понедельник, 3 июля 2017 г.

Словари - неотъемлемый ресурс национальной системы образования.

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края направило в образовательные организации письмо от 21.06.2017 № 47-10432/17-11 "О словарях русского языка" для организации работы. Прилагаю текст письма.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в соответствии с письмом Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук от 19 апреля 2017 года сообщает о том, что в соответствии с утвержденной Правительством РФ в 2016 году Концепцией преподавания русского языка и литературы, принятыми поправками в федеральные государственные образовательные стандарты, словари разных типов должны стать неотъемлемым ресурсом национальной системы образования.
Современные словари (русского языка и народов РФ) являются справочно-информационной основой образовательной деятельности - системой понятий, терминов, смыслов и норм, направленной на развитие культурной и языковой картины мира учащихся.
Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН вот уже более 10 лет ведется разработка и создание крупнейшей в истории нашей страны лексикографической программы «Словари XXI века». На сегодняшний день издано более 70 фундаментальных и школьных словарей русского языка. Все словари апробированы в образовательной деятельности ведущими педагогами и методистами страны и способствуют повышению образовательных результатов учащихся во всех предметных областях и сферах знаний. 
Рекомендуем довести информацию до сведения руководителей территориально-методических служб, общеобразовательных организаций, педагогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ к письму министерства
образования, науки и молодежной политики 
Краснодарского края

Перечень издаваемых словарей

  1. Атрошенко, О. В. Руссий народный календарь.Этнологический словарь /О. В. Атрошенко, Ю. А. Кривощапова, К. В. Осипова. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 544 с. - (Настольные словари русского языка). 
  2. Байкова, Т. И. Словарь ударений. Как правильно произносить слова?, 1 - 4классы /Т. И. Байкова. - М. : ACT - ПРЕСС КНИГА, 2016. - 224с. - (Настольные словари школьника).
  3. Баско, В. И. Фразеологический словарь русского языка 5-11 классы /В. И. Баско, В. И. Зимин. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 416 с. - (Настольные словари школьника). 
  4. Баско, Н. В. Словарь православной лексики в русской литературе XIX-XX вв.(5-11 классы) /Н. В. Баско, И. В. Андреева. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 272 с. - (Настольные словари школьника).
  5. Баско, Н. В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики /Н. В. Баско, И. В. Андреева. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 448 с. - (Настольные словари русского языка).
  6. Баско, Н. В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим?, 1-4 классы /Н. В. Баско. - М. : ACT - ПРЕСС КНИГА, 2014. - 184 с. -(Настольные словари школьника).
  7. Березович, Е. Л. Этимологический словарь русского языка (7-11классы) /Е. Л. Березович, Н. В. Галинова. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. -304 с. - (Настольные словари школьника).
  8. Бешенкова, Е. В. Объяснительный русский орфографический словарь-справочник / Е. В. Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова. - М. :ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 592 с. - (Настольные словари русского языка).
  9. Большой фразеологический словарь русского языка. - М. : ACT -ПРЕСС КНИГА, 2014. - 784 с. - (Фундаментальные словари). 
  10. Букчина, Б. 3. Орфографический словарь русского языка /Б. 3.Букчина, И. К. Сазонова, Л. К. Чельцова. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. -1296 с. - (Настольные словари русского языка). 
  11. Букчина, Б. 3. Слитно? Раздельно? Через дефис? Орфографический словарь русского языка /Б. 3. Букчина. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 432 с. - (Настольные словари русского языка). 
  12. Гольберг, И. М. Словарь грамматических трудностей русского языка, 5-11 классы / И. М. Гольберг, С. И. Иванов. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 176 с. - (Настольные словари школьника).
  13. Гуркова, И. В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растет слово? (1-4 классы) / И. В. Гуркова. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 192 с. - (Настольные словари школьника).
  14. Жуков, А. В. Словарь современной русской фразеологии / А. В. Жуков, М. Е. Жукова. - М. : МАСТ ПРЕСС КНИГА, 2015. - 416 с. -(Настольные словари русского языка).
  15. Зализняк, А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / А. А. Зализняк. - М. : ACT- ПРЕСС КНИГА, 2016. - 800 с. -(Фундаментальные словари). 
  16. Зимин, В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений / В. И. Зимин. - М. : ACT- ПРЕСС КНИГА, 2016. - 736 с. - (Настольные словари русского языка).
  17. Зотова, С. И. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно?(1-4 классы) / С. И. Зотова. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 208 с. - (Настольные словари школьника). 
  18. Баско, Н. В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 класс) /Н. В. Баско. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 184 с. - (Настольные словари школьника).
  19. Ильяхов, А. Г. Этимологический словарь. Античные корни в русском языке. /А. Г. Ильяхов. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 448 с. - (Настольные словари русского языка.).
  20. Каленчук, М. Л. Болыый орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма -и ее варианты /М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткин, Р. Ф. Касаткина. - М. : ACT - ПРЕСС КНИГА, 2012. -1008 с. - (Фундаментальные словари).
  21. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку /Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. - М. : ACT - ПРЕСС КНИГА, 2010.-400 с.
  22. Крысин, Л. П. Современный словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. - М. : ACT- ПРЕСС КНИГА, 2012. - 416 с. - (Настольные словари русского языка).
  23. Львов, М. Р. Толковый словарь антонимов русского языка /М. Р. Львов. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2012. - 512 с. - (Настольные словари русского языка).
  24. Морковкин, В. В. Большой универсальный словарь русского языка /В. В. Морковкин, В. В. Богачева, Н. М. Луцкая. - М. : ACT - ПРЕСС КНИГА, 2016. - 1456 с. - (Словари XXI века).
  25. Новиков, Вл. Словарь модных слов. Языковая картина современности / Новиков, Вл. - М. : Словари XXI века, 2016. - 352 с. - (Словари модных слов. Языковая картина современности).
  26. Попова, Т. В. Морфемно-словообразовательный словарь русского языка; 5-11 классы / Т. В. Попова, Е. С. Зайкова. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 272 с. - (Настольные словари школьника).
  27. Правила русской орфографии и пунктуации.Полный академический справочник. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 432 с. - (Справочники русского языка).
  28. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка /И. Л. Резниченко. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 944 с. - (Настольные словари русского языка).
  29. Русский орфографический словарь около 200 000 слов. . - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 896 с. - (Фундаментальные словари русского языка).
  30. Сазонова, И. К. Орфографический словарь русского языка, 5 -11 классы /И. К. Сазонова. - М. : Словари XXI века, 2016. - 320 с. -(Настольные словари школьника).
  31. Скачедубова, Е. С. Орфоэпический словарь русского языка.9-11 классы / Е. С. Скачедубова. - М. : ACT-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 352 с. -(Настольные словари школьника).
  32. Сомов, В. П. Словарь иносказаний Пушкина / В. П. Сомов. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2009. - 400 с. - (Словари для интеллектуальных гурманов). 
  33. Штудинер, М. А. Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы / М. А. Штудинер. - М. : Словари XXI века, 2016. - 592 с. - (Словари для интеллектуальных гурманов.)

22 комментария:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Огромное спасибо за информацию и список!
    Рада, что некоторые словари у меня в кабинете есть (родители первоклассников позаботились), а 2 я из дома принесла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверена, пока и тех, что есть у Вас в кабинете, для работы хватит. Мне кажется, что зачастую количество не всегда переходит в качество. Нам просто представили весь список, а выбирать -педагогам и родителям

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Некоторые словари в нашей библиотеке есть, есть и другие, более ранние издания. Было бы очень хорошо, если бы на приобретение словарей выделили средства школам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, но, увы, денег хватает лишь на учебники, и то с трудом

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Несомненно, словари - это кладезь знаний накопленного человечеством опыта, пренебрегать которым ни в коем случае нельзя. Спасибо за ценнейший список!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    У нас дома собран огромный (для домашней библиотеки) справочный материал по разным предметам. В основном это старые издания, уже проверенные временем.
    Есть и несколько "Новых" изданий. Но. увы, в них встречаются ошибки, опечатки, неточности (сравниваю со старыми изданиями, когда с русским языком обращались не так вольно).
    И очень обидно, когда новые справочники - это всего лишь "обработанные" старые. Просто меняются местами разделы - и на тебе - новый справочник, "рекомендованный"... и т.д.
    И ведь, наверное. в школы приходят официальные бумаги с требованием (? или как?) заменить старые (имеющиеся в библиотеках) на новые?
    Это сколько же денег из бюджета тратится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Справочниками по математике, изданными еще в 60-х годах прошлого века, пользуюсь с огромным удовольствием.
      Что касается современных, то замены не требуют (если это не противоречит внесенным изменения), но и рекомендованные должны быть в школьной библиотеке

      Удалить
  5. Анна Борисовна, здравствуйте!
    Я вот всегда такой информации удивляюсь: "Рекомендуем довести информацию до сведения руководителей территориально-методических служб, общеобразовательных организаций, педагогов". Конечно, информация доведена до сведения. Несомненно, список словарей внушительный и нужный. НО!!! Что дальше, после донесения информации? Словари появятся в школах? У нас орфографические словари, простите, старше меня. Учителя несут словари в классы.
    Информация одновременно и нужная, и бесполезная!
    P.S. Прошу прощения за резкость! Анна Борисовна, думаю, Вы поймёте мою боль по этому лексикографическому поводу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо же, я об этом не подумала. Значит как и в английском: коммуникативный подход обеспечьте! А как его обеспечивать за отсутствием элементарного магнитофона, тех же словарей в кабинетах и интернета?

      Удалить
    2. Здравствуйте, коллеги! А в нашей гимназии недостатка в словарях нет. По предмету английский язык и учителя. и учащиеся обеспечены абсолютно всем, не говоря уж о магнитофонах( которые и не нужны -то сейчас по сути, их с успехом компьютеры заменяют)...Так что, я считаю, обеспеченность учебной литературой, дело, конечно, хлопотное и дорогое, но посильное. Всё зависит от умелого руководства .

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, резко, но очень точно, понимаю и принимаю! Денег едва хватает на приобретение учебников)))
      Светлана Николаевна, как же я с Вам согласна: многих школах МТБ на уровне тех же 60-х годов прошлого века. Интернет у меня в школе есть (хотя три дня ужасные перебои, в школе работаю со своим домашним модемом), но вот даже лингафонного кабинета нет))
      Елена Алексеевна, да все верно. Умелое руководство много значит, но еще и от желания родителей кое-что зависит, и если в гимназию 92 приходят высокомотивированные учащиеся и родители (надеюсь, там будет учится моя внучка, живут рядом), то моя школа - школа бывшего поселка КСК, между КМР и ЧРМ, где много новостроек))). Но все же и у нас есть хорошие дети, отличные педагоги и желание учить в ногу со временем.

      Удалить
    4. Да и у нас проблемно с приобретением. Как-то неохотно родители идут на платные образовательные услуги, а денег субвенций просто не хватает. А вот 92-я гимназия во многом живет за счет привлеченных средств, там родители готовы платить

      Удалить
  6. Довели до сведения... приняли к сведению... а дальше? Может, выдадут в школы в нужном количестве? Посмотрим. С удовольствием дома проверю свои словари- много ли есть из списка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, у нас в школе есть несколько, но более ранних изданий, а вот домашние словари пока еще не могу проверить, поселилась у мамы)))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! Словари - это давняя потребность и "боль" школьных библиотек. Вы сами знаете, для проходящего в 9 кл. экзамена по русскому языку нужны были орфографические словари... Мы собирали их по всей округе... А уж другие словари... Откуда им появиться? Библиотекари и учителя знают, какие нужны словари для учебного процесса. Даже проводим библиотечные уроки по словарям. К сожалению, словарей в школьных библиотеках очень мало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, и я о той же головной боли думаю)))

      Удалить
  8. Анна Борисовна, здравствуйте.Спасибо за информацию.В филиале, в котором я работаю, из словарей в "живых" остался только фразеологический словарь русского языка (старое-престарое издание, но очень ценное).Остальные (толковые, морфемный,орфоэпический, синонимов,антонимов, этимологический, орфографические, иностранных слов, англо-русские словари, словообразовательный, словарь трудностей русского языка) принесла из дома.)

    ОтветитьУдалить
  9. Словари необходимы и в школьных библиотеках и в классных кабинетах. Только денег на их закупку не дают.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, без словарей никак! Анна Борисовна, посмотрите, пожалуйста, мой пост от 5 июля. В нем для вас есть информация.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"