вторник, 13 января 2015 г.

ЕГЭ по русскому языку. Задание 25

Сегодня моя статья адресована выпускникам и всем тем, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку. На просторах интернета много разных советов, предлагаю еще несколько.
Итак, план сочинения.
Вступление. Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Основная часть. а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).
3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением.
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.
2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны. 
И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .
3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».
Далее личностная позиция, аргументы и вывод.

Шаблон к сочинению
Вступление.
      - Я с большим интересом прочитал текст…
      - Нельзя остаться равнодушным к рассказу…   о…
Проблема.
     - Объектом раздумий автора стала проблема…
     - Проблема, над которой размышляет автор, заключается в следующем…
     - Автор неоднократно возвращается  к проблеме…
     - В данном тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего? Род.падеж) 
  • экологии;
  • добра и зла;
  • нравственного выбора, нравственного долга;
  • милосердия (сострадания);
  • взаимоотношений отцов и детей;
  • ответственности за свои  поступки;
  • творчества (свободы творчества, роли художника, предназначения творца…);
  • равнодушия;
  • национальных отношений (вражды);
  • предназначения (чего-то или кого-то);
  • памяти (о ком-то или о чем-либо);
  • гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи;
  • человеческой отзывчивости, взаимопомощи;
  • защиты и сохранения природы;
  • сохранения и развития русского языка;
  • чинопочитания и угодливости;
  • семейных (родственных) отношений;
  • коммерциализации культуры.

Комментарий.
- Действительно, в своем рассказе автор приводит пример того…( рассуждает о том);
- Данную проблему можно отнести к разряду философских (психологических, общественно-политических, экологических, нравственных и т.д.)
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о ...
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о ..., но и о ....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ....
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ....
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о ..., автор подразумевает ...
Авторская позиция.
     - Автор считает, что…
     - Автор утверждает, что…
     - Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.
     - Автору важно убедить читателя в том, что…
     - Бесспорно мнение автора о том, что…
     - Цель автора – заставить читателя обратить внимание на …
     - Задача автора – убедить читателей в том, что…
     - Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
     - Автор подводит читателя к мысли о том, что…
     - Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
     - Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
     - «…» - в этих словах, по-моему, отражена авторская позиция…
     - «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию…
     - Позиция автора очевидна:…
Свое мнение:
Согласие:
     - Разделяя позицию автора, хочу сказать, что…
     - Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение. Полностью разделяя мнение автора,  хочу сказать, что…
     - Интересно то, как автор…
     - Нельзя не согласиться  с утверждением автора о том, что…
     - Я полностью согласен с авторской позицией. Безусловно, …
Возражение автору:
     - Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
     - Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
     - Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
     - Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и другая точка зрения.
Аргументы.
      - В подтверждение своего мнения могу сказать следующее: …
      - Могу подтвердить свое мнение примером из книги…
      - В самом деле, можно привести немало примеров в подтверждение этому. Так, в телепередаче…

Аргументами являются
     - ссылки на литературные произведения;
     - ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы;
     - имена исторических деятелей;
     - свидетельства очевидцев;
     - названия событий, цитаты, даты;
     - различные факты (место, обстоятельства, участники событий);
     - собственные наблюдения и выводы;
     - положения официальных документов;
     - различные общественные законы;
     - законы природы;
     - народная мудрость, пословицы, поговорки, приметы и т.п.;
     - статистические данные;
     - примеры из жизни окружающих.

Заключение:
      - Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод:...
     - Таким образом, мы приходим к выводу, что…
     - Заканчивая свое сочинение, хочу сказать:…
     - В заключение можно сказать, что…

Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...
3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• На уроках ...я изучал в разделе ..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных ..., как ...
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что ...
• Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ...заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

Предлагаю вашему вниманию Энциклопедия аргументов (В. Н. Александров, О. И. Александрова), пройдите по ссылке


Частично использован материал блога

13 комментариев:

  1. Анна Борисовна, нам наша учитель русского языка тоже предложила раработать самостоятельно шаблоны, а потом мы сформировали один наиболее удачный вариант, хотя каждый вправе использовать свой, верно? Спасибо, Ваши рекомендации передам своим одноклассникам и старшим друзьям-выпускникам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Безусловно, Дима, это ведь только образцы, но не эталоны

      Удалить
  2. Спасибо, обязательно воспользуемся материалами блога и материалами Энциклопедии аргументов (В. Н. Александров, О. И. Александрова). У моих ребятишек еще есть время хорошо подготовиться и к выпускному сочинению и к ЕГЭ по русскому языку,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверены, что материалы будут полезны

      Удалить
  3. Валеева Ирина Николаевна, учитель русского языка14 января 2015 г., 20:22

    Анна Борисовна, педагоги и руководители все делают к тому, чтобы "вложить" в ученика нужные знания, чем их еще мотивировать? Спасибо за Ваши советы, материалы, ссылки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только тем, что это ему самому нужно для дальнейшего самоопределения

      Удалить
  4. Очень полезные рекомендации, Анна Борисовна! Я думаю, что они будут полезны не только ребятам, но и учителям! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда ищу что-нибудь полезное для выпускников

      Удалить
  5. Людмила, родительница Ваших учеников15 января 2015 г., 23:19

    Анна Борисовна, десятиклассникам Ваши советы тоже очень пригодятся, спасибо за Ваше внимание в нашим деткам

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый вечер, Анна Борисовна. Нам с Маришей до всего этого еще очень далеко, а вот Димке ваши советы в самый раз. Спасибо. Мальчишки его тоже уже скачали материал и не раз

    ОтветитьУдалить
  7. Полезный материал, возьмем на вооружение

    ОтветитьУдалить
  8. Анна Борисовна, здравствуйте. Прочитала вашу статью, ужаснулась. Такого не должно быть. Родители должны быть вместе с ребятишками. Но зачастую, в обеспеченных семьях. там, где имеют высокий статус, родители не занимаются детьми, ничего не знают о них, не вникают в проблемы ребенка, не общаются с ними. Причины такого безразличия у родителей разные. И последствия тоже разные. А итог один - дети растут в одиночестве, ищут себе интересы на стороне, все больше отдаляясь от родителей.
    Родители! Оглянитесь, вы теряете своих детей!

    ОтветитьУдалить
  9. Анна Борисовна, здравствуйте. Прочитала вашу статью, ужаснулась. Такого не должно быть. Родители должны быть вместе с ребятишками. Но зачастую, в обеспеченных семьях. там, где имеют высокий статус, родители не занимаются детьми, ничего не знают о них, не вникают в проблемы ребенка, не общаются с ними. Причины такого безразличия у родителей разные. И последствия тоже разные. А итог один - дети растут в одиночестве, ищут себе интересы на стороне, все больше отдаляясь от родителей.
    Родители! Оглянитесь, вы теряете своих детей!

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"