четверг, 6 ноября 2014 г.

ЕГЭ 2015: сочинение

Уважаемые выпускники, родители, педагоги. Учитывая, что с каждым днем все меньше и меньше времени остается до написания выпускного сочинения, я решила оказать посильную помощь в подготовке к выпускному сочинению, собрав на станице своего блога самые важные, на мой взгляд, материалы. Еще есть время, чтобы все переосмыслить и серьезно подготовиться к выпускной работе. Помните, все в ваших руках!

Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения
1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия № 1  «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).  «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.  «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
Ребята, важно помнить, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти, из головы!
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9. Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Комплекты тем  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ 2014-2015 учебного года .

Блок 1. Лермонтов.
ТЕМА-ВОПРОС
1. Какова роль М.Ю.Лермонтова в истории русской культуры?
2.  "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
3. В чем «странность» любви лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова к Родине?
4. В чем своеобразие любовной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
5. Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике М.Ю.Лермонтова?
6. Лирика М.Ю.Лермонтова непонятна современному читателю. Так ли это?
7. Кто он, «герой нашего времени»?
ТЕМА-
СУЖДЕНИЕ
1.“Помнит вся Россия про день Бородина…”
2. Мастерство Лермонтова в раскрытии “истории души человеческой”
3.Исповедь как средство самохарактеристики героя в творчестве М.Ю.Лермонтова.
4. “Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник…”
5. Мастерство Лермонтова в создании характера героя.
6.Прошлое, настоящее и будущее на страницах произведений М.Ю. Лермонтова

ТЕМА-
ПОНЯТИЕ
1. Художественное своеобразие лирики Лермонтова.
2. Человек и природа в лирике Лермонтова.
3. Читая Лермонтова…
4. Тема одиночества в лирике Лермонтова
5. Высший свет в изображении Лермонтова
6.Гражданские мотивы в лирике Лермонтова.
7.Тема любви в лирике Лермонтова
8.Мятежный дух лирики Лермонтова
9.Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
10. Тема родины в творчестве Лермонтова
11.Тема Кавказа в творчестве Лермонтова
12.Образ сильной личности в творчестве Лермонтова
13.Народно-поэтические мотивы в лирике Лермонтова.
Блок 2. Война.
ТЕМА-ВОПРОС
1.Почему в годы войны дети рано взрослели?
2.Какова роль русской женщины в Великой Отечественной войне?
3. Есть ли на войне место милосердию, человечности ?
4.Почему нужно сохранять память о защитниках Отечества, погибших во время ВОВ?
5.В чем трагизм и величие солдатской судьбы?
6.Как меняется мироощущение человека на войне?
7. В чем черпали люди нравственные силы в годы ВОВ?
8.Каково значение простых человеческих ценностей на войне?
9.Почему ценность жизни особенно остро ощущается на войне?
10.Как соотносятся понятия “любовь” и “война”?
11.Русский характер... Как проявлялся дух нашего народа перед лицом суровых военных испытаний?
12.Какова цена победы в ВОВ?
13.О каких уроках ВОВ необходимо знать и помнить человечеству?
14.По ком звонит колокол?
15.В чём причина массового героизма во время ВОВ - страх перед системой или патриотизм?
ТЕМА-
СУЖДЕНИЕ
1. Война - преступление против человечности.
2. Детство, опаленное войной.
3. “У войны  не женское лицо”
4. Велик и бессмертен твой подвиг, народ.
5. Война - совсем не фейерверк…
6.Война как испытание душевных качеств человека.
7.”Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас”
ТЕМА-
ПОНЯТИЕ
1. Дети войны.
2. Война без прикрас
3. Война - трагедия народа.
4. Женщина и война.
5. Нравственные истоки подвига человека на войне.
6.Русский характер в произведениях о ВОВ.
7.Обыкновенный фашизм.
8.Война и материнство.
9.Эхо войны.
Блок 3. Человек и природа.
ТЕМА-ВОПРОС
1.Человек - царь природы?
2.Природа - храм или мастерская?
3.Способна ли природа изменить человека, сделать его лучше?
4.Почему человек терпит поражение перед силами природы?
5. Каковы последствия бездумного, потребительского отношения человека к миру природы?
6. Как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?
7. Как природа воздействует на душу человека?
8.Чему учит человека природа?
9.Почему важно бережно относиться к природе?
10.Как научить человека видеть прекрасное в природе?
ТЕМА-
СУЖДЕНИЕ
1.”Человек, хоть будь он трижды гением, остаётся мыслящим растением…”
2.”Мы в ответе за тех, кого приручили.”
3.”Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик…”
4. Человек и природа - единое целое.
5.Любовь к природе - любовь к Родине.
6.Животные - наши верные друзья и помощники.
7.Ответственность человека перед природой.
8. «Пойми язык живой природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин).
9.«Хорош божий свет. Одно только нехорошо - мы» (А.П. Чехов).
10.Природа - мудрый учитель.
ТЕМА-
ПОНЯТИЕ
1.Постижение прекрасного в природе.
2.Природа и научно-технический прогресс.
Блок 4. Спор поколений.
ТЕМА-ВОПРОС
1. На чем должны строиться взаимоотношения в семье?
2.Как преодолеть недопонимание, которое порой возникает во взаимоотношениях родителей и детей?
3.Каково значение дома и семьи в жизни ребенка?
4.Почему страдают дети?
5.Какой должна быть семья?
6.Почему нельзя забывать отчий дом?
7.Чем опасно отсутствие взаимопонимания между поколениями?
8.Как молодое поколение должно относиться к опыту старших?
9.Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?
10.Конфликт отцов и детей неизбежен?
11.Что значит стать взрослым?
12.Любовь и уважение к родителям есть чувство святое?
ТЕМА-
СУЖДЕНИЕ
1.Одиночество в кругу семьи.
2. Утрата связи поколений -  путь к нравственному падению общества.
3. «Воспитание — великое дело: им решается участь человека…» (В.Г. Белинский).
ТЕМА-
ПОНЯТИЕ
1.Мир глазами ребенка.
2.Семья в современном мире.
3.Роль семьи в формировании личности.
4.Роль семьи в определении подростком своего места в обществе.
5.Роль детства в жизни человека.
6.Одинокая старость.
Блок 5. Чем люди живы?
ТЕМА-ВОПРОС
1. Какие люди становятся легкой добычей зла?
2. Почему любовь оказывается сильнее смерти?
3. Какого человека можно назвать настоящим героем?
4.Какие качества позволяют человеку противостоять судьбе?
5.Деньги правят миром?
6.Что значит жить по совести?
7. Что определяет нравственный выбор человека?
8.В чем проявляется сила и слабость человека?
9.Способно ли благородство противостоять злу?
10.В чем состоит настоящее счастье?
11.Каким должен быть настоящий друг?
12.Какие уроки доброты, милосердия преподносит нам жизнь?
13. Какое значение имеет для человека чувство собственного достоинства?
14.Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?
15. В чем заключается истинная красота человека?
16. Цель оправдывает средства?
17.Какие жизненные цели помогают человеку прожить свою жизнь достойно?
18.Чем страшно равнодушие?
19.Каковы истоки истинного патриотизма?
20.Есть ли смысл в самопожертвовании?
21.Зачем человек трудится?
22.Возможно ли счастье любой ценой?
23.Герой - это звучит громко?
24. Добро должно быть с кулаками?
25.Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие...Атавизмы?26.Что может помочь людям обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации?
ТЕМА-
СУЖДЕНИЕ
1.Нравственная сила добра.
2.Истинный и ложный героизм.
3.Друг познается в беде.
4.“Высший суд - суд совести” (В.Гюго)
5.Возвышающая сила любви.
 6."Чтобы поверить в добро, надо начать делать его"(Л. Н. Толстой)
7."Без великодушных идей человечество жить не может" (Ф.М. Достоевский)
 8."Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал".
(Н.А.Добролюбов)
9."Счастье и радость в жизни в правде…” (А.П. Чехов)
10."Патриотизм состоит не в пышных возгласах…" (В.Г. Белинский)
11.«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М.  Достоевский)
12.«Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).
13.«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
14.«Честь нельзя отнять, ее можно потерять…» (А.П. Чехов).
15."Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство" (Б.Окуджава).
16.“Надо жить, надо любить, надо верить…” (Л.Н.Толстой)
ТЕМА-
ПОНЯТИЕ
1.Человек в поисках счастья
2.Человек в поисках смысла жизни.
3.Русский национальный характер.
4.Природа предательства.
5.Испытания совестью.
6.Конфликт чувства и долга.

Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года
Тема
Комментарий
1
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Произведения поэта, изучаемые в школе.
2
Вопросы, заданные человечеству войной
1.Е.Карпов «Меня зовут Иваном»
2.В.Дегтев «Крест»
3.И.Бабель «Прищепа»
4.Г.Садуллаев «День Победы»
5.Н.Евдокимов «Степка, мой сын»
6.А.Борзенко «Пасха»
7.Б.Екимов «Ночь исцеления»
8.А.Толстой «Русский характер»

3
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
1.Б.Екимов «Ночь проходит»
2.В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»
3.В.Крупин «Сбрось мешок»
4.В.Распутин «Прощание с Матерой»
5.В.Шукшин «Залетный»
6.В.Астафьев «Тот, кто не растет, умирает…»
7.В.Дегтев «Разумные существа»
8.В.Дегтев «Одуванчик»
9.И.Курамшина «Эквивалент счастья»
4
Спор поколений: вместе и врозь
1.Ю.Коротков «Головная боль»
2.Л.Куликова «Свиделись»
3.Б.Екимов «Говори,мама,говори…»
4.И.Курамшина «Сыновний долг»
5.Б.Екимов «Про чужбину»
5
Чем люди живы?
1.Л.Толстой «Чем люди живы?»
2.Б.Екимов «Про чужбину»
3.Ю.Буйда «Химич»
4.Б.Екимов «Ночь проходит»
5.Л.Петрушевская «Глюк»
6.В.Дегтев «Одуванчик»
7.Ю.Коротков «Головная боль»
8.И.Курамшина «Синдром Терезы»
9.В.Тендряков «Хлеб для собаки» и другие произведения

На сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:
  1. Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  2. Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования
  3. Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
  4. Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
  5. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
  6. Технический регламент проведения итогового сочинения
  7. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  8. Методические рекомендации  для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
  9. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Также можно ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.

Итак, в декабре 2014 года выпускники российских школ будут писать сочинение на заданную. Именно "зачет" по сочинению станет допуском к ЕГЭ -2015. Сайт Сочинение11.рф тоже поможет в подготовке к сочинению. Удачи!

Хочу выразить слова благодарности учителям русского языка и литературы Саблиной Валентине Васильевне (Учебник нашего времени) и Бенделевой Любови Михайловне (Капканы ЕГЭ и ГИА)

11 комментариев:

  1. Анна Борисовна, здравствуйте! Благодарю за такое подробное сообщение о сочинении. С Вашего позволения порекомендую материалы блога учителям! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, буду рада, если материал будет востребован. Цель у нас одна - помочь ребятам в написании сочинения

      Удалить
  2. Анна Борисовна, у меня племянник в этом году пришел в 10 класс, Ваш материал ему будет полезен. Мы тоже раньше писали сочинение, готовились, читали. Жаль, что сейчас дети мало читают, да и родители...Грустно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверена, что вашему племяннику ;) Дмитрию, все это пригодиться, Катюша!

      Удалить
  3. Анна Борисовна, мы уже готовимся на уроках и дополнительных занятих к написанию сочинения, порекомендую ваш материал одноклассникам и друзьям-выпускникам

    ОтветитьУдалить
  4. Учащиеся 11 класса7 ноября 2014 г., 14:29

    Спасибо, полезные ссылки и рекомендации. Будем работать. Учащиеся 11 класса

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я готова была услышать ответ такого плана: "Мы УЖЕ работаем!" Удачи, ребята, времени остается все меньше

      Удалить
  5. Анна Борисовна, здравствуйте. Я и не представляла какое количество тем сочинений ожидает наших учеников. С вашего разрешения порекомендую учителям и ученикам своей школы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте. Да, тем много, а вот какая попадётся нашим выпускникам, остается лишь гадать...Поэтому работа по подготовке к сочинению должна идти полных ходом

      Удалить
  6. Анна Борисовна,здравствуйте!
    Как хорошо и своевременно,появился у Вас этот материал.Вчера пробывали с завучем послушать Вебинар,который проводил ИРООО Омска дистанционно,но так и не услышали хорошо,так связь на грани фантастики была.Завтра Обязательно дам ссылку на Ваш блог-сообщение.
    Как Здорово,что все мы здесь сегодня собрались и Вы нам дали Такой ХОРОШИЙ ПОСТ.
    Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Витальевна, рада быть полезна своими материалами. Ребята редко сами занимаются поиском, заглядывают на образовательные порталы, да и педагоги некоторые жалуются на нехватку времени, вот и собрала все здесь. Спасибо, что обратили внимание

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"