четверг, 23 октября 2014 г.

Повышение профессиональной компетентности педагога. Часть четвертая: профессиональные конкурсы

Маленькая пешка чудом перешла все шахматное поле. Приходилось уворачиваться от коней, стараться не попасть под ноги слона, прокрадываться между башен, обходить ферзя… Было трудно, но она справилась. Вот стоит она на последней клетке, пот со лба утирает. И вот слышит она глас с неба:
-Примите поздравления! Теперь у Вас есть возможность стать ферзем!
-Не хочу.
-Вы имеете право выбирать. Как насчет офицерского звания?

-Не-а, не хочу.
-Конем?
-Еще чего!
-А кем же тогда?
-Пешкой.
-???!... Но почему?
-Не знаю… Нравится.
-Так зачем же Вы шли через все поле, терпели трудности, рисковали?
-Да захотелось себя проверить, смогу ли. Смогла.

А где педагог может проверить свои силы? Для этого есть профессиональные конкурсы, и они имеют свою почти столетнюю историю, зародившись в России в 20-х годах XX века. В объявлении о конкурсе в газете «Правда» в 1923 году можно было прочитать, что лучшим учителем нужно считать того, кто «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства». Да, в те годы для участия учителя в конкурсе необходимо было продемонстрировать свое профессиональное преимущество, а именно интеллигентность, высокий уровень образованности, профессиональную компетентность, высокую гражданственность. Представляете, спустя почти 100 лет, мы опять говорим о тех же критериях оценки профессионализма педагога.
Зачем нужны профессиональные конкурсы? Я считаю, конкурсная деятельность – один из способов мотивации учителя к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество – взаимосвязанные и взаимозависимые понятия. И только высокопрофессиональный педагог может выстроить учебный процесс так, чтобы ученик получил знания, необходимые для продолжения образования, для построения жизненной траектории в соответствии с его интересами. Значит, педагог современной школы должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Как? Можно прочитать:
Повышение профессиональной компетентности педагога. 
Часть первая: самообразование
Часть вторая: сетевые педагогические сообщества
Часть третья: персонифицированная модель
А вот конкурсы… Вы когда-нибудь принимали участие в конкурсе? Уверена, что многие скажут: "Нет". Но почему? Может быть, стоит проверить свои силы в профессиональном мастерстве, ведь возможности не ограничены,  и именно участие в соревнованиях, проверка собственных сил, новые знакомства внесут в вашу жизнь новые струйки энергии и азарта. Итак, для чего нужны профессиональные конкурсы? Постараюсь выделить, на мой взгляд, самой главное:
-демонстрация собственного педагогического стиля;
-формирование психологической стрессоустойчивости;
-самообразование, дальнейшее творческое развитие;
–самореализации, профессиональный рост педагога;
-повышения квалификации педагогов;
-профессиональное общение;
-повышение престижа учительской профессии.
Сейчас множество профессиональных конкурсов: от муниципальных до международных. Во многих можно участвовать дистанционно, главное, уметь выбирать конкурсы на образовательных интернет порталах (прочитайте сначала отзывы, советы, мнения участников).
Не секрет, что победы педагогов повышают престиж учебного заведения, в котором он работает. В нашем муниципальном образовании город Краснодар в рейтинг общеобразовательных организаций и определение показателей эффективности деятельности руководителей внесены следующие конкурсы:

муниципальный
регио-нальный
феде-ральный
«Учитель года» (основной)
+
+
+
«Учитель года» в номинации «Кубановедение»
+
+
-
«Учитель года» в номинации «Основы православной культуры»
+
+
-
«Мой лучший урок» (по всем направлениям)
+
+
+
«Лучший учитель» (в рамках ПНПО, на получение 200 тыс. рублей)
-
+
+
«Библиотекарь года»
+
+
-
«За нравственный подвиг учителя»
+
+
+
«Педагог-психолог»
+
+
+
«Лучший урок письма»
+
+
+
«Учительские весны» (для молодых учителей со стажем работы до 5 лет)
+
-
  -
«Россинские педагогические чтения»
-
+
-
«Лучший  кабинет кубановедения»
+
+
-
«Лучший  блогер»
+
-
-
Конкурс сценариев «Последний  школь-ный звонок», «Первый звонок», на луч-шую разработку Единого Всекубанского классного часа
+
+
-
«Воспитание в новой школе: поиск продолжается»
+
-
-
Смотр-конкурс методических служб ОО
+
-
-
Фестиваль педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе»
+
-
-
Конкурс для классных руководителей «Мудрая сова»
-
-
+
Конкурс воспитательных систем образовательных организаций
+
+
-
«Самый классный руководитель»
+
+
+
Конкурс по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории Краснодарского края, на приз имени маршала Г.К. Жукова
-
+
-
Конкурс на лучшую разработку цикла «Уроков качества» в 1-4, 5-9, 10-11 кл.
+
+
-
«Учитель Сочи-2014»
-
+
+
«Учитель здоровья России»
+
+
+
Краснодарский педагогический марафон
+
-
-













































К чему я об этом написала? Сегодня, случайным образом услышала мнение некоторых своих коллег об отношении к профессиональным конкурсам: «Работаю, уроки веду, конкурсы в мои обязанности не входят, зачем напрягаться?» Меня до глубины души поразило столь открытое нежелание участвовать в творческой деятельности. Конечно же, обязательно поговорю индивидуально, постараюсь выяснить причины такого равнодушия, расскажу о мотивации и стимулировании, надеюсь, что у меня получится переубедить коллег. Эх, молодо – зелено!

Притча от Петра Мордковича

22 комментария:

  1. Анна Борисовна, здравствуйте!
    Тема, затронутая Вами, невероятно интересна для меня. Люблю я это дело - участвовать в различных конкурсах не только с детьми, но и сама.
    Но, как Вы верно заметили, среди коллег не всегда находятся единомышленники. "Зачем мне это надо?" - раздаётся то здесь, то там.
    Проблема профессионального роста, конечно, есть.Но вот в Вашем регионе она решается успешно, тогда как у нас, например, нет такого разнообразия профессиональных конкурсов. Много сегодня платных конкурсов. Если учитель не выступает в бесплатных мероприятиях, то о других и говорить бессмысленно.
    Спасибо за тему, такую близкую и больную для меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, я тоже люблю конкурсы, принимала участие в конкурсе "Директор года города Краснодара", выходила в очный тур, но тяжело тягаться со знатоками своего дела и гамназистами, но у меня еще все впереди. Собьерусь с силвми, пойду... Как учитель принимаю участие только в дистанционных, на другие - просто времени нет. Я тоже очень сожалею, что в коллективе не все готовы поддерживать администрацию в страстном желании участвовать ВЕЗДЕ, ведь одни и те же учителя не в состоянии все вынести на своих плечах.

      Удалить
  2. Анна Борисовна, именно участие отдельных педагогов (и Ваше!) в своих профессиональных конкурсах доказывает и нам и нашим родителям, что мы учимся у профессионалов! Благодаря Вам я сама активно участвую в разного рода конференциях, семинарах, конкурсах, проектах, это ведь так интересно - каждый день узнавать что- то новое, открывать непознанное и именно этим делиться с другими. Нельзя не развиваться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, спасибо за твои рассуждения. Приветствую!!! Я считаю, что участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительство — это прежде всего призвание и огромный труд, а современный учитель — не только носитель глубоких знаний о предмете, но человек творческий, энергичный, преданный детям, своему делу...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Тема эта не нова для практически каждой ОО в городе, да и в России. В чём причины подобного нежелания участвовать в профессиональных конкурсах? Для себя (по опыту общения с коллегами) я выделяю несколько:
    1. "Там всё заранее куплено". Т.е. нет доверия. Думала ли и я так? О даааа... Долго. А потом попробовала, получилось! Ещё попробовала - снова получилось! И я поняла, что участвовать можно и нужно! И нужно ВЕРИТЬ, делая качественный конкурсный продукт! Вот чего, казалось бы, проще - сделай хорошо, не ради "галочки", и убедись, что всё получится.
    2. "Я ничего не умею, а там такие звёзды..." И так тоже думала! Но ведь когда-то нужно начинать подтягивать себя к лучшему профессиональному-себе, а не оставаться серой массой... Для этого нужна работа над собой, именно работа, а это большинство просто не хочет, ленится, ведь гораздо проще обвинить в своих неуспехах других.
    3. "Мне там нечего делать, я умею лучше, а они не оценят". Так я не думала, но и такое мнение есть. И вот тут начинается самое интересное))))) Когда у педагога с такой завышенной самооценкой спрашиваешь, а с чего он так решил, чем может доказать - начинается агрессия...
    4. Невозможность заранее подготовится, ибо то, что приходит на школьную (и не только школьную) почту, не всегда вовремя доходит до педагогов!!! А потом, уже перед самой сдачей работ, дают тебе в руки Положение о конкурсе, и просят поучаствовать, а сроки... вчера. Конечно, или отказываешься, или отправляешь "нечто" с малой вероятностью на успех...
    5. Низкий уровень поддержки других коллег. Желание "не выпячиваться". Считаю, что такое желание непрофессионально!
    Можно считать, что участие в профессиональных конкурсах - дело личное, но на самом деле это не так. Я искренне считаю, что это дело школы. И не только при последующей материальной стимуляции (что важно само по себе), но и для рейтинга школы, о котором должен заботиться КАЖДЫЙ педагог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, спасибо за прямолинейность и откровенность. Попробую пройтись по вашим позициям. С п.1, 2 согласна полностью, сама через это прошла: вера в свои силы, в порядочность - это немаловажно, а звезды... они тоже когда-то начинали с нуля.
      п.3. Это самое страшное, когда педагог завышает свои способности . которые так еще никто и не оценил, а где?
      п.4. Иногда сами (администрация) просто негодуем, где некоторые положения столько лежали, пока не дошли "до низов"? Участие в данном случае либо просто для галочки(нет времени на качественную подготовку), либо ... просто пропускаем мимо.
      5. А вот с этим соглашусь в Ваших рассуждениях. Обидно, что в коллективе не всегда есть согласие, единомышленники, продолжатели.
      Спасибо, Лилия Павловна за Ваше мнение. Ваш опыт участника конкурсов различного уровня только подтверждает мою мысль, НЕЛЬЗЯ не развиваться, пора думать ВСЕМ о той организации, в которой работаешь.
      Лилия Павловна, позвольте процитировать Ваше мнение или сослаться на него в ходе анализа конкурсной деятельности на заседании школьного методсовета?

      Удалить
    2. Добрый день, Анна Борисовна!
      Мне показалось, что Вы со всеми пунктами согласились)))))
      Конечно, моё мнение не является секретным, если пригодится для использования на педагогическом совете, буду очень рада.

      Удалить
    3. Лилия Павловна, согласилась, слегка дополнив и усилив Ваше мнение. Спасибо. Иногда просто хочется цитировать, показывать, рассказывать. Ведь некоторые педагоги иногда считают, что администрация "гребет под себя", а я ведь думаю о том, что сейчас развивающийся педагог востребован учениками, родителями, обществом, а именно из таких педагогов складывается школа и ее имидж, престиж школы, рейтинг

      Удалить
    4. Анна Борисовна, вновь и вновь возвращаюсь к притче... Это ж про меня... :)

      Удалить
    5. Лилия Павловна, да! Как же хорошо и радостно, когда есть такие "пешки", т.е. наш надежный тыл!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Тема интересная, но противоречивая... Лично я участвую в конкурсах. Мне бы хотелось, чтобы участие в конкурсах стимулировалось и материально, но в моем случае это не так. И с каждым разом мне все меньше хочется. Профессиональный рост - это здорово! Для меня такой рост я получаю при помощи ведения блога и знакомства с опытом коллег. Спасибо за интересные мысли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Валерьевна, здравствуйте! А у меня в школе нет противоречия, есть только отсутствие желание у некоторых педагогов. Все участники имеют симулирующие выплаты, у победителей и призеров они несколько выше. Я считаю, что профессиональные конкурсы есть не только смотры талантов работников школы,они дают новый импульс для творчества, саморазвития и самореализации. Участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок выводит педагогов на новую профессиональную ступеньку, способствует росту их знаний и опыта, продвижению по карьерной лестнице, что было у меня: получила второе образование в академии АЙТИ-технологий, сейчас получаю третье(менеджмент), расту...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна. Такое интригующее начало. Так зачем же идти через всё поле и терпеть трудности. Думаю, что именно для того, чтобы доказать, и прежде всего себе самому, что сможешь. Городок у нас маленький, но регулярно проводятся конкурсы "Учитель года". Для себя я нахожу много интересного в Интернете. Летом вот участвовала во Всероссийском сетевом проекте по созданию сайта в системе Jimdo на сайте Педагогическая планета. Любое участие - это нагрузка, требующая усилий, дополнительных затрат времени, а иногда и денег. Но ведь итог того стоит. И не обязательно это победа. Награда ведь в развитии, приобретении новых знаний.
    Ваш блог, Анна Борисовна, читаю давно. А сегодня увидела, что не являюсь ПЧ. Исправила эту ошибку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Геннадиевна за Ваше мнение, рада, что Вы стали моим ПЧ, хотя я и так всегда была рада видеть Ваши добрые и искренние отклик.
      Принимая участие в первом для себя конкурсе (это был конкурс в рамках школы для молодых педагогов), а потом в двух конкурсах методических разработок в первый год своей деятельности, твёрдо поняла, что творчески растет и развивается только тот педагог, который способен выходить за пределы сначала - методического объединения, потом школы, округа, города, кто способен присматриваться к опыту коллег, развиваться сам, делиться своими наработками. Наверное, это и помогло стать тем, кто я сейчас есть

      Удалить
  6. Добрый вечер, Анна Борисовна! Если честно, люблю участвовать в конкурсах, люблю участвовать и с детьми. Но не нравится, когда настоятельно просят принять участие в конкурсе, смысла которого, я не понимаю или ещё не готова по множеству причин. Конкурсы для себя и детей всегда выбираю сама, администрация часто и не знает, где я или мои ребята принимаем участие. Бывает обидно(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, я с Вами полностью согласна, нет смысла участвовать там, где ничего не понимаешь, поэтому иногда и не настаиваем, пусть не будет участие, чем оно будет абсурдным. А вот если учитель где-то сам, участвует, просим сообщить, ведь зачастую нужна поддержка... :-bd

      Удалить
  7. Анна Борисовна, учителя, участвующие в различных конкурсах какие- то особенные. Я даже не могу объяснить, почему нас тянет в новые испытания. Быть может у нас где-то спрятан моторчик, или другим воздухом мы дышим? Я не понимаю. После каждого конкурса я говорю, что устала, всё, хватит...НО проходит день, другой и становится скучно жить одними уроками, и опять окунаешься в идеи, бессонные ночи, адреналин. Что- то умеешь, что- то придумываешь, получаешь от своей работы удовольствие и хочется поделиться своими идеями с коллегами ( а заодно и научиться новому от них). Я поймала себя на мысли, что учителей в городе очень много, а вот на конкурсах встречаешь одних и тех же. Вот и фотографии награждения с последних конкурсов- БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА! Жаль, что учителя сами загоняют себя в серое однообразие своим пассивным образом жизни!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Моторчик? Это очень интересно, а вот воздух, Владлена Валерьевна, у всех один. Просто я уверена, есть люди, которые не желают плестись где-то позади.
      Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы, конкурсы)...А таких педагогов, к сожалению немного, вот и...знакомые лица! :D

      Удалить
  8. Анна Борисовна, здравствуйте. Сегодня, и правда, немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу (очные конкурсы), другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий (дистанционные и заочные). Однако, если правильно выстроена методика проведения конкурсов, например, как у нас в Краснодаре, то профессиональные конкурмсы могут стать средством развития самого педагога. Мой личный опыт участия в различных конкурсах, пока только дистанционных, говорит о том, что сама атмосфера конкурсной деятельности создает благоприятную среду для самообразования и развития, распространения опыта, способствует формирования профессиональных компетентностей педагога

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте, рада Вашему отзыву, как отзывам всех коллег. Тот, кто участвует в конкурсе, не просто смелый человек, он уже мастер, и неважно, что не вышел в финал, не победил... Это педагог все наверстает, на своём примере докажет, что учительский дар — это прежде всего призвание и огромный труд, а значит - мастерство

      Удалить
  9. Всё куда-то спешу,стараюсь успеть,
    Учиться,работать и многое сделать.
    Я просто представить себя не могу,
    Что просто вот сяду или посплю.
    Но тут прочитав,я Ваше сообщение,
    Задумалась всё же,а кто ведь и я?
    Пешка или ферзь на доске стою среди коллег ?
    Вот то, что ругают коллеги,я знаю,
    Всегда говорят,когда же ты,
    Остановишься,что делать тебе нечего,лучше сиди.
    Начальство вот требует всё же однако,
    Чтоб школа звучала и рейтинг вот был,
    Мне всё же надо за честь своей школы,
    Пойти ,поучаствовать,в этом мой удел.
    Но я не для рейтинга и не для вот баллов,
    Стараюсь учиться,участвовать везде,
    Ведь как же иначе учить я буду,
    Когда в жизни сама просто буду стоять,а не в ногу идти.
    Вот и сейчас Интел-курс на Галактике изучаю,
    На сайте Началка с детьми в проекте "живу".

    ОтветитьУдалить
  10. А наша воспитатель у Мариши тоже большая умница, дважды в этом году наши ребятишки становились участниками конкурсных мероприятий. В итоге: грамота за 2 место, но у Марины Петровны все еще впереди, ей только 22. А рады быть воспитанниками творческого работника, у нее столько идей

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"