вторник, 21 ноября 2017 г.

Если ребёнок ворует

Здравствуй, читатель. Сегодня разговор будет не совсем приятным, но очень важным. Не раз педагоги сетовали на то, что у одного ученика карандаш красивый пропал, у другого - какая-то игрушка, потом - деньги из кармана, с учительского ящика и т.д. А тут еще и родители в который раз замечают, что в кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть, да и сигнал из соседнего магазина пришел, мол, игрушку с прилавка ребенок взял, шоколадку в портфель положил))) Вопрос ребенку, а в ответ: "Не брал, не знаю." И вот наступает самое страшное - кошелек в его руках... Мысль о том, что ваш ребенок – вор, обжигает чувством стыда и бессилия. Что-то  следует предпринять, но что? Будем разбираться вместе.

Почему ребенок ворует? Начнем с того, что в детстве ворует (берет чужое) каждый первый, разве что за редким-редким исключением. Но к чужому тянет всех, при этом практически все вовсе не расценивают подобные поступки как воровство. И здесь важно, как поступит взрослый
  • Клептомания. Это самое простое, самое банальное и самое неправдоподобное объяснение того, что ребенок – вор. По словам специалистов, шанс того, что именно ваш ребенок болен этим психическим заболеванием, крайне ничтожен.
  • Вседозволенность и распущенность. Своему ребенку вы всегда все позволяли. Еще бы, ведь он самый любимый, такой долгожданный, просто свет в окошке, которому не ведомы никакие границы. Так стоит ли удивляться тому, что он не понимает, почему ему нельзя брать то, что нравится, даже если оно чужое? Да и вовремя на запрет вы ему не указали.
  • Издержки семейного воспитания. Помните, несколько лет назад ваш малыш, уходя с детской площадки, прихватил с собой чужую машинку? Забавное недоразумение? Поиграет, вернет? А когда спустя некоторое время ребенок принес из детского сада какой-то телефон, вас развеселила детская предприимчивость. Постепенно ребенок свыкся с мыслью, что брать чужое можно.
  • Ребенку не хватает карманных денег, или их у него вовсе нет. Многих подростков тотальная зависимость от родительского кошелька просто убивает. Им хочется тратить деньги самим, причем тратить на то, что считают нужным. Нет денег, возьму сам – так решает ребенок и через воровство выражает протест чрезмерной родительской опеке, где есть у ребенка всё, но нет карманных денег на личные нужды.
  • Ребенку не хватает родительского внимания. Ребенок решил, что если для того, чтобы его заметили, ему нужно стать плохим, то он будет плохим. Взять чужое - тому доказательство.
  • У ребенка низкая самооценка, ему необходимо самоутвердиться в среде сверстников. Он ворует деньги, чтобы купить что-нибудь, имеющее ценность в его мире, а после безвозмездно этим поделиться. Ребенку кажется, что подобным образом он сможет повысить свой авторитет. Испытывая недостаток в друзьях и приятелях, он пытается их купить.
  • Ребенок связался с дурной компанией. Возможно, его заставляет совершать противоправные действия кто-то постарше.
Воровство - это чаще всего спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия действий, не понимают нравственного смысла нормы. Они не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.

Четыре шага к прекращению воровства
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка. Важно найти ответы на  следующие вопросы:
- Что произошло?
- Где и когда это случилось?
- С кем был ваш ребенок?
- Почему он украл (взял чужое)?

К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего показать ребенку вашу реакцию и оценку ситуации: «Малыш, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу чужую игрушка, ведь она не твоя. Как она туда попала?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо. Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. 
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией. Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости. И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

Как помочь ребенку, который ворует и обманывает? Конечно, в идеале нужно пресекать дурные наклонности еще в зародыше. То есть с самых младых лет объяснять ребенку, что воровство недопустимо, а вранье недостойно. Но даже если в свое время ваши воспитательные усилия оказались несостоятельными, никогда не поздно провести работу над ошибками. Итак, составляем список первоочередных шагов. 
Во-первых, побывать на приеме у психиатра, а во-вторых, выяснить, не попал ли ваш ребенок под чье-то дурное влияние. 
Действовать по формуле «любить, принимать, доверять». Три волшебных слова, которые помогут вашей семье противостоять соблазну лжи и воровства. Расскажите ребенку, что вы любите его без всяких условий и будете любить всегда, какой бы он ни был и что бы с ним ни происходило. Заверьте, что вы примете его таким, какой он есть, со всеми несовершенствами и ошибками. Объясните, что доверие – это основа любых отношений, в том числе между ребенком и родителями. При этом дайте понять, что совершенных людей не бывает, что ошибки делают все, главное – их своевременное осознание. 
Не оставлять проступок безнаказанным. Ребенок должен понять, что за все в этой жизни надо платить. Украл – верни. Испортил – возмести. Обманул – восстанови доверие. 
Научить оценивать семейный бюджет. Пусть ребенок будет в курсе, как вы планируете покупки, пусть тоже участвует в обсуждении семейных финансов. Он должен почувствовать, что тоже является важным и значимым членом семьи, к чьему мнению прислушиваются. 
Давать ребенку деньги. Или создавать такие условия, при которых он мог бы зарабатывать их самостоятельно. Так он получит определенную долю самостоятельности и независимости. А еще приобретет бесценный опыт накопления на желанные покупки в перспективе. 
Узнавать о желаниях ребенка. Поговорите с ним. Может, на воровство его толкает желание приобрести что-то очень для него важное. Если стоимость предполагаемой покупки чрезмерна, то учитесь правильному, спокойному, разумному отказу. 
Не проявлять в адрес ребенка агрессии. Не оскорблять, не унижать, не угрожать, не прибегать к физическому насилию. В противном случае ребенок замкнется, и вы еще больше отдалитесь друг от друга. А ваша конечная цель прямо противоположна. 
Уважать личное пространство ребенка. Не берите без спроса его вещи, не заглядывайте без разрешения в его гаджеты, записи, сумки. Хотите, чтобы он уважал чужую собственность? Покажите пример. 
Стать своему ребенку другом. Разговаривайте с ним обо всем. Сами делитесь с ним своими переживаниями. Пусть он знает, что его дурные поступки вас огорчают. И обязательно просветите его насчет возможных последствий – расскажите о существовании Уголовного кодекса. 

По материалам сети интернет

27 комментариев:

  1. Анна Борисовна, спасибо за статью!
    Недавно мне рассказали случай, что на детской площадке девочка двух лет взяла у мальчика четырех лет мячик, и не хотела его отдавать, когда родители забирали её домой. Так и не успокоив девочку, родители сказали маме:"Дочка плачет, вам ведь не жалко мячик для девочки?" И ушли вместе с мячом. Маме и сыну мячик было жалко, кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и у меня уже наболело. Часто моя внученька с прогулки возвращается без той или иной маленькой игрушки. Знаю, кто берет. Однажды решила поговорить с мамой малыша (хотя старше нашей Миланы), а в ответ- тишина))) и сожаление, что растим мы жадную девочку! О, как!)) Вот и задумались мы...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Сложная тема, но такая нужная и важная! Очень обидно обнаруживать пропажу. Поэтому и детей своих учила тому, что чужое брать нельзя не только потому, что существует уголовный кодекс, а ещё и потому, что воровством другому человеку боль, обиду и душевные страдания приносишь! Но и уголовный кодекс обязательно нужно ЧТИТЬ!!!
    Спасибо за пост!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое страшное, на мой взгляд, когда в семье не обращают внимание на первые шаги ребенка "не туда"

      Удалить
  3. С интересом прочитала пост и знаю, что такие дети в школе есть. Как много оказалось оправдательных причин! Уж такие поступки точно идут только из семьи и меня в этом никто не переубедит. Моей внучке 2 года и она уже знает слово "можно?", спрашивая даже у бабушки. Что уж говорить о чужих людях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно, Елена. Если в семье ребенка учат не брать чужое без спросу, толк будет! Спасибо за Ваше мнение

      Удалить
  4. Анна Борисовна, очень содержательная и нужная статья у вас получилась. В подобных ситуациях родитель. действительно, испытывает чувство стыда и неудобства за деяния своего малыша. Важно в этот момент не наломать дров. Необходимо быть сдержанным и выбрать верную тактику поведения, о которой вы подробно написали. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. важно, в этом сложно вопросе найти правильное решение, тне перегнуть палку. Спасибо за отзыв, Юлия!

      Удалить
  5. Да Анна Борисовна очень интересная тема затронута,уже сталкивались с такой проблемой и ваша статья будут очень полезна.Буквально два дня прошло со дня покупки телефона ребенку как его украли на тренировке, сколько было горя.Хорошо быстро нашли воришку и все закончилось happy end.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но, к сожаление, очень редко бывает такой счастливый финал))) Жаль, что отдельные взрослые не сразу замечают дома у ребенка чужие игрушки, вещи, книги... А стоит сразу бить тревогу

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень актуальная тема, мы даже рассматривали ее с педагогами начальной школы на МО. Именно младшие школьники чаще всего берут чужие вещи без разрешения. И начинается все именно так, как Вы описали: то ластик пропал, то какая-нибудь игрушка, которую ребенок в школу принес, а потом начинают пропадать денежки из портфелей, карманов курток и т. д. Если в классе произошел такой неприятный инцидент, то кроме индивидуальной работы, я провожу групповое занятие с использованием сказки "Волшебное яблоко". Мы с ребятами говорим о чувствах, которые может испытывать человек в разных ситуациях и особое внимание уделяем тому, что чувствует человек, у которого что-то пропало, потерялось. И во многих классах у нас есть правило: если нашел какую-то вещь в классе, пусть это даже ручка, все отдается учителю, а он уже спрашивает, чье это. Вот только очень часто дети не узнают свои вещи, так и появляются в классах коробки с карандашами, ручками, а уж сколько варежек на вахте лежит!

    Анна Борисовна, если позволите, хотелось бы разместить эту информацию в уголке для родителей (конечно, со ссылкой на ваш блог).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Людмила Владимировна, пользуйтесь материалом. И огромное спасибо Вам за Ваши мысли и опыт работы.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Очень актуально. Мудро и полезно. Спасибо большое! Дам ссылку своей коллеге.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна! Эту информацию должны знать все! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну, или иметь перед глазами. Спасибо за внимание, Анна Владимировна

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    С удовольствием прочитала Ваш пост о такой непростой теме.
    Всё-таки всё идёт из семьи. Только родители должны учить, что такое хорошо и что такое плохо. Брать чужое нельзя! Это закон. И точка. Не надо идти на поводу у ребёнка. К сожалению, сегодня многие учителя сталкиваются с проблемой воровства.

    ОтветитьУдалить
  10. Страшно, когда в семье не придают значение таким детским "шалостям", которые потом вырастают в явную угрозу и семье и обществу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Катюша. Почему один ребенок, однажды взяв чужое и раскаявшись, больше никогда этого не делает, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает воровать систематически? В чем причина детского воровства? Секрет просто и состоит, прежде всего, в правильном подходе к вопросам воспитания в семье (безусловно, если это ни в коем случае не психическое заболевание)

      Удалить
  11. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы так хорошо раскрыли тяжёлую тему воровства. Действительно, нужно сообща с родителями решать эти проблемы. Если взрослые пойдут навстречу будет результат. Мне самой предстоит тяжёлый разговор с родителями. Мне так хочется помочь детям - преломить тёмное в душе ребёнка. Верю, что родители правильно меня поймут и исправится ситуация, не будет ей повторения. Пусть Светлого будет больше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы всегда верим в лучшее, и это очень правильно. Желаю Вам. чтобы разговор был диалог был конструктивным, а результат обнадеживал

      Удалить
  12. Анна Борисовна, а вообще страшно, когда замечаешь подобные вещи... К сожалению, так поступают не только малыши, но и старшеклассники, словно проверяя - будет ли наказание...
    Спасибо за интересные и полезные советы, буду вникать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но старшеклассники чаще всего это уже делают осознанно. И здесь, либо совесть отсутствуют напрочь, либо решили сыграть злую шутку, либо стали на путь криминала))) А вот с малышами еще можно поработать. Важно соблюдать очень простые правила:
      Станьте внимательнее к своему ребенку
      Проявляйте к нему больше любви и заботы
      Помогите ребенку разобраться в его бедах
      Разговаривайте с ним не только об уроках и уборке детской комнаты.
      Причем эти советы можно адресовать не только родителям, но и педагогам.
      Спасибо за внимание, Лилия Павловна

      Удалить
  13. Здравствуйте, Анна Борисовна. Эта тема всегда актуальна в начальной школе. В прошлом году, когда я взяла первый класс, одно из родительских собраний было посвящено воровству. Все было так, как вы написали: пропала красивая ручка, мелкие игрушки стали пропадать,фломастеры. Сейчас ребята спрашивают, если находят ластики, карандаши, ручки. Если хозяин не находится оставляют на учительском столе.
    Часто бывает другая ситуация, когда ребенок теряет свои вещи, а говорит, что украли. В классе у нас есть коробка с потеряшками (мелкие вещи), в гардеробе - коробка с одеждой. На родительских собраниях всегда предлагаем посмотреть эти коробки. Некоторые находят свои потерянные вещи.
    Спасибо за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, и другая ситуация не менее опасна. Детей не приучили к порядку, они теряют вещи, а родители спешат разобраться, порой обвиняя совсем напрасно. И таких случаев в практике работы тоже много. И над этим работаем.
      Спасибо за визит, искренне рада видеть Вас в блоге

      Удалить
  14. Ужасная проблема. Какое счастье, что мне с этим сталкиваться не пришлось.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"