пятница, 14 декабря 2018 г.

Межрегиональный семинар в Калининградской области. Часть первая: Черняховск

Дорогие друзья, здравствуйте. Мне посчастливилось принимать участие в работе в семинаре "Опыт реализации региональных проектов, направленных на повышение качества образования", который был организован Институтом развития образования Калининградской области для руководителей школ города Краснодара. За время пребывания на Калининградской земле, мы успели побывать в нескольких образовательных организациях области, принять участие в работе круглых столов и стажировочных площадок, а также познакомиться со многими интересными достопримечательностями самой западной и самой маленькой области России. Численность населения составляет около миллиона человек. Представляете, в нашем Краснодаре уже более миллиона, а тут - целая область!
Итак, мы отправляемся в город Черняховск, который находится в 80 километрах от Калининграда. По дороге работают нефтекачалки. Местами едем по старой немецкой дороге, обратили внимание на покрытие? Гранитная брусчатка, которая здесь отлично сохранилась. Вообще старые брусчатые дороги встречаются здесь повсеместно.

Говорят, аисты в плохом месте не поселятся? А здесь повсюду аистиные гнезда на деревьях, трубах, крышах. Видно, хорошие места.

Еще в 1336 году на месте нынешнего города был основан замок Инстербург, а в 1583 году поселение рядом с замком было преобразовано в город. Скажу сразу, что организаторы семинары очень постарались сделать наше пребывание на калининградской земле не только официально деловым, но и познавательным. Экскурсии по местным достопримечательностям были организованы в каждом городе нашего пребывания. Но об этом чуть ниже.
А пока мы направляемся в МАОУ СОШ № 5 имени дважды Героя Советского Союза И.Д. Черняховского, в честь которого и назван город. Иван Черняховский командовал наступлением на Кёнигсберг и погиб в самый разгар операции от случайного осколка, был самым молодым генералом армии в истории СССР (37 лет). Эта школа типовой постройки 80-х годов прошлого века, находится в современной части города. Из окон открывается вид на Храм Сергия Радонежского, принадлежащего Русской Православной Церкви.


Коллеги из школа № 5 представили нам опыт своей работы по темам: "Внутришкольный контроль за организаций работы в электронной среде "01 Математика" как одно из средств повышения качества математического образования", "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ" и "Комплексное сопровождение детей с ОВЗ специалистами школы"

Для нас провели экскурсия по школе, мы могли наблюдать, как работают детки с ОВЗ, обучающиеся в обычных классах (!) И только вместо уроков английского языка, химии, физики у них больше часов технологии, а также имеются в расписании коррекционно-развивающие занятия с педагогами: психолог, дефектолог, логопед. Такие занятия проводятся в специальном крыле здания, где несколько помещений обустроены для таких деток.


За круглым столом прошел обмен мнений с коллегами по проблеме дифференцированного подхода управления образовательными результатами в системе внутришкольного контроля (мы уже называем этот контроль ВСОКО - внутренней системой оценки качества образования)
Далее мы отправились в старую часть города на встречу с педагогическим коллективом МАОУ "Гимназия № 2" г. Черняховска Калининградской области. В каком же удивительном месте находится эта старейшая школа города, да еще в каком здании!


Нас встретила у входа директор гимназии Заслуженный учитель РФ Анна Дмитриевна Ясюченя, посвятив в историю образовательного учреждения. Здание построено из обожженного темного клинкерного кирпича в стиле «Новая Вещественность» по проекту Вальтера Браша в 1929 г. в качестве профессиональной женской ремесленной школы, где преподавали историю государства, домоведение, швейное и поварское дело, готовили домашних учителей и экономок. В народе его называли «Академией биточков». В 1946 г. здесь открыла свои двери начальная школа № 2, в 1998 г. преобразованная в гимназию. 
С нами поделились опытом заместители директора гимназии по темам: "Организация систем дополнительного образования", "Образовательный проект "Кодварс". Обучение основам программирования", "РЭШ "Живая математика". А после экскурсии по школе мы участвовали в круглом столе : "Зонирование образовательного пространства как условие индивидуализации и вариативности образовательного процесса". Кстати, двери, ступеньки, окна и все-все в школе сохранилось еще с прошлого века.

Пользование обучающей платформой, на которой работают ребята, оплачивает муниципалитет. Здорово!
Размеры библиотеки, оснащение  и библиотечный фонд меня просто поразили Оставалось только завидовать)


Что принесу в свою школу после этого межрегионального семинара? Буду думать над тем, как привлечь деньги в школу, для развития материально-технической базы, а значит, пора вплотную подводить родителей к платным дополнительным образовательным услугам. 


Виды из окон гимназии открываются разные: с фасада - Свято-Михайловский собор, а с тыльной стороны - немецкий разрушенный молокозавод. Странно, но ни его цеха, ни территория никому не нужны?



А дальше отправляемся на экскурсию по городу. Все те же улицы, покрытые брусчаткой.



И вот мы приближаемся к Свято-Михайловскому собору, который, безусловно, является одним из украшений Черняховска. Первый камень был заложен в 1883 г., 300 лет спустя после получения Инстербургом прав называться городом, строился храм в 1886–1890 годах.Величественный собор практически не пострадал в годы войны, но в дальнейшем зданию был причинен большой ущерб. 

После войны в церкви был склад, клуб, потом спортзал. После передачи в 1989 году здания Русской Православной церкви, собор был бережно восстановлен.  На средства от пожертвований и благодаря труду горожан он и был восстановлен.


А мы продолжаем автобусную прогулку по городу. Здания не похожи одно на другое. Местами даже сохранились названия немецких улиц.






Смотрю я на все эти дома, кажется, что жизнь в них остановилась в 1945 году, когда Восточная Пруссия была взята советскими войсками. Поразительно, но за годы, прошедшие с тех пор, ничего не предприняли, чтобы отреставрировать уникальное наследие региона. Но мне кажется, что есть во всем этом сильнейшая энергетика, словно мы оказались в другой эпохе)



Интересно, что дома на улицах стоят не вдоль, а перпендикулярно дороге.



И вот мы приближаемся к замку Инстербург.  Основанный в 1336 году магистром Тевтонского ордена Дитрихом фон Альтенбургом, замок находится у мельничного пруда на ручье между реками Анграппа и Инструч, выходя на один из главных городских перекрёстков. 


Замок относился к числу "водных замков", который имел стратегически важное значение для Тевтонской Пруссии, ведь в те времена основными путями были реки, и замок у истока Преголи с одной стороны "запирал" для литовцев вход в орденские земли, с другой - сам служил базой для походов на Литву.



В том виде, в котором замок Инстербург был первоначально построен из камня, он не сохранился, так как дважды был разрушен и сожжён: в 1376 году литовским князем Свердейком и в 1457 году во время войны прусских городов. Однако, каменная кладка основания пережила пожары и разрушения, и уже в 1583 году разросшееся у замка селение стало городом Инстербургом. В XIX веке замок занимали суд, казармы, склад, после Первой Мировой войны в нём обосновал краеведческий музей. А сейчас? Сейчас он возрождается)))


Экскурсию по замку Инстербург нам провела Смирнова Влада Геннадьевна - начальник Управления культуры администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» Калининградской области, которая еще до этой должности занималась возрождением замка на добровольных началах.



Нас встретила хозяйка замка Влада - красивая женщина с длинными белыми волосами, пронзительными глазами и завораживающим голосом, одетая в роскошное белое пальто-накидку с прорезями для рук и украшенное вышивкой. Вот она - центр вселенной!



У замка Инстербурга есть свои мистические истории. Рассказывают, что именно здесь, в Инстербурге, была сожжена последняя ведьма после страшных пыток, на которые крестоносцы были большие мастера. Ведьму пытали в подвале замковой башни, от которой ничего не осталось. Однако в подвал при желании еще можно спуститься. Тем более что именно подвалы всегда были излюбленным местом пыток. И мы спустились. Совсем нестаршно, так как через оконца сюда пробивается дневной свет.



Мы прошлись по территории замка, рассматривали старые стены и пытались угадать кто бывал здесь до нас, о чем думал и кого любил!





Мы осмотрели замковую территорию, забрались в подвалы, прошлись по недавно восстановленным помещениям, узнали, как и чем живет замок теперь. Потом посмотрели  презентацию и мини - спектакль по мотивам средневековых стихов и легенд.

Следует сказать, это руины замка - не просто обычный музей, это целая жизнь и история, которой с нами поделилась Влада. И я считаю, что именно она - главная достопримечательность замка Инстербург. Да, она -  не профессиональный гид, но великолепный рассказчик о Средневековье, о замке, о городе, о людях прошлого и настоящего, их качествах и поведении, ести и подлости. 
Сейчас в замке организован музей, созданный волонтёрами, куда входят художники, артисты, реконструкторы, археологи и просто неравнодушные люди, среди которых есть и люди с ОВЗ. Замок Инстербург зажил с их помощью своей жизнью, где проходят выставки, исторические и театральные фестивали, презентуются проекты. 






Р.S. Продолжение следует...

36 комментариев:

  1. Анна Борисовна, Калиниград пока только в мечтах. Путешествовать пока буду вместе с Вами))
    Непохож этот край ни на какой, находящийся в России. Вот уж где немецкий колорит!
    Интересные места Вы посетили. И зАмок, и школы - всё потрясающее.
    Анна Борисовна, удивила меня Ваша реплика по поводу платных услуг. Сколько я работаю, всегда были они и есть. Неужели в Краснодаре их нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга Николаевна. Платные услуги давно уже есть во многих школах города Краснодара, а вот в нашей не было. Сложный социум, трудно внедрять. Менталитет такой: что все и всё им обязаны.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    В каком удивительном месте Вы побывали. Прикоснуться к истории, пройтись по древней брусчатке... А вот мне интересно, КАК она сохраняется столько времени? (Вспоминаю наши дороги). КАК её укладывали, что уже века стоит и всё как новенькая.
    И ещё что поразило - те же руины и развалины, а выглядят "как так и надо" и всё потому, что прилегающая территория хорошо ухожена.
    И школы интересные, особенно "Академия биточков".
    Как маму меня интересует вот что: эти старинные (старые) здания оборудованы современными бытовыми комнатами? А как там со столовой? Где дети питаются? Вам показывали? Есть ли спортзалы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня тоже интересовал вопрос сохранения каменных мостовых и дорог. Да их почти не ремонтируют, на века были сделаны. Да и канализационных люков и др. на дорогах я не встречала.
      Все бытовые условия в школах есть, причем, они работают еще с довоенных времен, вот только само оборудование поменяли, но не системы жизнеобеспечения. Он работают исправно!!) Столовая есть, причем в цокольном этаже, и никто за это замечаний не делает. Да, вот большие спортзалы уже пристраивались, но маленькие то же были. Сейчас они используются для других целей. Ирина Валерьевна, спасибо огромное за ваше внимание и вопросы. Впереди еще много интересного

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вот вы где были в командировке! В Калининградской области!!! У меня там живет двоюродный брат! Уже не получится с ним повидаться! Как здорово, Анна Борисовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, как жаль, что Вы так далеко находитесь от брата. Надеюсь, Вы с ним обмениваетесь новостями и событиями

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Ого, куда Вы попали! Не только на совещании побывали, но и к истории этого края прикоснулись! Всё такое, необычное, колоритное! С новыми впечатлениями Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, добрый вечер. Да, спасибо огромное организаторам этой стажировки, что построили программу таким образом, что выкроилось время и для прогулок по городу и для обзорных экскурсий.

      Удалить
  5. Анна Борисовна, с возвращением!
    Влада на Снежную королеву похожа... Я думала, что там Вы в снежный город приедете, не холодно было?
    Школа красивая, уютная. Библиотека понравилась, в такой читателей будет прибавляться и прибавляться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, добрый вечер. Мы тоже именно так подумали про Владу - хозяйку замка Инстербург. Именно так и называют эту милую женщину, ведь благодаря ее усилиям, любви и бескорыстности несколько лет назад началась такая огромная работа по восстановлению этого замка.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Завидую Вам и школам Калиниграда! У нас такого никогда не будет. Замок поразил. Улицы и дома удивили. Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И почему? А я все же верю, что настанут в каждой образовательной организации светлые времена!

      Удалить
  7. Анна Борисовна, как интересно! Спасибо за рассказ. И школа необыкновенная, а замок просто завораживает стариной...отличные фотографии!

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Какое потрясающее познавательно-полезное и удивительное путешествие! Мечтаю побывать в Калининграде!Интересная экскурсия по замку получилась.Буду ждать продолжения!
    У нас в городе построено 3 не типовые, современные школы.Посчастливилось побывать (и не один раз) в каждой! Какой простор, оснащение и возможности! Супер!!!
    У нас старое типовое здание. В этом году лицею исполнилось 40 лет. У нас есть пристройка,которая немного разгрузила основное здание: есть малый актовый зал (мы называем его Пушкинским), есть ещё один спортивный зал, лекторий и зал заседаний.
    В лицее (да и в других школах города) уже давно практикуются платные образовательные услуги. Родители заключают договор и оплачивают занятия по квитанции. Многое в лицее ремонтируется и покупается именно благодаря этим средствам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нашему зданию, увы, уже за 60. Многое выходит из строя, но наша старушка-пенсионерка школа еще многое может, главное, есть коллектив единомышленников. Платные услуги - это хорошо, вот только наш социум тяжело на этого поднимается. Но будем работать

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Как здорово Вы рассказали о деловой поездке, сколько всего интересного увидели, узнали!)
    В Черняховске здания и их расположение по отношению к дороге действительно отличаются от кубанских. А клинкерный тёмный кирпич добавляет строениям особый колорит.
    Мне понравилось, что на калининградские коллеги щедро делились своим опытом по разным направления, но особенно хочется отметить бесценный опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья!
    Платные образовательные услуги в краснодарских школах конечно же существуют, но развиты слабо. Стесняемся мы их что ли, а развивать их нужно. Очень-очень нужно, так как необходимо содержать здание школы,обслуживать технику, поддерживать коллектив...
    Спасибо за красивый и познавательный рассказ, буду ждать продолжения!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, какое же Вы, Елена Валентиновна, емкое слово подобрали - стесняемся. Да, нам все как-то неудобно, а вот в стране о взяточниках-учителях говорят вовсю. Стыдно, но даже простой знак благодарности педагогу можно опошлить, а человека унизить.
      Ладно, переживем и это. Мы сильны духом, выстоим и в этом. А дополнительные образовательные услуги буду начинать развивать

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Эх, Калининград, мечта моя! Каждый год по 6 раз рассказываю девятиклассникам про этот регион и хочется туда! Как славно, что Вы побывали, опыт директорский плюс туристический - это потрясающе!
    Удивила хозяйка с белыми волосами - словно из сказки!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я даже и не мечтала побывать в самой западной точке нашей страны. А тут так повезло. Спасибо и организаторам, и всем кто нам организовал очень интересные (жаль, кратковременные) экскурсии. Времени свободного было не много. Видели интересные достопримечательности в основном только снаружи. Лилия Павловна, я уверена, что как-нибудь Вы там побываете. И если Ваш МММ окунулся в Байкале, то в Балтийском море он тоже это обязательно сделает. Зимой климат в Калининградской области очень похож на наш, а вот летом там прохладно, +24-26

      Удалить
  11. Анна Борисовна, вот это отправил Вас край в командировку!
    Время, действительно, остановилось. Живая история. Но, думаю, что усилия прикладывают, чтобы это сохранить. Согласитесь, что если бы ничего не делали, то эти здания уже были бы полуразрушенными.
    Городок чисто европейский.
    Собор похож на католический, а ваш гид - на монахиню, но сказочную :)
    По поводу платных услуг: у нас их очень мало, так как средств у родителей не хватает, а если группы будут маленькие, то и учителю будет маленький процент за работу. В нашем регионе это не вариант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, спасибо за отзыв. У нас в некоторых школах допуслуги развиты очень хорошо, но в основном это районы новостроек и молодых школ, где все происходило параллельно. А вот у нас школе бывшего рабочего поселка, не очень-то готовы платить.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Анна Борисовна! Ого! Где вы побывали! Калининград-совершенно особое место! Я уверена, что командировка Вам запомнится. Интересно побывать в школах другого региона. Я с большим интересом рассматривала фотографии библиотеки. Спасибо! А уж побывать в зАмке-это целое приключение. С нетерпением буду ждать продолжения Вашего рассказа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Библиотеки во всех посещенных нами колах очень просторные, да еще конференц залы есть, и мультимедийная техника, а еще и 3Д-принтеры. Остается завидовать и мечтать

      Удалить
  13. Ой как же хочется-хочется в тот регион съездить. Окунуться в прусские легенды, побродить по старым замкам, да и просто ощутить энергетику места. Жаль, как только собираюсь и узнаю цену на перелет, понимаю, что в Европу дешевле и откладываю поездку. Особенно Кёниг манит...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. цены кусаются, да еще и приключения бывать в пути. Например, чемоданы "прилетают" на следующий день))) Я очень рада, что случился семинар в Калининградской области, нам его организовали и отпустили под конец года

      Удалить
  14. В Калининград уехали на постоянное жительство мои знакомые-журналисты. Постоянно теперь вижу в ленте этот чудесный город)
    Из всех фото самая, на мой взгляд, удачная – первая) Вот такой бы вид из окна)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вид из окон там ото всюду удивительный. Здания немецкого фонда просто восхитительны. Жаль, внутри не успевали побывать. Спасибо и за то, что выкраивали для нас время для обзорных экскурсий по городу, а проводили их для нас самые обычные педагоги, влюбленные в свой родной город и область

      Удалить
  15. Анна Борисовна, огромное Вам спасибо! Фото такие чудные, отдохнула душой... Удивительно, но у меня было впечатление, что это Европа - ну никак не Россия! Всё так необычно!
    По поводу работы с детьми ОВЗ - это больная тема, ничего не скажешь. Бумаг и слов много, а вот в полной мере ничего нет, а прежде всего, нужных специалистов - логопедов, дефектологов и прочая, прочая. Всё снова сваливают на обычного учителя, который почему-то должен быть специалистом по всем областям знаний. А то, что так устроено в этом городе и если действительно всё там так хорошо, то я только радуюсь. Это здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, и для нас работа с детьми с ОВЗ - больной вопрос. Но вот в этой школе Черняховска он решен на отлично. Несколько лет назад произошло слияние двух школ и центра реабилитации, все работники сохранились в штате, а это и логопеды, и дефектологи, и др. Сильная команда да и МТБ великолепная. Оставалось только завидовать. Много было вопросов к коллегам, многим они поделились. Будем внедрять. У меня есть тоже детки с ОВЗ 7 и 8 вида, есть над чем работать

      Удалить
  16. Анна Борисовна, замечательный репортаж. Познакомиться с опытом коллег всегда интересно и это - немножко перезагрузка. Появляются идеи и задумки, которые можно применить в своей работе, строятся новые планы и профессиональная жизнь становится более насыщенной.

    Интересно, существует ли какая-нибудь программа по трудоустройству детей с ОВЗ?

    Очень люблю путешествия, прикоснуться к старине впечатляет сильно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, детей с ОВЗ, выпускников школ сопровождают до 21 года, отслеживая их трудоустройство и социализацию. А потом за них полностью несет ответственность работодатель

      Удалить
  17. Плодотворная поездка! Жду продолжения истории!

    ОтветитьУдалить
  18. Какие красивые виды из окон гимназии на Свято-Михайловский собор! И вообще архитектура в городе интересная. Замечательная поездка по работе получилась - и с пользой, и с удовольствием))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, два в одном, повезло же нам. Жаль, что в сутках мало часов, так хотелось увидеть много

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"