воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Детские увлечения

Уже четвертый год в нашей школе реализуется ФГОС НОО (подробнее), а в соответствии с требованиями стандарта в объёме 10 часов в неделю в школе организуется внеурочная деятельность по разным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. И четвертый год в сентябре я с завидным постоянством от родителей первоклассников слышу «Ну зачем все это нашим ребятам? Моя дочь ходит в музыкальную школу, а мой сынишка – на гимнастику, а мой - дома, у него есть компьютер, а наш - дома с бабушкой, а мой…, а наш…»

Вспоминая свое детство, многие с уверенностью скажут: «В своих детских увлечениях я был счастлив! Они сделали мое будущее!». В детстве одни могли часами лечить кукол, представляя себя в белом халате и обязательно со «слушалкой» в кармане, а  другие - кормили зайчиков и медвежат, подражая знаменитому Айболиту. Кто-то ночами напролёт, вопреки запретам мамы, любовался звёздами из окна своей спальни, мечтая о настоящем телескопе, а кто-то разбирал-собирал велосипеды и мопеды, создавая веломотомобиль. Одни разрисовывал обои, асфальт и стены в подъезде, мечтая о настоящих картинах, а были и те, кто чуть не взорвал сарай, проводя химические опыты и эксперименты. А среди вас нет тех, кто собирал булыжники, уверенный в том, что однажды обязательно найдет осколок метеорита. Вспомнили себя, уважаемые взрослые? Сомневаетесь? Да, да у детей всегда есть (или должны быть) увлечения: постоянные или временные. И именно для детей увлечение определенным занятием имеет гораздо большее значение, чем для взрослого человека.
По утверждениям специалистов, любимое занятие благотворно влияет на жизнь и характер, ведь в своих увлечениях ребёнок проявляет присущие ему природные способности, повышает самооценку, учится самостоятельности и ответственности. А еще детские увлечения могут помочь в развитии, например, усидчивости и терпения (вышивание, рисование и вязание), логического мышления (шахматы, шашки, конструкторы), ловкости и выносливости (спорт, танцы). Кроме того, увлечение приносит ребёнку море положительных эмоций, помогает забыть о неприятностях, отдохнуть, расслабиться после учёбы. В будущем детское увлечение может превратиться в профессию или любимое дело на всю жизнь. Лично у меня так и случилось, играя в детстве во дворе в школу, я уже мечтала о том, как буду стоять у доски и учить малышей (хотя, больше работаю со старшеклассниками).
Уважаемые родители, это же замечательно, что ребёнок уже увлечен, где-то занимается, ему это интересно, занятия приносят удовольствие. Уверена, что в этом выборе ему помогли вы - родители, бабушки и дедушки. А если еще нет хобби у ребенка? Если ребенок ничем не занят, а его лучший друг - это сотовый телефон, планшетник или компьютер? Вот тут на помощь приходит школа, предлагая занятия внеурочной деятельностью. Здесь ребенок попадает в мир творчества, в мир своих увлечений, здесь он встречается со своим «я».  Важно заинтересовать ребёнка, а школа может рассчитывать только на вас, родители, что позволит превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Несколько советов родителям, которые «с пеленок» хотят помочь ребёнку найти интересное и полезное увлечение.
1. Часто увлечения ребёнка определяются интересами его родителей. Так, в семье музыкантов скорее всего дети тоже будут увлекаться музыкой, а если папа ребёнка — футболист,  наверняка, сын (или дочь) с удовольствием будут играть в футбол, а дети ветеринара будут с детства лечить бездомных животных
2. Проще всего увлечь ребёнка каким-то занятием, отдав его спортивные школы или школы искусств, в секцию, кружок, клуб по интересам, изостудию: в компании сверстников под руководством опытного педагога ему наверняка будет интересно.
3. Можно наладить творческий процесс дома: подскажите ребёнку, чем можно заняться и что для этого использовать: конструктор, железную дорогу, настольные игры, пальчиковые кукольный театр, шахматы, шашки. Можно попробовать вышивать, вязать, выпиливать, выжигать, выращивать рассаду, лепить, разводить комнатные цветы,  домашними животными, мастерить аквариум …
Кстати, предлагаю вам интересные блоги, где описаны занятия, которые можно проводить дома  для выявления интересов и увлечений ваших самых маленьких ребятишек, а также в свободное время в пути, в очереди, на природе

4. Старайтесь дарить своим ребятишкам подарки, которые могут стать основой будущего увлечения: наборы для ручной работы, мольберт и краски, спортивную форму, конструкторы, фотоаппарат, микроскоп, абонемент в театр...
5. Обязательно с детьми посещайте выставки, музеи, театры, парки, концерты…
6. Чтобы поддержать интерес вашего ребенка в своем увлечении, постоянно поощряйте и хвалите ребёнка. Например, можно соорудить полочку для его поделок и наград, повесить на стену его грамоты, фотографии, медали.

Одновременно с советами хочу предостеречь родителей от ошибок
1. Важно здесь не перегнуть палку в поисках кружков: если нет желания у малыша, ничего хорошего не получится. Так же не стоит пробовать заниматься сразу во многих кружках. Увлечения не должны ассоциироваться с усталостью, они должны доставлять радость
2. Не стоит навязывать ребятишкам ваши несбывшиеся мечты. Если вы не любили хор, почему это должно нравиться вашему ребенку? Если ребёнок наотрез отказывается от какого-то полезного, с вашей точки зрения, занятия, предложите ему «пробный урок». Пообещайте, что не будете настаивать, если ему не понравится.
3. Никогда не ругайте ребёнка за его увлечения. Если они могут быть опасными, спокойно поговорите об этом и подумайте вместе о том, как сделать их безвредными для окружающих.
4. Спокойно относитесь к тому, что выбор увлечения у детей происходит «методом проб и ошибок», а на это нужно время и ваше родительское терпение
5. Если ребёнок потерял интерес к любимому когда-то занятию, не стоит упрекать его. Просто поинтересуйтесь, что именно не устраивает ребёнка. Возможно, ситуацию можно поправить, а не наказывать материальными благами.

Итак, уважаемые родители, возвращаюсь к тому, с чего начала свой разговор. Вспомните себя в возрасте своих детей. Ведь у кого-то увлечения стали явью, а мечты осуществились? Конечно, многие детские увлечения так и остались увлечениями, забылись, трансформировались, но ведь главное — то состояние творчества, которое охватывает ребёнка, когда он занимается чем-то интересным. Не лишайте своего малыша возможности в будущем жить яркой и разнообразной жизнью, веря в себя и свои способности, помогите ему найти свой путь, а значит, стать счастливым человеком.

P.S. Говорят, что дети не постоянны, то одно им подавай развлечение, то другое, а у никоторых просто нет увлечений… А вот девочку Аленку с завидным постоянством привлекает домашняя живность (Малинное счастье, Пора домой, Солнышко, Один на один с природой. Июнь). И не только у бабушки на хуторе, но и в городском Сафари-парке «Солнечный остров». Может быть растет будущий ветеринар?
Мои утята совсем ручные!
Очень любят козлятки есть с рук!
Корм для утят и козлят собираю сама

А вот в парке уточки совсем не ручные!!!
В статье частично использован материал сети Интернет

30 комментариев:

  1. Валеева Ирина Николаевна, учитель русского языка14 сентября 2014 г. в 19:44

    Анна Борисовна, очень важные советы даны Вами родителям будущих школьников. Как-то сейчас современные родители не спешат правильно организовать досуг своих ребятишек, а ведь это так важно для формирования всесторонне развитой личности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Вы правы, Ирина Николаевна, не все родители готовы потратить свое время на то, чтобы ребенка отдать в секцию, кружок. Хорошо, что некоторых выручает старшее поколение: бабушки и дедушки. И очень жаль, а есть детки с задатками в спорте, искусстве, творчестве, вот бы их развивать...

      Удалить
  2. Анна Борисовна, Аленка чуть младше моей Маришки, но такая активная! Видно, что среди домашних животных она "своя". Спасибо, что рассказали про детские увлечения, дали советы родителям и предостережения. А у нас ведь так и происходит: папа за спорт, а я за музыку. Вот теперь думаем, не перегнули ли палку? Впереди школа, справится ли наша Маришка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина. Алена с детства большую часть лета проводит на хуторе, она настоящая помощница своим бабушке и дедушке по хозяйству, мечтает жить постоянно там. Спорт и музыка - такие разные вещи?)), Для меня - это несовместимо. Но лично для меня ;) А Вы пробуйте, но не насильно, не против желания Маришки. Если будет успевать и будет довольна, то школьные занятия не станут помехой

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень полезный пост! Думаю, что родители примут Вашу информацию к сведению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфотовна, главное, чтобы родители адекватно и правильно восприняли все, что мы им советуем, ведь не во вред, во благо...

      Удалить
  4. Анна Борисовна,Аленка стала уже же такой самостоятельной, просто взрослый человечек! А Ваши рекомендации буду очень полезны родителям дошколят и младших школьников

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, здравствуйте. Самостоятельность Аленки иногда пугает, в хорошем смысле, конечно, Такой активный ребенок, просто иногда за ее идеями бабушка и дедушка не успевают. Сейчас вернулась в город, делиться с нами рассказами и своих увлечениях.

      Удалить
  5. уважаемая Анна Борисовна, обязательно обсудим Вашу статью с родителями. Знаю, что полезна она будет всем, а не тольто тем, у кого дошколята и первоклассники. Обязательно порекомендую ссылки на блоги Ваших коллег1

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте. В работе с родителями главное -убеждение. Сегодня в очередной раз с одной мамой спорили по поводу занятости дочери. Оказывается, у ребенка после школы есть обязанности выгуливать собачку, ей пора быть дома. Но ведь, не в собачке вся радость? Есть еще общение в коллективе, интересы, детские увлечения, девочке нравится заниматься легкой атлетикой, учителя физкультуры рекомендовали, секция прямо в школе... Не слышит мамочка. А жаль ~X

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Читала и вспоминала игру "в школу". В ней я всегда непременно была учителем и "учила" как кукол, так и своих сверстников. Сейчас не могу с полной уверенностью сказать, была ли тогда эта профессия моей мечтой... В роду педагогов нет, но мама очень любила детей, боготворила педагогов и мечтала работать воспитателем в детском саду. Свою мечту она, конечно же, попыталась реализовать через меня, но с неудержимой силой меня все-таки тянуло в школу.
    Тяжелый это груз - воплощать чужую мечту (пусть и родного человека, но мечта все одно не твоя - ни по духу, ни по сердцу). Своих пацанов уж старалась растить так, чтоб они учились чувствовать СВОЙ внутренний мир, СВОИ желания (в плане выбора профессии, кружков, секций).
    Что касается внеурочной деятельности, то тут и педагогам не всегда сладко приходится. Оно-то всегда от души работать легче, чем за "надо". Но несомненный плюс - ребенок в школе (не нужно тратить время на поездки-походы в другие места), а от родителей не требуется дополнительных финансовых затрат в виде оплаты за занятия в различных студиях. В любом случае, я считаю, выбор должен оставаться ЗА РЕБЕНКОМ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна. Наверное, мои детские увлечения и моя профессия были предопределена :в семье одни педагоги и по образованию, и по призванию. А вот увлекалась я в основном спортом - легкая атлетика, но успехов достигла в туризме, спортивном ориентировании и скалолазании. Пробовали родители меня в музыке и рисовании, ничего путнего не получилось...
      Сейчас ребятишкам столько всего предложено для всестороннего развития, стоит только родителям найти время и желание

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! Что раньше считалось ветреностью, то теперь наоборот поощряется. Это я про занятия в кружках. Помню, как в моем детстве осуждали тех, кто "бегал" с кружка на кружок. Нам говорили, что нужно определиться раз и навсегда и серьезно заниматься. Не распыляться, короче. А вот мне хотелось попробовать и там и там... Ветреная я была))) А как же поймешь, что твоё, а чем не стоит заниматься, если не попробуешь? Я за то, чтобы искали себя детки!
    А мои детские мечты, которые я ни в коем случае не навязывала, а наверное, передала по наследству, реализовал мой сын! Биатлонист, парашютист, путешественник!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, здравствуйте. Как же это здорово, когда в семье есть одинаковые увлечения, и это правильно, когда родители помогают ребенку в поиске, но нисколько не навязывают. Вот моя дочь попробовала все: и батут и плавание, и игру на домбре, и танцы. Оказалось, что лучше всего удается ей отличная учеба и активная жизненная позиция, что она и доказывала в школе и институте. Моя Людмилка - первая в учебе, лидер в общественной жизни. Тоже - вся в меня. правда я еще и туризмом занималась, причем очень активно и успешно

      Удалить
  8. Как все точно сказано! Выбор кружка -секции иногда трудно сделать взрослому для ребенка, а ребенок не всегда сам знает то, что хочет. Мудрость взрослого и вера в ребенка может сотворить чудо...
    Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Валерьевна, Вы очень верно подметили о мудрости взрослого. Спасибо Вам

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Отличные рекомендации! Спасибо!
    А мне очень понравилась фотография Алёнки с козлятами, как в сказке...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, а ведь Вы верно подметили: на хуторе все, как в сказке: и парное молочко, и поющие рано утром петухи...

      Удалить
  10. Ой, как Аленка повзрослела. Вот что делают чистый воздух и домашние продукты! А увлечения? Да пусть ребенок пробует все, на чем-то остановится. Я уж по себе знаю, не получилось из меня гимнастки и пловчихи, но с удовольствием рисую, пишу стихи.
    :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, домашние продукты творят настоящие чудеса, а в городе всё больше дети уплетают чипсы да гамбургеры... За увлечениями твоими давно наблюдаю... ;)

      Удалить
  11. Игнатенко Светлана, Нижний Новгород15 сентября 2014 г. в 22:56

    спасибо, полезный материал для молодых родителей, а также для педагогов.

    ОтветитьУдалить
  12. А Вы не думаете, что родителям некогда, им надо семью кормить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Грустно.... Жаль детей.

      Удалить
    2. Здравствуйте, я тоже вношу псильный вклад в "кормление" семьи. Но о развитии ребенка уже подумываю. Находимся в творческом поиске

      Удалить
    3. Главное, чтобы Вам до старости не пришлось своих детей кормить, ведь других интересов у них не будет

      Удалить
    4. Людмила, родительница Ваших учеников21 сентября 2014 г. в 21:01

      А я сначала думаю о том, кем вырастут мои дети, как им дать полноценное образование, и лишь потом, о работе. Вы можете поспорить, что кушать все хотят и деньги надо зарабатывать. Да! Но не в ущерб своих детей!

      Удалить
  13. Анна Борисовна, Ваши замечания как всегда важны. хорошо, что в нашем микрорайоне есть из чего выбирать. Пока пытаемся освоить плавание, тем более, что детский врач посоветовал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, здравствуй. Спасибо за твои мудрые родительские рассуждения. Людмилка тоже начинала с плаванья. Действительно, если и не понравится, то всегда можно заняться чем-то другим

      Удалить
  14. Людмила, родительница Ваших учеников21 сентября 2014 г. в 21:03

    Анна Борисовна, Вы очень верные дали советы и предостережения. Детьми следует заниматься, но не понукать и не навязывать свои несбывшиеся мечты

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"