понедельник, 7 сентября 2015 г.

Направления итогового сочинения по литературе 2015-2016

Уважаемые выпускники средней школы, заинтересованные лица. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына сформулировал тематические направления итогового сочинения 2015-2016 учебного года: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России». 
Напомню, что написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения является оценка «зачет» или «незачет». К сдаче ЕГЭ и ГВЭ допускаются выпускники, получившие «зачет». И еще, итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды.
Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Пять тем для каждого часового пояса. На экзамене учащийся сам выбирает одну тему из пяти. 
Даты проведения выпускного сочинения: 2 декабря 2015, 3 февраля 2016, 4 мая 2016. Итак, перечень направлений на 2015-2016 учебный год. 


1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 

2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 

4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). 

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерий №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). 
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Критерий №3 «Композиция». Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Критерий №4 «Качество речи». Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность».  Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 

Использованы материалы сайтов:

14 комментариев:

  1. Спасибо, вот бы еще и перечень тем узнать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скоро будет опубликован, постараюсь вовремя разместить

      Удалить
  2. Спасибо, Анна Борисовна, все изучил, принял к сведению, даже отобрал художественную литературу. Начинаю вплотную готовиться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, Дмитрий, что наши мнения по некоторым произведениям совпали

      Удалить
  3. Анна Борисовна, добрый вечер! Серьезное испытание предстоит выпускникам, а темы - мне нравятся. Вот подумалось о том, а справились бы взрослые - педагоги, родители выпускников с подобным заданием? Очень часто речь взрослых оставляет желать лучшего, а поисковые системы постепенно атрофируют способность мыслить самостоятельно. Может быть я преувеличиваю? Во всяком случае мне было бы интересно, если бы блогеры порассуждали по этим 5 направлениям, соблюдая вот такие требования, как к выпускникам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте. Искренне рада Вашему неравнодушию и интересному вопросу, а также идеи с написанием сочинения. Пишут же тотальный диктант, а что, если замахнуться и на сочинение? Я уверена, что не все взрослые справятся, мало читает народ.

      Удалить
  4. Есть над чем задуматься выпускникам)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, если еще и есть чем думать :)
      Шучу, конечно. Уверена. что ребята уже серьезно задумались, придя обучаться в старшую школу

      Удалить
  5. Эх, помню как я писала сочинение по литературе. Выбрала конечно же любовь - там и пример из жизни привела, и из литературы тоже много примеров можно было выбрать. В общем, хорошо тему расскрыла и сдала на 5 =))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, когда о школе есть добрые воспоминания. Поздравляю Вас с высокой оценкой Вашего труда

      Удалить
  6. Анна Борисовна, добрый день! Скажите, нет ли ещё примерных тем для итогового сочинения 2015 - 2016 годов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. В этом году не предполагается публикация тем сочинений. Возможно, этот материал Вас заинтересует
      Предполагаемые темы сочинений

      Удалить
  7. Анна Борисовна, учащийся сам выбирает направление? И только после этого ему предлагают темы по этому направлению?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. В день экзамены темы сочинений по одной от каждого направления публикуются на официальных сайтах и с 10.00 выдаются ученикам. Выпускник самостоятельно выбирает тему сочинения. Спасибо за вопрос

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Прикрепить файл
Число на картинке
"