четверг, 27 октября 2016 г.

У меня зазвонил телефон... или Правила этикета для родителей школьников

Здравствуй, читатель. Школа объединяет в себе три категории участников образовательного процесса: педагоги, учащиеся и их родители. Не секрет, что отношения между ними складываются не всегда ровно. И хорошо, если все вопаросы, проблемы или недоразумения удается разрешить сразу и на месте, а вот что делать, если их пытаются решить на улице, в магазине, на рынке или по телефону? Как сделать, чтобы годы пребывания детей в школе стали не слишком мучительными ни для родителей, ни для детей, ни для учителей? Выходов много, но один из них - этикет. Да-да, обычный этикет, правил которого ещё никто не отменял. А пользу от их применения в жизни сложно переоценить. Как же вести себя родителям учеников, чтобы треугольник ребёнок-учитель-родители работал продуктивно и без эксцессов? Прежде чем ответить на это  вопрос, предлагаю несколько зарисовок из жизни...


Зарисовка первая. Какая встреча!

Важность того, чтобы любимая родная школа находилась подальше от не менее любимого и родного дома, я поняла буквально через пару месяцев от начала педагогической карьеры, и тут же принялась мысленно хвалить себя на все лады. Я до работы добиралась на перекладных и раньше, по наивности, считала это неудобством. Зря я так. Потому что, живи я поближе к работе, жизнь моя превратилась бы… Нет, не в кошмар, конечно. Но уж совершенно точно в непрекращающуюся комедию положений.
Хотя… Она даже при условии того, что я жила в сорока минутах езды от работы, и то частенько поражала своей непредсказуемостью. Но обо всём по порядку.
Одно время я имела неосторожность забегать после работы на рынок, находящийся неподалёку от школы, за продуктами. Тащить сумки с покупками (это помимо пакетов с тетрадями) на двух автобусах было неудобно и тяжело, да и рынок этот был дороже того, что имелся около моего дома. Но к тому времени, когда я заканчивала работу, в моём районе обычно уже были закрыты даже супермаркеты. А есть-то хотелось. Вот и приходилось пользоваться рынком у школы.
Но чего мне это стоило! Проблема состояла в том, что рынок этот был единственным в районе, да к тому же располагался прямо у выхода из метро. И родители моих учеников неминуемо забегали на него после работы. А там… «Ба! Какая удача! И продукты купим, и с учителем пообщаемся!»
Заботливые и неравнодушные (честь им и хвала!) родители моих многочисленных учеников, очевидно, думали примерно так. Потому что в очередях я регулярно оказывалась в центре внимания. То сзади раздавалось деликатное покашливание, то кто-то теребил меня за сумку, то тянул за локоть (а иногда всё вместе сразу, одномоментно).
- Здравствуйте, Яна Александровна! – то и дело слышала я. И разумеется, в самый неподходящий момент. Как назло именно тогда, когда подходила моя очередь за хлебом, или я судорожно пыталась засунуть в отказывающийся растягиваться пакет колбасу, или покупала предметы личной гигиены (пожалуй, это всё же самый неудачный, но реально имевший место быть вариант). Ах, да! Ещё однажды меня буквально сняли со ступеней подошедшего наконец-то (после получаса ожидания!) автобуса (остановка была прямо около рынка). А дальше начинались вопросы из серии:
- А как мой (моя) сегодня сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) написал(а)?...
В этом месте мне хотелось заплакать и убежать. Потому что почти каждое слово из этого невинного, на первый взгляд, вопроса могло вогнать в ступор.
Во-первых, на тот момент я учила восемь классов. От двадцати пяти до тридцати человек в каждом. То есть не меньше двухсот человек. Даже если у каждого всего по одному родителю, а такое – слава Богу – всё же не в каждой семье, то получается, что я должна была знать в лицо и по имени ещё как минимум двести мам или пап (и понимать, кто чей родитель). А ведь у многих детей в наличии не только папа с мамой, но ещё и любящие бабушки и дедушки. К тому времени я этих детей учила не несколько лет, а всего несколько месяцев. И родителей их в лучшем случае видела по два-три раза. У меня, слава Богу, хорошая память. Но не настолько же! И поэтому милое, ни в чём не повинное притяжательное местоимение «мой» или, как вариант, «моя» вгоняли в ступор. Кабы я знала, о ком шла речь!
Во-вторых, сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) мы написали за несколько часов до исторической встречи с родителями. И проверить их я просто физически не успела бы.
В-третьих, даже если и успела бы, то вспомнить, кто из моих двухсот учеников что получил, точно не сумела бы. И никто бы не сумел. Нереально это.
Поэтому на рынок тот я вскоре ходить перестала. Нашла ещё один, у той остановки, где пересаживалась с одного автобуса на другой. И долгие годы очень радовалась, что живу далеко от школы. Потому что не хотела бы, чтобы родители моих учеников, да и сами дети, видели, как я почти каждое утро галопирую, догоняя автобус (на каблуках и с пакетами, полными тетрадей) или еле живая, и не в силах вымолвить ни слова, гуляю с собакой по вечерам.

Зарисовка вторая. «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит?»
Телефон учителя звонит очень часто. И даже если не упоминать о том, что частенько он делает это в то время, когда уже давно положено спать, то остаётся ещё несколько причин, по которым многие учителя не любят телефонные звонки.
Первая причина очень проста – мало кому нравится гадать, с кем имеешь удовольствие общаться. А запомнить голоса всех двухсот родителей (это как минимум, помните?) невозможно. И чтобы вбить в память телефона номера двухсот человек, требуется много времени. Но почему-то мало кто считает нужным представиться. И приходится учителю слушать монолог родителя, гадая, кто же это, и пытаясь по смыслу разговора вычислить абонента. Ну, или ждать момента, чтобы вклиниться в разговор и напрямик поинтересоваться тем, кто звонит.
Вторая причина в том, что вести диалог, например, об оценках, не имея перед глазами классного журнала (не важно, бумажной его версии или электронной), очень сложно. И отвечать, почему у ребёнка за сочинение три, не видя его тетради, затруднительно. Да и делать это, разрываясь между кастрюлей с борщом, глажкой рубашки мужу и проверкой тетрадей собственных детей – неудобно.
Третья причина – учителю тоже хочется иметь хотя бы немного свободного личного (!) времени. Понятно, что тот, кто идёт в учителя, должен понимать, что соглашается на круглосуточную работу и непрекращающуюся заботу о своих учениках. Но хотя бы чуть-чуть, совсем немного времени у каждого педагога должно быть, что называется «для себя».

Зарисовка третья. Человек из комитета

Школа – это не только учителя и ученики. Это ещё и родители. В том числе – и родительский комитет. У нас прекрасная школа, очень хороший классный руководитель и изумительные родители: понимающие, чуткие, неравнодушные, готовые помочь. Но всё равно быть членом родительского комитета, а уж тем более его председателем, – это непростой труд. К счастью, многие родители это понимают, ценят и стараются не осложнять и без того непростую жизнь людей из комитета. Однако иногда случается непредвиденное...
Сумму, необходимую на предновогоднее представление и подарки детям, обсудили заранее. Возражавших не было. Многие сдали деньги сразу. Другие – частями. Но однажды членам родительского комитета вдруг предложили стать коллекторами. Да-да, именно так. Оказалось, что в семье одного из детей сложились отношения, когда все финансовые вопросы решал отец. Мама права голоса не имела, во всяком случае, по её словам. Она отказалась сама обсуждать ситуацию с мужем и попыталась переложить это неблагодарное дело на членов родительского комитета. При содействии классного руководителя этот вопрос был решён, но неприятный осадок остался.

Зарисовка четвёртая. «Как много на свете жестоких разлук. Поссорились как-то Морковка и Лук…»
Ссоры детей и вмешательство в них родителей – отдельная тема. Ссоры были, есть и будут, и никуда от этого не деться. Но вот наше отношение к ним можно и нужно менять. В одном из классов Л. толкнул М. Тот упал, ударился (к счастью, несильно) и рассказал об этом родителям. Те отправились к классному руководителю с требованием поставить Л. на внутришкольный учёт. Буквально через день М. порвал пиджак Л. И тогда родители М. то ли в отместку, то ли из принципа затребовали с родителей обидчика оплатить починку пиджака. Вскоре Л. снова задел М., папу и маму того с трудом отговорили от похода в полицию. Родителям Л. эта ситуация стоила многих неприятных минут. А потом М… А после Л…
Вам ещё не надоело? Вот и всем в классе это тоже порядком надоело, потому что родители с обеих сторон в каждой конфликтной ситуации раздували из мухи слона, принимались давить на классного руководителя (которая и так очень внимательна ко взаимоотношениям детей и дисциплине), привлекали сторонников, пытались делить класс на два лагеря… В общем, из обычных детских ссор раздули масштабную войну и средств её ведения не выбирали – били изо всех доступных орудий. К счастью, классному руководителю удалось направить их энергию на мирные цели. Но надолго ли?

Вот такие совершенно реальные зарисовки из жизни тех, чьи жизни связаны со школой. А ведь всех этих комичных и не очень ситуаций легко было бы избежать, если бы родители помнили несколько самых простых правил этикета и следовали им.
  • Обязательно представляться во время личной встречи или телефонного звонка (особенно звонка!) Это ведь так просто сказать: «Здравствуйте, Людмила Ивановна! Я мама Кости Васильева Екатерина Анатольевна». И всё – учитель понимает, с кем говорит, и занят только тем, что внимательно слушает вас, а не гадает, кто же его собеседник и как к нему обращаться. Родителям несложно, а для учителей – огромное облегчение понимать, с кем они имеют удовольствие беседовать. Поверьте.
  • По возможности не звонить поздно вечером или рано утром. Учителя тоже люди и у них есть семьи. Статья эта адресована адекватным людям, поэтому не стану писать про то, что не стоит звонить в состоянии, далёком от трезвого. Думаю, это и так всем понятно. Хотя жизнь показывает, что, увы, не всегда.
  • Не стоит сражу бежать с жалобами в вышестоящие организации, может быть проще заручится поддержкой и пониманием классного руководителя? А если все же решилсь обратиться на "горячую линию", то чеко определитесь с адресатом и целью Вашей преетнзии, жалобы.
  • Спорные вопросы (почему «три», а не «пять») решать в школе, а не по телефону или в ходе случайной встречи на улице. Тогда учитель сможет показать вам работу ребёнка и аргументированно объяснить свою позицию (ну, или не объяснить, такое тоже бывает, ошибаются все, даже учителя).
  • Ценить совершенно бескорыстный труд представителей родительского комитета и не перекладывать на них решение своих семейных проблем.
  • Помните, телефонные разговоры учителя не оплачиваются по "служебному тарифу". Либо звоните сами, либо не затягивайте беседу.
  • Учите детей относиться друг к другу не как к врагам, да и сами не подавайте негативный пример. По всем конфликтным вопросам в первую очередь следует обращаться не в полицию и даже не к директору, а к классному руководителю. Учителя видят и знают многое, и могут точнее нас, родителей, оценить ситуацию, расспросить всех участников конфликта и выяснить, кто и в чём виноват.
  • Не решать конфликты с чужими детьми лично. Только через их родителей и/или в присутствии последних. Сцены, когда папа под два метра ростом на полном серьёзе выясняет отношения с семилетним мальчишкой, отвратительны. Даже в крайне взволнованном состоянии нельзя опускаться до этого.
  • Не считать, что именно наш ребёнок всегда прав. Увы, это совсем не обязательно. Поэтому даже в самой неприятной ситуации нужно уметь выдохнуть, успокоиться и попытаться разобраться объективно.
  • Не стоит говорить учителю, что ребенок не хочет идти в школу, потому что ему не нравится педагог. В первую очередь, он не хочет идти в школу, потому что за семейным ужином вы это ему внушили.
  • А еще, если  так случилось, что вам не нравится учитель, завуч, директор, то не стоит где-то в кулуарах обсуждать и собирать сплетни, более того - раздаривать нелицеприятные эпитеты. Придете в школу, а не стреляйте в спину! Педагоги открыты к общению.
Уважаемые читатели, участники образовательного процесса! Очень хочется верить, что эти простые правила помогут создать в школе благоприятную и комфортную обстановку, где недопонимания и недоверия станет меньше, а взаимоуважения и желания помочь – больше. Ради такой радужной перспективы можно немного и постараться. Помните, дети пришли в школу за знаниями! 

Использованы материалы, спасибо: http://materinstvo.ru/art/11549

33 комментария:

  1. Здравствуйте,Анна Борисовна! Как же хочется надеяться на то, что знания этикета ( ведь все всё знают) логичным путём перейдут в мастерское владение им.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Елена Анатольевна. Вчера и сегодня проходят в школе родительские собрания. Вроде бы все хорошо, но вот разошлись родители, вышли на крыльцо)))Ой, чего только не услышишь в окошко. За что? Так и хочется кричать:"Люди, это - наша работа! А наша работа - ВАШИ дети!" Давайте дуть в одну дудку, мы вместе растим будущее!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Анна Борисовна! Нужный пост Вы опубликовали!Надо его всем участникам ОП прочитать! Если в городе Вы можете поменять маршрут движения, то у нас в деревне ничего не поменяешь. К тому же каждый знает тебя и ты знаешь всех. Иногда, просто хочется идти домой и молчать..., а про телефонные звонки после 20.00 и позже умолчу :(
    Ссоры между детьми иногда приводят даже к драке родителей (был такой случай в практике)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, случайно наткнулась в интернете на интересную публикацию, зацепило))) Вот и решила вынести на всеобщее обсуждение, тем более, что сама испытываю дискомфорт, выходя на улицу на прогулки с внученькой, в магазин, на рынок. Живу (по нашим городским меркам) вблизи от школы... А телефон... О, это - особый случай, и, оказывается, не только для меня. Спасибо, что поддержали тему, поделились

      Удалить
  3. Да-да-да, советы актуальны, а то реально иногда думаешь, ну люди хоть понимают, что делают? А спокойно решать вопросы и находить компромисс - это, конечно, нам всем поучиться нужно))

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Какие точные зарисовки. Узнала в их героинях себя: и в магазине, и на рынке, и стоя у плиты, держа неожиданно зазвонивший телефон вместо поварёшки. Как жаль, что у некоторых родителей отсутствует элементарное чувство такта. Памятки , которые Вы привели, подлежат обязательному размножению и вручению каждому родителю для изучения и соблюдения. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Викентьевна, добрый вечер. Спасибо за Ваше мнение.. Я множить не стану (не всех же это касается), но на школьном сайте и информационном сиенде информацию обязательно размещу

      Удалить
    2. Анна Борисовна! На счёт "размножить"- это я, скорее, для себя -как программу к действию.

      Удалить
  5. Анна Борисовна, добрый вечер!
    Оооо, как же Вы правы - и такое бывает! Но... это было давно... Сейчас, с этим выпуском, всё немного по-другому. Они в большинстве своём действительно соблюдают эти правила! Но всегда улыбаюсь, услышав вопросы детей про то, почему у меня не айфон, а Самсунг-дуос))))) Не объяснять же, что дело не только в стоимости, но и в том, что просто разориться можно, звоня с МТС на другие мобильные сети... А сейчас вроде бы как и тариф позволяет, но уже привыкла... Да и современные "вацапы" позволяют избежать многих обременительных разговоров.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна,здравствуй. Я слышала, что некоторые родительские комитеты принимают решение оплачивать учителям разговоры. Ну, например, 300-500 руб/мес. Может быть это и правильно, но это не дает право звонить учителю в любое время дня и ночи (исключаю только совсем крайние случаи, когда это, действительно необходимо. Кстати, многое идет еще из начальной школы. Если педагог поставил этот вопрос на контроль, объяснив с самого начала, что и как, проблем не будет и в будущем.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Как же знакомы все эти случаи! И родители даже не задумываются, что учитель тоже человек, а ещё мама, жена и женщина.Приходится иногда напоминать. Такой актуальный и нужный пост!
    А правила этикета надо разместить в школе на стенде для родителей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Николаевна, что разделили мнение автора "Зарисовок из жизни". Советы написаны под впечатлением обсуждения коллег.

      Удалить
  7. Добрый вечер, Анна Борисовна! Более чем актуальная тема, не только для школы, но и для дошкольных организаций! Соблюдение этикета и простых правил вежливости намного улучшает качество отношений между людьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно, Ольга Анатольевна, а еще это можно отнести и к учреждениям допобразования. А вообще, культуру общения еще никто не отменял, даи о вежливости не следует забывать. Всем!))

      Удалить
  8. Анна Борисовна, здравствуйте!
    Жизненные зарисовки! Желательно чтобы между участниками образовательного процесса было взаимопонимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория Александровна. Это важно для спокойной и ровной работы педагогов с учащимися

      Удалить
  9. Анна Борисовна, очень актуально!!! Я с Вашего разрешения делаю ссылку на Ваш блог!!!А мы хотим чего-то от детей, когда родителей самих надо учить!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Ирина Бахткалеевна. Для того и пишем в блогах)))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Очень актуальные правила, нас, воспитателей, конечно так не атакуют, да и воспитанников у нас поменьше. Но в парк Чистяковская роща, мы перестали ходить гулять, т.к. он находится вблизи детского сада. А живу я далеко от работы))) Зато телефон, это извечная тема, и часто приходится отвечать на телефонные звонки уже после 21;00, объясняем, но одному объяснишь поймет, другому то все равно придется рассказывать одно и то же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же я Вас понимаю. Пока не было внученьки, маршрут был один, а теперь с ней часто выбираемся в людные места. И даже никого не смущает, что ребенку не нравится, когда бабушку отвлекают))) Накипело!

      Удалить
  11. Анна Борисовна, здравствуйте! Очень важная и своевременная тема поднята Вами!!! И это касается не только учителей! А теперь, представьте на секундочку, врач работает вблизи своего дома... У меня муж врач... Не хотелось ездить по нашим дорогам, стоять в пробках... Но жить на вулкане (сутками звонки на сотовый, на домашний, в магазин не выйти, с внуками не погулять - больные, больные, больные). Клятва Гиппократа? А личная жизнь? Так что, этика общения, на мой взгляд, нужна во всех сферах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, спасибо Вам за включение в разговор. Верно Вы сказали, и врачи тоже часто попадают под раздачу (племянница тоже часто озвучивает похожие проблемы). Верно, просто каждому из нас следует думать не только о себе, но и о тех, кто рядом

      Удалить
  12. Анна Борисовна! Очень понравились ваши зарисовки. Сейчас я работаю библиотекарем, а была и учителем и классным руководителем. Прочитала ваши зарисовки и поняла, что это все про меня. Советы для родителей полезные. Их надо на школьные сайты выкладывать. Если нельзя, то еще где-нибудь вывешивать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Грустно, когда в этих зарисовках узнаем себя))) Не лучшие это примеры из жизни. Пусть здравого смыла в каждом из нас будет больше

      Удалить
  13. Анна Борисовна! Спасибо за такое напоминание о нашей жизни...

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень правильный пост. Чувство такта и меры должно быть всегда! Но сама я телефон не выключаю, стараюсь всем ответить и мне пока везло с родителями. Работа с детьми заставляет терпеть многое и это надо понимать. За 30 лет работы случаи бывали разные, пусть лучше звонят классному руководителю, хотя бы знать буду, что случилось и как быть дальше. А муж, дети и внук - все понимают!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валентиновна, здравствуйте. Спасибо, Ваше мнение важно для меня. Хорошо, когда есть взаимопонимание, пусть так будет всегда. Семья всегда с пониманием относится, верно Вы подметили, но и каждый из нас очень нужен своей семье. Пусть во всем будет гармония

      Удалить
  15. Анна Борисовна, здравствуйте!
    Как всегда, Вы публикуете очень нужные советы.
    К сожалению, в нашей профессии есть и такие минусы, о которых Вы пишете. И телефон звонит часто и не вовремя, и родительские собрания устраиваем в магазинах и на рынках.
    Я тоже никогда не хотела жить и работать в одном районе. С ужасом думаю, что выйти выкинуть мусор можно будет только одевшись не по-домашнему )) А в магазин выйти! Каждый родитель решает правильным задать вопрос: "Как там сегодня мой (моя) написал(а) диктант?"
    В этом году я не классный руководитель. И это снимает несколько часов разговоров-переговоров с родителями учащихся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Николаевна, Ваше мнение было важно услышать. Жаль, что иногда лишь отсутствие классного руководства влияет на частоту и периодичность ночных и праздничных телефонных звонков

      Удалить
  16. Анна Борисовна, спасибо!
    Читала, и понимала, что все ситуации со мной случались)))
    А если учесть, что я ненавижу разговаривать по телефону, это все было для меня сущей пыткой. Поедешь отдыхать на базу, там обязательно будут ученики и их родители. Пойдешь в туалет, а по дороге тебя - как зажмут(((
    Учитель - в мозгах общественности - образ некого мифологического существа без личных потребностей. Царит полная убежденность, что учитель должен быть 24 часа в сутки на работе. А учителю ничто человеческое не чуждо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга Александровна, спасибо за отклик, за то, что в очередной раз подтвердили мои мысли о том, что и у педагога должна быть личная жизнь, в которой есть семья, друзья и увлечения

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"