Здравствуй, читатель. Все мы помним детские сказки про злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь. Зачем она это делала? Я никогда даже об этом не задумывалась, пока не стала читать сказки внученьке. Кажется, что страшная беззубая баба - отрицательный персонаж в сказке. Ан нет, оказывается, речь идет о старинном обряде «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, в глухих селениях сохранялся вплоть до середины XX века.
Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд исцеления, и в одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов; в других – отправляли в печь всех подряд новорожденных.
Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.
При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.
Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.
Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами, смысл которых заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся.
Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.
Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.
Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.
А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.
Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было. Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».
...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...
Из интернета
Мое отношение к бабе Яге изменилось, когда мы с ребенком делали исследовательскую работу. Очень много русских традиций забыто. А ведь баба Яга их хранитель. Она еще и страж между миром живых и мертвых. И чаще в сказках она помогает.
ОтветитьУдалитьСовременные дети очень редко в библиотеках берут сказки(если только учитель задал), а жаль, их мудрость не исчерпала своей значимости. И очень здорово, что есть БАБУШКИ, которые читают своим внукам сказки!!!
Читаю, и даже пытаемся учиться пересказывать. Вот и бабу Ягу Миланочка совсем не боится, а даже проявляет интерес. Теперь и я начинаю склонятся к тому что и Леший тоже таит в себе какие-нибудь знахарские особенности
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! С Новым 2018-м годом!!
ОтветитьУдалитьСколько же мудрости во всех народных обрядах! И детки были здоровее, и даже весь народ в целом. Сейчас такое оздоровление выполняют врачи физиотерапевты, используя новейшее медицинское оборудование. И ведь действительно мудрое выражение - "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!".
Спасибо за интересный рассказ!!!)))
Ого, Елена Валентиновна, а я даже не нашла связь с современной медициной, а Вы так далеко пошли. Интересно, а что по этому поводу скажет моя племянница, медицинский работник? Спрошу
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! А вот в новом фильме "Последний богатырь" баба Яга совсем не злая! Её играет Елена Яковлева. Если не успели посмотреть, обязательно посмотрите! Мне понравился фильм и игра актёров.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила Федоровна, посмотрела. Понравился и фильм, и игра актеров!
УдалитьУ меня Баба Яга, Анна Борисовна, один из любимых сказочных персонажей! Посмотрели всей семьей сказку "Последний богатырь", какая там очаровательная Баба Яга в исполнении Яковлевой!
ОтветитьУдалитьДа-да, Анна Анатольевна. Слышу об это фильме только положительные отклики, да и сама видела.
УдалитьАнна Борисовна, здравствуйте! Вот мы и встретились с вами в 2018! Поздравляю вас от всего сердца с наступившем годом! Встретились сначала в Блоге Кота Васьки, а сейчас и в вашем блоге! Я очень скучала по своим друзьям, особенно по вас.
ОтветитьУдалитьА Баба-Яга, наверное, настоящая лекарша, травница. Раньше в деревнях таких женщин преследовали, считали колдуньями. А сами бежали к ним лечиться. Вспомните русскую классику.
Ирина Михайловна, добрый вечер. Спасибо за Ваш отклик, рада, что Вы всегда на связи.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Слышала о такой древней русской традиции. А куда было деваться, если врачей никаких и в помине не было? А печка и впрямь могла и может спасти вплоть до двустороннего воспаления легких, однако, конечно же, не является панацеей.
ОтветитьУдалитьПроисхождение бабы Яги, возможно, исходит от этого обычая, но всё же баба Яга - это образ героини потустороннего мира, в котором ее изба - это гроб (нос ее в потолок упирается именно потому что потолок очень низкий), а она сама - не кто иной, как мертвец. Лес - переход в тот мир. Не зря наши предки так считали. Я вот как в лесу побываю, бывает, так жутко становится, как услышу скрип сосен... Звук такой, будто зубы бабы Яги скрипят... Бррр.
У каждого своя баба Яга, и скорее всего, вы правы насчет потустороннего мира. Но вот лес я очень люблю, а прогулка по нему меня одновременно и бодрит, и успокаивает А потому никак не могу его связать с переходом в мир иной.
УдалитьСпасибо, Светлана Николаевна, за внимание и Вше мнение. Именно от Вас было интересно услышать о печке и бабе Яге.
Здравствуйте, Анна Борисовна. Надо же, впервые слышу о таком обряде. Образ бабы Яги воспринимается по-разному. Травы, магия, колдовство. То она хитрая и коварная, а то и помощь окажет и дорогу подскажет.
ОтветитьУдалитьС Новым годом Вас, Анна Борисовна.
Новогодних превращений, бесконечных приключений! В цель удачных поподаний, исполнения желаний!
Я тоже, Людмила Геннадиевна,впервые прочитала о таком обряде, но, скорее всего, так оно и было, ведь именно знахарки и целители помогали выживать, пока современная медицина не пришла на помощь. Спасибо за поздравления, рада Вас видеть в блоге. С наступающим Рождеством!
УдалитьОчень интересные обряды. На знала о них. В них мудрость... Очень хотелось бы не верить ни в приметы, ни в знахарство, как церковь советует, но... не всегда получается. И понимаю, что это все язычество, но оно вобрало в себя весь опыт предков, мудрость поколений. И не всегда наши предки были темными, которые боятся и не понимают силы природы, лги сами были - природа. Поэтому я многим обрядам верю. Ведь и многие христианские праздники от языческих пошли: Масленница, например - праздник славянской мифологии, перешедший в православие. День Ивана Купала совпадает с рождеством Ивана Предтечи. Все это не случайно.
ОтветитьУдалитьСпасибо Анна Борисовна, за чудесный рассказ. С удовольствие прочла про добрую бабку Ежку)))
С НОВЫМ ГОДОМ! Процветания блогу, добра вашим близким, вам счастья и здоровья!
Ирина Витальевна, добрый друг, спасибо за поздравления и Ваши мысли. И не важно, откуда пошли те или иные праздники, важно, что в них во всех народна мудрость и опыт. С наступающим Рождеством, и пусть мир вокруг будет добрее.
УдалитьРождество уж на пороге,
Ярко светятся огни.
Вам желаю в этом доме
Много счастья и любви.
Пусть с Рождественской звездою
Ангел спустится в ваш дом,
И божественной рукою
Поможет лаской и добром.
Чтобы сквозь снежную лавину
Вы чувствовали солнца свет,
Тепло чтоб вас не покидало
И не было ни зла, ни бед.
Ух-ты, не знала о таком обряде с младенцами. Правда читала в какой-то книге, что в русских печах лечили сильную простуду.
ОтветитьУдалитьС Новым годом, Анна Борисовна! Всех благ Вам.
Спасибо, Валентина. Русская печь многое может. Я помню, как бабушка садилась у печи лечить все свои хвори.
УдалитьАнна Борисовна, здравствуйте.Вот спасибо за пост,вспомнились Санкт-Петербургские курсы по сказкотерапии. Баба-Яга-персонаж одиозный,самодостаточный.Только выйдя из детского возраста понимаешь мудрость народных сказок.У нас был мастер-класс по характеристике отрицательных героев народных сказок.Что-то я уже знала об истории знахарства на элементарном уровне.Занимал вопрос: почему старшая дочка в сказке "гуси-лебеди"играла со сверстниками,а Иванушка сидел в тенёчке и играл с яблочками? Мальчишка ведь.Баба-яга "вычислила" болезного мальца,послала гусей,но старшая сестра,как мы помним,не дала свершить обряд исцеления,хотя мальчонка,судя по сказке, не был напуган,спокойно играл.Интересный персонаж,микс многих женских судеб.Спасибо вам!
ОтветитьУдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, дорогая. Спасибо за ваше неравнодушие и готовность всегда поделиться своим мнением и знанием. А моя Милаша очень полюбила Бабу Ягу
УдалитьАнна Борисовна, здравствуйте! О роли Бабы Яги в матриархальном миропредставлении знакома, а вот про обряд "перепекания" не знала) Вот откуда сказка про Терешечку!
ОтветитьУдалитьУ нас в детском саду без Бабы Яги мало какой праздник обходится))) нужный персонаж - в противовес положительным героям для развития сюжета) К тому же, как правило, перевоспитывается к концу утренника)
Вот и Милаша после всех новогодних приключений полюбила Бабу Ягу. Даже после чтения сказок нисколько не соглашается. что она злая и вредная.
УдалитьЯ никогда не слышала о подобном обряде! Было очень интересно читать пост!
ОтветитьУдалитьВот теперь и Вы будете немного больше знать о том, что связывает сказки и реальную жизнь. Спасибо за внимание, Анна Владимировна
Удалить