четверг, 26 сентября 2019 г.

Комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений

Добрый день, дорогие читатели. Предлагаю ознакомиться с комментариями, которые поясняют особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
2. Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
3. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
4. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
5. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Материал взят из открытых исиочников

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо, расскажу своей племяннице, чтобы посмотрела ваш пост. На следующий год ей сдавать ЕГЭ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, представляю, как все переживают. Уверена, Вы ее обязательно поддержите

      Удалить
  2. Спасибо за своевременную подсказку, что появились комментарии: скачала на ФИПИ, разместила на сайте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, у нас в городе любят, чтобы все сразу на школьном сайте было отражено!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Мне не понятна одна фраза "Преломление читательского опыта ученика..." (тема 3).
    Насколько я знаю (понимаю) значение слова "Преломление" - это не совсем то.
    Обратимся к словарю :
    "Преломление. Значения слова преломление в толковых словарях русского языка:
    Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
    преломление
    ср.
    1) Отклонение, изменение направления (световых, звуковых и т.п. волн при
    переходе из одной среды в другую).
    2) устар. Процесс действия по знач. глаг.: преломлять (2), преломить,
    преломляться (2), преломиться.
    3) перен. Субъективное осмысление какого-л. события, факта, меняющее его смысл,
    содержание.
    Возможно, здесь следовало использовать другое слово, например, "ПРИМЕНЕНИЕ читательского опыта..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, добрый вечер. Вы, как всегда, очень внимательны и точны. И я тоже готова согласиться со всеми Вашими доводами. Но я всего лишь дала информацию, а вот обсуждают ее и дают оценку комментариям пусть те, кто к этому имеет непосредственное отношение.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна.Спасибо большое за подсказки)В 11 классе сегодня анализировали "Чистый понедельник" И.Бунина.Чувствую, направление "Он и она" у нас будет в лидерах)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже об этом подумала, а вот даже и убедилась после общения с выпускниками

      Удалить
  5. Своевременные пояснения. Спасибо, Анна Борисовна!

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"