженность. Когда то и ФГОС пугал нас. А сейчас работаем. Так же и стандарт войдет в нашу профессиональную жизнь и станет тем, к чему надо стремиться. Сейчас трудно сказать хорош он или плох. Время покажет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все верно, если у педагога есть желание и творческий поиск, то он без особого труда сможет найти и возможности для своего профессионального развития и для соответствия стандарту. Благо, что современная образовательная Интернет-среда изобилует всевозможными тренингами, вебинарами, мастер-классами, онлайн конференциями и прочими формами взаимодействия и независимого самообразования. Все в Ваших руках, а тогда и качество образования повысится

      Удалить
    2. Добрый вечер Светлана Анатольевна, неизвестный читатель. И все-таки профессиональный стандарт имеет место быть, и не только учителя, но педагогов дошкольных учреждений. Уверена, что, все равно центром деятельности педагога будет ребенок.

      Удалить
  13. До стандарта нам ещё расти и расти. Но, если Все педагоги школы будут на нужном уровне владеть ИКТ компетентностями, то может быть и качество образования изменится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, хочу добавить, только что вычитала (из слов Дмитрия Ливанова) " Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года». А еще министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на «большинство других профессий» :-h

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"