Профессиональный стандарт педагога


Из профессионального стандарта
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
При осуществлении трудовой функции педагог должен
Выполнять трудовые действия:
-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
-Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования
-Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания   безопасной и комфортной образовательной среды.
-Планирование и проведение учебных занятий
-Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
-Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
-Формирование универсальных учебных действий
-Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
-Формирование мотивации к обучению
-Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Иметь необходимые умения:
-Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная  деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
-Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
-Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
-Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
-Владеть ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
-Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую,  художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Иметь необходимые знания:
-Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
-История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
-Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
-Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
-Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
-Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
-Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
-Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
-Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; Конвенция о правах ребенка; Трудовое законодательство

При осуществлении воспитательной деятельности педагог (учитель, воспитатель) должен:
Выполнять трудовые действия:
-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
-Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
-Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их  способностей и характера
-Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
-Проектирование и реализация воспитательных программ
-Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
-Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
-Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
-Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
-Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях  современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа  жизни
-Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
-Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Иметь необходимые умения:
-Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
-Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
-Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
-Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
-Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
-Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной  ситуации и/или неблагоприятных условиях
-Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и  переживание обучающимися
-Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
-Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Иметь необходимые знания:
-Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
 -История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
-Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
-Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
-Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
-Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
-Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

При осуществлении развивающей деятельности  педагог (учитель, воспитатель) должен:
Выполнять трудовые действия:
-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.    Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
-Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
-Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
-Оказание адресной помощи обучающимся.
-Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
-Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
-Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
-Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
-Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
-Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Иметь необходимые умения:
-Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
-Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
-Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
-Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
-Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
-Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
-Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
-Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.
-Формировать детско-взрослые сообщества.
Иметь необходимые знания:
-Педагогические закономерности организации образовательного процесса.
-Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
-Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.
-Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.
-Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
-Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
-Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ.
В профстандарте педагога представлены требования к УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, отражающие специфику его  деятельности.
При осуществлении трудовой функции педагог должен
Выполнять трудовые действия:
-Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к  учебной
-Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
-Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
-Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
-Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
-Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
-Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Обладать необходимыми умениями:
-Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними  серьезные личные проблемы
-Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста,  сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
-Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы  начального общего образования
Обладать необходимыми знаниями:
-Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и  развития детей младшего школьного возрастов
-Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
-Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
-Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
-Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная  образовательная программа начального общего образования

В профстандарте педагога представлены требования к учителю основной и средней школы, отражающие специфику его  деятельности. Согласно профстандарту педагога УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ должен
выполнять следующие трудовые функции:
-Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
-Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
-Определение: на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития; совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
-Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
-Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения.
-Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
-Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
Учитель должен уметь:
-Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
-Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
-Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой.
-Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение.
-Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.
-Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности.
-Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе.
-Использовать:
современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования.
-Владеть:
основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и   браузерами, мультимедийным оборудованием;
методами убеждения, аргументации своей позиции;
технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
-Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками.
Учитель должен знать:
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
-методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-Правила внутреннего распорядка;
-Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.

Учитывая особые место и роль в среднем общем  образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделяются профессиональные стандарты УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ и УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Согласно профстандарту педагога в процессе преподавания УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ должен осуществлять следующие трудовые действия:
-Формирование у обучающихся:
способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность;
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств;
конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики;
внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ);
умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;
умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например — вычисления);
материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики;
умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;
способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
представлений о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности.
-Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся.
-Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики.
-Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации.
-Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
-Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
-Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
-Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики.
-Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.
-Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных.
-Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
Для выполнения  своих трудовых действий учитель должен иметь следующие необходимые умения:
-Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
-Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи.
-Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).
-Совместно с обучающимися:
строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся;
применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации;
проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же — для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом;
создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
-Организовывать исследования — эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.
-Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
-Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала.
-Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений — численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика); квалифицированно набирать математический текст.
-Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся.
-Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов.
-Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).
-Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры.
Знать:
-основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики;
-представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений;
-теорию и методику преподавания математики;
-специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.

Согласно профстандарту педагога УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА должен выполнять следующие трудовые действия:
-Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
-Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
-Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
-Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.
-Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
-Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
-Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся; участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов.
-Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
-Формирование у обучающихся установки на коммуникацию в максимально широком контексте, в том  числе в гипермедиа-формате; умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав; культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.

Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка  должен иметь следующие  умения:
-Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному.
-Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.
-Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона; к родным языкам обучающихся.
-Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
-Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
Иметь необходимые знания:
-основ лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
-представления о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений;
-теории и методики преподавания русского языка;
-контекстной языковой нормы;
-стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.



8 комментариев:

  1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Хочу поблагодарить Вас за важное моё знакомство с его сиятельством "Стандарт"... Всё прочитала, но не понимаю, зачем нам ещё одна бумажка, пусть даже и такая важная! Когда учить детей будем, если только эти новые законы и стандарты изучаем? Надоело, а ничего не сделаешь, всё равно придется вникать и разбираться... Эх... Скачала, спасибо! С уважением, Яна Алексеевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Яна Алексеевна, здравствуйте. Вот и сегодня на педагогическом совете в очередной раз состоялся разговор о ФГОСах, в очередной раз спорили, зачем учителю "технологическая карта урока", говорили о об отличиях "знаниевой" технологии и технологии УУД, а тут еще профессиональный стандарт. "Надо, так надо, будем изучать!", - сказали неуверенно педагоги... А кто - то возразил: "Теперь не только педагогами будем работать, но еще и и возрастную психологую изучать..."

      Удалить
  2. Изучать новое - я за! И ФГОС мне нравится, УУД приветствую, портфолио - важно! Изучение психологии - необходимо... Но так иногда себя жалко, совсем нет времени просто художественную книгу почитать... А Вы про НЛП слышали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это Вы про нейро-лингвистическое программирование. Слышала, пыталась читать, изучать, дошла, но не до всего. НЛП - это искусство думать и учить думать других. (По секрету – во время учебы в КГУ был очень интересный факультет – факультет общественных профессий, получая образование по специальности «Математика», одновременно получила образование по психологии; последним увлеклась… ) На мой взгляд, НЛП – это то, что поможет при правильном применении изменить самого себя, окружающих (в нашем случае ребят, коллег, если повезет - родителей).

      Удалить
  3. У меня есть несколько интересных книг для педагогов! Я как-то в отпуске очень увлеклась не только чтением такой литературы, но даже лекции стала слушать (по youtube). Так интересно! Нам, педагогам, такие знания нужны, как воздух. Но потом 1 сентября и всё как всегда: захлестнула школа! А скачанные книги остались. Хотите вышлю?

    Я тоже в ХГУ училась на факультете общественных профессий, даже какую-то корочку получила...

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо,буду благодарна. Думаю, что найду время прочитать сама, посоветовать коллегам.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый вечер, Анна Борисовна и Яна Алексеевна! Хочу сказать, что когда я была студентом, метод НЛП мы изучали очень подробно и он эффективен только при личном общении. Зато у него очень забавная история возникновения, иногда все самое гениальное рядом с нами, а мы не замечаем!

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана Александровна, здравствуйте. Есть очень известная притча о слоне и слепых мудрецах, которые хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город приехал цирк, где выступал слон. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешить изучить это большое таинственное животное. Один потрогал за хвост и сказал, что слон – это змея. Другой потрогал за ногу и сказал, что слон – это колонна. Третий потрогал за хобот и сказал, что слон – это большой шланг. Но ведь слон – это СЛОН!!! Его нельзя описать по частям, его надо видеть, торгать, слышать целиком. Где - то здесь близко НЛП. Надеюсь, Вы расскажете нам всем забавную историю его возникновения

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"