воскресенье, 23 декабря 2018 г.

Межрегиональный семинар в Калининградской области. Часть третья: Калининград


Добрый день, дорогие друзья. В рамках участия в межрегиональном семинаре девять директоров школ Краснодара и начальник отдела научно-методического центра Трачева Валентина Дмитриевна дважды побывали в  Калининградском институте развития образования. В первый день образовательной программы мы встретились с проректором по развитию Калининградского института развития образования Голубевой Еленой Юрьевной и познакомились с региональными особенностями системы образования Калининградской области. Интересно было узнать, что история системы образования начинается с 10 мая 1945 года, именно тогда постановлением Военного совета 3-го Белорусского фронта было создано Временное управление по гражданским делам, среди отделов которого значился и отдел народного образования. А вот история института берет свое начало в августе 1947 года, когда было принято решение исполнительного Комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся за №189 об открытии в Калининграде областного института усовершенствования учителей.



Посетив несколько образовательных организаций Калининградской области, в день отъезда мы встретились с Маргаритой Игоревной Короткевич, первым заместителем министра образования Калининградской области и Евдокимовой Людмилой Анатольевной, проректором по учебно-методической работе. Мы поблагодарили коллег за возможность познакомиться системой образования Калининградской области и опытом работы по реализации регионального проекта "Школа эффективного роста".

В период нашей стажировки, мы посетили в МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда. В рамках круглого стола "Создание современной образовательной среды. Подходы к созданию учебных планов и реализации части, формируемой участниками образовательных процессов", нам был представлен опыт работ:
  • Организация нелинейного расписания
  • Обучение в уровневых группах.
  • Индивидуальные образовательные траектории.
  • Альтернативная система оценивания.

Что удивило, запомнилось? Основное здание школы современное, типовое. Учащиеся начальной школы занимаются в другом здании. Перед школой находится сквер им. Суворова.

Удивило, что при наличии столовой, в рекреациях школы есть еще очень милые и уютные кафе. На стенах в школе можно писать, а любой, проходящий по коридору, даже при закрытых дверях может увидеть то, что происходит на уроке (двери и часть стены - стеклянные)



Интересно, что в параллелях, уроки математики и русского языка проходят одновременно, где дети перераспределяются по уровням подготовки: причем на 5 классов - 6 или 7 групп. Оплата? Хватает, так как финансирование доводится школам в полном объеме. Принципиально отличная система оценивания в средней и старшей школе. Нет привычной для нас 5-бальной системы, и даже не 10 и не 12-бальная. Действует школьная накопительная система оценивания (для обучающихся 5-9-х классов), где каждый ученик за год должен набрать определенное количество баллов по предметам (например, 100). Такая система позволяет оценивать результаты учебной деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности, личные достижения – олимпиады, конкурсы и т.д. Поэтому она представляется более адекватной задачам, стоящим сегодня перед школой, и возможностям обучающихся с учётом их разных интересов и способностей. Начисление баллов осуществляется в соответствии с положением об оценивании качества знаний, с которым можно познакомиться по ссылке. Идея мне очень понравилась, но механизм реализации сложный, да и менталитет родителей переломить непросто. Но есть, что взять из этого опыта. 


Что еще? Любое свободное пространство при нехватке кабинетов используется во благо ребенка. Так, в рекреации есть не только кафе, но и учительская, и компьютерный класс))) А еще, удивил меня один проект - ночное украшение школы. Да-да, именно ночью старшеклассники украшают школу к праздникам? А Сон? В выходные отоспятся...

Ну, а теперь мы отправимся на прогулку по городу, будем знакомиться с достопримечательностями Калининграда. 
Рядом с гостиницей находится здание немецкого фонда (так здесь называют довоенные постройки), в котором расположился небольшой детский садик.



Поблизости от гостиницы, в которой мы проживали, находится Кирха Святого Семейства (Kirche Zur heiligen Familie) - один из исторических католических храмов Калининграда, где в настоящее время располагается Концертный зал Калининградской областной филармонии им Е.Ф.Светланова, дирижёра, композитора и пианиста, Народного артиста СССР и Героя Социалистического Труда. Кирха была построена в 1907 году, в конце Второй мировой войны она серьезно пострадала во время бомбежек и лишь в 1980 году была реставрирована. У этой церкви было и другое имя - Катаринен Кирхе, из-за госпиталя святой Катарины, который находился поблизости.

С историей этой церкви связано немало трагически событий. Так, в один из дней 1939 года кирхе должен был открыться класс игры на органе, куда были зачислены 8 мальчиков. Но  ни одному так и не удалось стать музыкантом. Все стали солдатами Рейха и погибли на фронтах.

Недалеко находится сквер советско-польской дружбы, где установлен памятный знак (1977)




Калининград (Кёнигсберг) - город-крепость, лабиринт из фортов, бастионов, башен, оборонительных валов и стен. Таких совсем немного в Европе. Уникально и количество сохранившихся фортификационных сооружений, в связи с чем Калининград называют музеем фортификации. Современные здания стоят вперемежку с исторической застройкой, поэтому есть на что обратить внимание. Конечно, фотографировать из автобуса через стекло и на ходу - интересного мало, поэтому многое осталось за кадром. И все...

Первый оборонительный обвод Кёнигсберга был построен еще в XVII веке: насыпаны валы, возведены ворота и другие укрепительные сооружения. В конце XIX века был создан второй оборонительный обвод, частично повторявший первый. Ну, а в XX веке все оборонительные и укрепительные постройки были проданы городу, потеряв свое военное значение.


Вблизи Верхнего озера находится музей Янтаря, расположенный в бывшей оборонительной башне «Дона». Кстати, с другой стороны пруда находится башня-близнец «Доны», которая называется башня «Врангель».
Музей янтаря находится на площади Маршала Василевского (к музею и его экспозициям мы вернемся чуть позже)
Башня носит имя прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла цу Дона – автора идеи возведения «кольца обороны» вокруг крепости.




А далее наш путь проходит мимо Росгартенских (Дер-Дона) ворот, украшающих перекресток улиц Черняховского и Александра Невского. Через ворота уже проехать нельзя, но здесь вполне уютно расположился рыбный ресторан.


Здесь до сих пор настоящие ставни и двери, а на кирпичах сохранилось клеймо производителя. 


Над главной аркой симметрично расположены два медальона с изображениями прусских генералов времён наполеоновских войн.


На площади Василевского близ Росгартенских ворот установлен памятник князю Александру Невскому. Монумент был открыт в День воинской славы 18 апреля 2018 г, когда в России вспоминали победу войска Александра Невского на Чудском озере над немецкими рыцарями в 1242 году (Ледовое побоище)

А мы продолжаем путь к Литовскому валу (вдали башня "Дона")







И здесь, действительно, есть вал с укрепительными и оборонительными сооружениями. "Подкова на счастье" на холме, явно, произведение совсем недавнего времени.


Рядом с Литовский валом находится Храм Александра Невского.

А перед нами памятник военно-инженерной архитектуры - башня-редан Кронпринц (1843 — 1849 гг.), которая  входила в систему второго вального оборонительного обвода Кёнигсберга. В разное время в ней размещались части кёнигсбергского гарнизона, жилые помещения, полиция, казна вермахта, военные склады и различные городские службы.

Есть в Калининграде и Королевские ворота, самые известные из городских ворот, построенные при втором обводе (1843–1850 г.), хотя въезд в город здесь уже был постройке первого обвода.

Барельефы короля Чехии Оттакара II, в честь которого, вероятно, город и получил своё название «Königsberg» - «королевская гора», прусских короля Фридриха I и великого магистра Тевтонского ордена, первого герцога Альбрехта I, обезглавленные в советское время, были восстановлены в 2005 году, и в них сейчас находится музей мирового океана - «Великое посольство», рассказывающий об истории и развитии города.




Справа от Королевских ворот находится Редюит не дожившего до наших дней бастиона "Купфертайх" (Медный пруд) (1860 г.) находится справа от Королевских ворот. В двухэтажном здании со сводчатыми потолками открыт пивной ресторан со своей пивоварней. Следует отметить, что все помещения остались от прежних времен, только слегка отреставрированы.

 








А наш путь в сторону Бранденбургских ворот, которые до сих пор выполняют служат по назначению. Кстати, проезжая под ними, следую зажать монетку в руке и загадать желание. Оно обязательно исполниться. Это ворота расположены в том месте, где улица Багратиона превращается в улицу Суворова. Интересен факт, что отец полководца Александра Суворова, Василий Суворов был генерал-губернатором Восточной Пруссии.
 И еще несколько интересных уголков Калининграда.
Здание из красного кирпича с датой основания на торце 1899, издалека привлекшее наше внимание - сельскохозяйственный кредитный банк «Восточно-Прусский ландшафт», очень напоминает фабрику рубежа XIX–XX веков. В настоящая время здесь находится строительное управление Балтийского флота.

На проспекте Мира рядом со главным корпусом Калининградского государственного технического университета (ранее - административный и земельный суд) расположена интересная скульптура "Борющиеся зубры".



Бронзовая скульптура получена Кёнигсбергом в дар от министерства культуры Пруссии. Другое ее название - «Прокурор и защитник». Дело в том, что после установки скульптуры с фонтаном, за ней в 1914 году было построено здание суда. Кстати, некогда существовала традиция на Пасху красить этим мощным животным причинные места.


   
На проспекте Мира есть еще одна интересная скульптура.  Памятник Петру I, основателю Военно-морского флота России, установлен у штаба Балтийского флота.






Чем интересен город? Практически везде можно встретить облезлые фасады домов и разваливающиеся фортификационные сооружения, которые соседствуют с красивыми жилыми домами, просторными скверами и новыми скульптурными композициями. Прошлое и современность идут рядом. Город остался таким для потомков, но он живет и развивается
Продолжение следует...

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вот и мы побывали, благодаря Вашему рассказу, в красивейшем городе Калининграде. Также интересно было узнать, как устроена система образования в Калининграде. А школа, в которой Вы обменивались опытом, вызывает только восторженные эмоции. Буду ждать продолжения...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А продолжением станут рассказы об интересных местах Калининграда и области. Сколько необычного я увидела!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Сколько всего интересного в школе! Есть что взять на вооружение! Конечно, финансирование много значит!
    Спасибо и за прогулку по Калининграду! С удовольствием читаю Ваши репортажи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия Викторовна. Слушая рассказы коллег об образовательной организации и системе работы, слегка завидовала. Есть где и с чем работать! Материальная база высока, а какие кабинеты!

      Удалить
  3. Анна Борисонва, спасибо за интересную информацию! Да, рядом старина соседствует с современностью. Особенно, конечно, поразило то, что есть кафе в коридорчиках, система оцениания. Здорово! У нас в институтах Красноярска тоже студенты набирают баллы, но не во всех.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Система оценивания достаточная сложная, много работали учителя-предметники, ведь по каждому предмету разработаны свои шкалы и критерии. Но оно того стоит, мотивация к качественному образованию возрастает в разы.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Калининград очень понравился, красиво, самобытно, интересно.
    Про школу не знаю даже что сказать. Попыталась перенести на свою школу некоторые моменты. В буфетах ничего полезного не продаётся, значит это лишний повод детям купить сладкое, мучное, и прочие неполезные перекусы, да к тому же и режим питания нарушается от постоянного жевания. Лучше взять из дома яблоко или банан, орешки и простую воду, если уж хочется перекусить. Ночное украшение школы вообще очень сильно удивило. Ночью не только дети, но и взрослые должны спать, чтобы не нарушать биологические часы организма. Возможность писать на стенах, зная проказливые ручонки детей, мне не видится как плюс. Обязательно кто-то что-то напишет, нарисует то, что не надо или сотрёт то, что надо. Да и следы от мела не украшают стену. Учительская в коридоре? Занятия в коридоре? На первый взгляд очень сомнительно, но возможно у них мало в школе людей и в школе тихо? А про системы оценивания уже говорено сотни раз, уж чего только не выдумывают, каких новшеств только не вводят. Зачем? Лучшее–враг хорошего, мне кажется.
    Вот такое ворчливое у меня впечатление от новшеств. В общем вроде всё необычно, интересно, даже привлекательно, а вот как на себя начинаешь переводить, то нет, мне так не нравится. Хотя, может просто не пробовали))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Владимировна, вот и меня многие вещи очень удивили. Дети ночью должны спать. А у нас в крае еще и действует "Детский закон", когда родителей могут наказать, если ребенок после 21(22).00 в зависимости от возраста находится вне дома без родителей (законных представителей). Что касается использования в учебном процессе свободного пространства, то и здесь свои плюсы и минусы. Но при нехватке помещений - это выход.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Я бы сказала так: "в черте одного города скрепились Калининград и Кёнигсберг, современность и история.
    О школах - это отдельный разговор. Мне интересно, какое там количество классов, и число учеников в классах.
    Оценивание не по пятибальной шкале, а по рейтинговой - это здорово! Это как раз то, чего очень не хватает у нас. Ведь бывает разный уровень сложности ответа, а оцениваются всё по тем же 5 баллам.
    Ведь некоторые "хитрецы" стараются "нахватать пятёрок" на лёгких темах, а сложные просто игнорируют (прогуливают). Вам же это знакомо?
    А так, если по баллам, то, к примеру, отличный ответ на легкой теме оценивается в 1 балл, а на сложном - 10 баллов.
    Это, прежде всего, повысит рейтинг предмета, потому что теперь для набора тех же 5 баллов надо будет или 5 раз ответить на легких темах, или ... ну тут просто надо будет посчитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна. Так я себя и чувствовала. С одной стороны улицы современные здания из стекла и бетона, с другой - кирхи, фортификационные сооружения, здания немецкого фонда, виллы и ворота), так все тесно переплетено, так необычно и очень красиво.
      Ирина Валерьевна, рейтинговая система в Калининградских школах - это нечто другое. Если ребенок не участвует в олимпиадах и творческих конкурсах,Ю не отработал домашнее задание, не выполнил проект, то даже, если он показывает отличные знания по предмета, "5" в аттестате (она рейтинговая отметка переводится в пятибальную при выставлении отметок в аттестат) обучающемуся не видать))) Именно так реализуется ФГОС и оцениваются метапредметная компетентность

      Удалить
  6. Впервые так основательно "прогулялась" по Калининграду. Хотелось бы и наяву там побывать. Спасибо, Анна Борисовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я еще мечтаю вернуться, ведь увидела город и его окрестности лишь со стороны и очень поверхностно

      Удалить
  7. Загорелась желанием побывать в Калининграде!
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Загадайте в Новогоднюю ночь, и пусть оно обязательно сбудется

      Удалить
  8. Интересно, что в школе, кроме столовой, есть и кафе. Это же здорово! Интересно, что стены и двери в кабинетах стеклянные! И занятия необычно проходят! А город какой красивый!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Город, действительно, заслуживает внимания. Впереди еще несколько публикаций, не пропустите, Ирина Михайловна

      Удалить
  9. Город почему-то представлялся другим. Без ресторанов в исторических зданиях и рекламных щитов на их фасадах. Идеализировала, наверно! Но желание попасть непременно только усилилось.
    Про школу писать не буду, так как прочитав комментарий Надежды Владимировны поняла, что полностью с ней согласна. Особенно про буфеты, да и стеклянные стены кабинетов вряд ли способствуют уютности учебного процесса, а он таким должен быть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А так просто экономят место. Историческом центре застройка практически не ведется, а приезжие именно там чаще всего и останавливаются. Что касается уюта, то мне тоже было бы не по душе. Открытая дверь в кабинет, когда идет урок - это еще да, и то, чаще всего приходится закрывать от разного рода шума или сквозняка. Вести урок в холле, ну, мне кажется, это совсем не к чему. Хотя, возможно, к этому уже привыкли и не обращают внимание на прогуливающихся.

      Удалить
  10. Красиво как! Какая интересная архитектура! Кирхи, дома, башня Врангель особенно впечатляет. И школа такая необычная!

    Хочу побывать в Калининграде!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так загадайте желание под бой курантов, и пусть оно обязательно исполниться. Доброго пути вам на дорогах, Галина

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"