Здравствуй, читатель. Хочу представить одну из лекций доктора педагогических наук, профессора Кубанского государственного университета А.А. Остапенко по системной и со-Образной педагогике, посвящённой анализу катастрофической ситуации в системе образования страны и возможным путям её преодоления. Слова В.В. Путина стали эпиграфом этой лекции
Я прочитала брошюру, во-первых, с карандашом в руках, а во-вторых, с большим вниманием интересом, удивлением и надеждой... Система образования должна стать другой)))
А.А. Остапенко: «Импортозамещение в воспитании можно не откладывать или можно ли еще спасти систему образования?» (скачать)
Позволю себе процитировать несколько абзацев
- Реформаторы стремительно спешили нашу столетиями выстраиваемую «неуклюжую и инертную» систему образования и воспитания привести к общему знаменателю с западной системой и вдруг... выясняется, что Запад нас уже не ждёт, Западу мы не нужны, Запад самодостаточен. Да и ценности когда-то христианского Запада уже совсем не те. Как-то совсем не хочется окунаться в общество узаконенных бородатых девок, узаконенных лёгких наркотиков, законно платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с тремя родителями и прочих нелепостей «свободного» мира.
- Ещё в декабре 2010 года на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике В.В. Путин и Д.А. Медведев публично дискутировали о путях воспитания молодёжи. Медведев утверждал, что «нам не нужно стесняться учиться» толерантности у американцев, а Путин тогда ему твёрдо возразил: «Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся её. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот». А в 2013 году, возвратившись, на пост главы государства на своей традиционной пресс-конференции В.В. Путин заявил: "Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением".
- После воссоединения Крыма и введённых против России западных санкций стало и вовсе очевидным, что без опоры на собственные силы и традиции ничего не получится. Ключевым понятием почти во всех сферах стало слово «импортозамещение». В первую очередь оно было подхвачено оборонкой и сельским хозяйством, отчасти культурой... Необходимо осознавать, что в ближайшие годы (а, скорее всего, месяцы) процесс импортозамещения и возврата к традиционным ценностям придёт в образование и в воспитательную практику.
- Для этого нужно нам всем вспомнить о своих культурных корнях, вспомнить, что не «хлебом единым», перестать копировать бледное блеянье education management, обнуляющее подлинное образование… Для этого необходимо перед нашей молодёжью рядом поставить христианские и советские образцы и примеры: образы стойкости и мужественности святого Георгия Победоносца и Алексея Маресьева, образы жертвенности и мученичества святого Димитрия Солунского и генерала Карбышева, святых Веры, Надежды, Любови и молодогвардейцев Краснодона, образы служения Отечеству благоверного князя Александра Невского и маршала Г.К.Жукова, благоверного великого князя Димитрия Донского и Павки Корчагина, образы самоотдачи и милосердия великой княгини Елизаветы Фёдоровны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и медицинских сестёр Великой Отечественной, образы тех, кто достиг высот в просвещении – равноапостольного Николая Японского и А.С. Макаренко.
- К этому ясно и недвусмысленно призвал Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня.
А дальше А.А. Остапенко рассуждает о факторах разрушения образования в России:
- А. Стратегически-целевые факторы. 1.Отмена советской стратегической цели образования, сформулированной в виде крупного антропологического идеала («всесторонне развитая гармоничная личность»), привела к мировоззренческому вакууму сверхзадач у педагогического сообщества. Отсутствие высокой сверхзадачи тормозит и приземляет систему, превращая её из стратегически важной сферы в технический социальный довесок. 2. Утрата стратегической цели быстро превратила образование из блага и служения в часть сферы услуг, то есть потребления, что и было узаконено нормативно правовыми документами. 3. Образование как часть сферы потребительских услуг способно лишь на воспитание потребителей (что и было провозглашено эксминистром, а ныне советником Президента Фурсенко). 4. Превращение школьного учителя и вузовского профессора в официанта, предоставляющего педагогические услуги, резко уронило престиж педагогической профессии и, как следствие, привело к разрушению системы педобразования.
- Б. Содержательные факторы. 1. Компетентизация содержания и введение новых учебных планов и стандартов в считанные годы свели на нет фундаментальность и энциклопедизм (как главные признаки общего образования) и породили утилитаризм и функционализм (человек-потребитель и человек-функция). Это погубило любовь к чтению и тягу к широкой образованности. 2. Резкое сужение содержания естественнонаучного школьного образования разрушило у целого поколения целостную картину мира, что привело к процветанию лженаучных увлечений, магии и оккультизма (исчезновение астрономии породило массовое увлечение астрологией). 3. Расширение содержания гуманитарного образования было осуществлено не благодаря усилению нравственного компонента в преподавании отечественной истории и классической литературы (чем всегда была сильна советская школа), а посредством введения с 5-го класса курса обществознания, через который происходило и происходит насаждение чуждой нашему обществу системы мировоззренческих установок и ценностей. При этом экзамен по обществознанию стал обязательным для поступления почти на все гуманитарные специальности. 5. ЕГЭ как тестовая форма контроля разрушил традиционную целостность и системность мировоззрения школьников. Учитель, зная, что его учеников будут проверять фрагментарно-тестово, натаскивает на эту тестовую форму.
- В. Организационно-экономические факторы 1. Переход к нормативно-подушевому финансированию школ резко увеличил среднюю наполняемость классов, которая в большинстве городских школ страны превысила предельно допустимую (25 чел.). 2. Требование нового закона об образовании о том, что зарплата в образовании должна быть не ниже зарплаты в промышленности региона, привело к массовому сокращению учителей школ и преподавателей вузов (в первую очередь за счёт опытных пенсионеров и высококлассных квалифицированных совместителей) и резкой перегрузке оставшихся. 3. Растущее с 2009 года число учеников в школах и одновременное резкое сокращение числа учителей привело к усугубляющемуся дисбалансу (перегрузке учителей и дефициту внимания ученикам). 4. Одновременно с сокращением количества педагогов выросло в разы на всех уровнях количество чиновников в системе управления образованием. 5. Эта армия управленцев в 10–12 раз увеличила документооборот и ненужное планирование и отчётность. 6. Одновременно с увеличением штатов в органах управления фактически сокращены функции развития и методической помощи, которые заменены функциями контроля и надзора, полностью лишив школы методической свободы. 7. В итоге большая часть времени и сил педагогов тратится не на работу с детьми и родителями, а на то, чтобы ублажить разного рода надзирателей или переписывание сотен страниц программ, планов и отчётов. 8. Школы и вузы, находящиеся в состоянии подготовки к лицензированию, аттестации или аккредитации, месяцами находятся в состоянии профессионального паралича. Учителя и преподаватели месяцами не имеют возможности заниматься своим профессиональным ремеслом. 9. Перевод образования на «рыночные» отношения, в которых мерилом стала эффективность и внешний имидж, на десятилетия исключил из образования воспитательный компонент. 10. Результативность работы педагогов и руководителей чаще всего оценивается не результатами работы с детьми и студентами, а количеством и качеством написанных бумаг, а также количеством конкурсов, в которых школа, вуз, педагог приняли участие. Зарплата руководителя школы или вуза через систему так называемых эффективных контрактов ставится в зависимость от количества конкурсов, фестивалей и прочих мероприятий, в которых школа или вуз приняли участие.
- Г. Воспитательные факторы. 1. Замена воспитательной установки педагогики обязанностей («Учащийся обязан…», именно так всегда начинались «Правила для учащихся») на установку педагогики прав (Конвенция ООН о правах ребёнка) привели к утрате ответственности у двух поколений и их инфантилизации. 2. Тотальные рейтинги между учениками, учителями, школами, вузами, муниципалитетами, регионами стали источником тотальной лжи и приписок на всех уровнях. 3. Повсеместное внедрение портфолио (учеников, студентов, педагогов, школ, вузов) стало источником показухи, тщеславия и гордыни. 4. Насаждение западных стандартов образования и иноязычных терминов в сферу образования привело к тому, что тьюторов, аниматоров, кураторов, фасилитаторов и омбудсменов в школах и вузах стало чуть ли не больше, чем преподавателей, учителей и воспитателей, а университеты объявлены «драйверами рынка».
- Импортозамещение в образовании явно не начиналось, а требование Президента о возврате общества к традиционным ценностям руководством Минобра явно игнорируется.
- Для преодоления сложившейся почти катастрофической ситуации в системе образования России необходимо реализовать поэтапную модель преодоления системного кризиса. Этих этапов четыре...
А вот, что за этим последовало
Приветствую. Очень много и от самого человека зависит: остаться с минимумом знаний или развиваться дальше. Второй путь - сложнее. но интереснее.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Семен, Ваше мнение интереснео. Отрадно, что следите на публикациями о системе образования
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Согласна с каждым пунктом поста!!! Все правильно Вы выбрали!!!Лишь бы только слова профессора Кубанского государственного университета А.А. Остапенко были услышаны в министерстве. Там своя правда жизни, в школах своя :( С документами знакома, лишь бы вышестоящие органы с ними познакомились...
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, и все же, при всей перегрузке и занятости излишним бумаготворчеством, у нас замечательные педагоги, успевающие все, везде, всегда. Спасибо
УдалитьС большим интересом прочитала все. Лекция - это про нашу действительность. Все так и есть. Человек-практик писал, словно видел все, почувствовал, пережил.
ОтветитьУдалитьЧто-то начинает меняться, но как-то где-то не там. А мы все пишем, строчим, отчитываемся
Ирина, там и здесь!!! Просто, не всё сразу.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Действительно, актуальная и больная тема! Традиционная система образования разрушена, а вот сможем ли быстро все восстановить? Ломать-не строить...
ОтветитьУдалитьЕлена, добрый вечер. Построим. Хотя, во все времена перемены любые в любой отрасли давались нелегко. Справимся, преодолеем.
УдалитьСегодня на педсовете как раз говорили о патриотизме, о том, как много делается в школе, о том, что правильным направлением мы идем. Уроки мужества-яркое тому доказательство
Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы поделились бесценной информацией! очень важной! Спасибо. Конечно, я скачала лекцию профессора Остапенко. Читать ее тоже буду с карандашом в руках, размышляя и пропуская через себя.
ОтветитьУдалитьЕлена Алексеевна, думаю, что и другие его лекции можно найти в Интернете. В каждой столько рационального!))
УдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Прочитала лекцию целиком, спасибо за ссылку. Радует голос разума - главное, чтобы он был услышан.И не только про школу справедливо сказанное - дошкольное образование во многом "страдает" теми же проблемами. Понравилось предложение создать кодекс для Родителей, мало поменять систему образования - нужно, чтобы родительское сообщество эти изменения восприняло позитивно.
ОтветитьУдалитьВпечатлилась лекцией, я -то из того поколения, еще советского образования) и в то же время присутствует некоторое уныние - что опять реформы будут имитационными((
А вдруг, нет?!)) Сегодня в школе начались занятия группы предшкольной подготовки. Родители еще не успели ни с кем познакомиться, а уже у некоторых - масса недовольства, претензий и открытого хамства. А всего лишь попросили не подниматься в кабинет по одиночке, не бродить по школе, пытались приучить к правилам))) Мы проводим бесплатные занятия. Наверное, если бы родители заплатили некоторую сумму, уважительнее относились бы, я думаю))) Грустно. Вот уже где не помешал бы КОДЕКС для родителей
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна Всё правда, от первого до последнего слова. Обязательно прочитаю лекцию. Рекомендации и разъяснения поступили по сокращению отчетности, а воз и ныне там. И этого мало. Наша школа была пилотной в области работы с электронным журналом. Освоили 1С Образование. Нас наклоняли, хотели перевести в Дневник.ру. Директор отстояла наши права. Всё равно теперь все школы Ростовской области переводят на Контингент, так называемую, школу будущего. Все данные, которые только можно собрать с ученика, всё введено в базу. Мы снова обучаемся работать в программе и, по-прежнему, ведём два журнала. Складывается впечатление, что учителя всеми путями хотят отвлечь от непосредственной работы с детьми.
ОтветитьУдалитьА мы уже третий год работаем в системе "Сетевой город", причем не только по общеобразовательной программе, но и в системе дополнительного образования (внеурочка, ПДО). Тяжело, но постепенно учимся справляться. На следующий год решили отказаться от бумажного варианта журналов.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!Спасибо за полезную информацию!До локтя не достанешь!Обязательно познакомлюсь с лекцией.Спасибо!
ОтветитьУдалитьЯ думаю, каждому стОит через себя пропустить эти лекции, только читать вдумчиво. Не стоит сразу со всем соглашаться с автором и кидаться в крайности. У нас в образовании много хорошего, мы работаем и будем работать.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьКОнечно, размышления серьёзные. Нужно думать, решать, но хочется, чтобы и ВСЕ наши руководители думали так же, как и мы... Да и профессура ВСЯ должна быть такой, как Андрей Александрович!
Помню, что на курсах переподготовки по программе "Менеджмент в образовании" (КубГУ, 2012г.) мне больше всего запомнились лекции Андрея Александровича - а как он их читает!!! Даже не читает, а словно проживает вместе со слушателями КАЖДОЕ слово и Событие!
Лилия Павловна, представляю, как интересно было слышать лектора. Моя коллега тоже была в восторге от лекций Андрея Александровича (курсы замов по ВР 2015,2015).
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо Вам за статью, с большим интересом прочитала. Согласна с автором на 100%. Обязательно скачаю и познакомлюсь с лекцией Андрея Александровича.
ОтветитьУдалитьАнна Иосифовна, во все времена были трудности, но педагоги всегда их стойко переносили. Сейчас тяжело в любой отрасли, но мы со всем справимся Мы же строим будущее, на нас равняются дети, с нас берут пример, а потому, не будем роптать)))
УдалитьУтро доброе, Анна Борисовна. лекция, что ни говори, не в бровь, а в глаз.
ОтветитьУдалитьДействительно, было бы все услышано...
Здравствуйте, Анна Борисовна! Тема, действительно, актуальная! Но пойдёт ли дело дальше обсуждения?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьВнимательно прочла, и подпишусь под каждым словом. Общая тенденция для всего постсоветского пространства. А в Казахстане еще нужно на 3 умножать уровень абсурда. Надзирающих управленцев с бумагооборотом больше, чем учителей развелось. Над нашей школой 6 организаций надзирающих стояло. И каждому отделу отчет сделай, и МК проведи. А дети? Кому они нужны? Только тупые конкурсы от минобраза и бумажки были. И с каждым годом объем бумажек возрастал в два раза. Однажды явилась комиссия, а над ней еще одна комиссия, которая проверяла как работает комиссия. Сверхпаразитизм чиновников. И с каждым годом становится все хуже и идиотичнее.
Очень хочется, чтобы в центре процесса стоял ребенок. А надзирателей чиновников расформировали, и сделали обычный ИПК, который помогает методически учителю, а не выжимает из него все соки.
Ольга Александровна, спасибо, что рассказали о наболевшем. К счастью, у нас не так.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьЗнакома с лекциями Андрея Александровича Остапенко. Скачала статью, обязательно прочитаю полностью.
Верю, что система образования будет меняться в лучшую сторону. И наше внимание будет максимально нацелено на воспитанников и обучающихся.
Здравствуйте, Анна Борисовна. Я полностью с вами согласен. Действительно, наше образование находится в глубоком кризисе. Но я надеюсь, что в будущем оно станет лучше.
ОтветитьУдалитьИлья, здравствуй. Отрадно, что такого юного, но вполне зрелого школьника интересуют проблемы современного образования. Будем верить в лучшее.
Удалить