Добрый день, уважаемые выпускники. Министр просвещения России Ольга Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год, а на сайте Федерального института педагогических измерений опубликованы комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год. Напомню, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, итоговое сочинение выпускники начали писать с 2014/15 учебного года. Как и в предыдущие годы, оно является допуском учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
1. Отцы и дети. Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность. Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие. В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло. Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость. Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
***
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать. В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
Успешной подготовки желаю всем выпускникам!
Спасибо за информацию. Мне понравились темы. Есть, где развернуться!
ОтветитьУдалитьМне тоже понравились все направления, но все больше навело на размышления первое
УдалитьТрудные темы! Не знаю, смогла бы я написать!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, темы еще будут впереди. Но мне кажется, Вы справились бы тоже. Вы столько читаете!
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Это очень важная информация для выпускников! Денечки бегут быстро и 5 декабря наступит очень скоро. Пора готовиться. Желаю всем выпускникам удачи!
ОтветитьУдалитьДа, вот уже и две с лишим недели сентября пролетели))) Спасибо Наталия Викторовна
УдалитьАнна Борисовна, я у же детям дала такую информацию. Большинство склоняется к 1 направлению.
ОтветитьУдалитьНаше мнение совпадает)
УдалитьДобрый день, Анна Борисовна! Для меня, мамы выпускницы, да еще и классного руководителя 11 класса, очень актуальная информация. Направления интересные, вот только какими будут конкретные темы...
ОтветитьУдалитьПару дней назад дочка терзала меня вопросом: "Почему сбывшаяся мечта не всегда хорошо?" Подготовка к сочинению началась.
Надеюсь, в скором времени, Ваша дочь сама сможет дать достаточно аргументированный ответ на свой вопрос. Желаю, чтобы все темы были доступными для наших выпускников
УдалитьАнна Борисовна, очень понравились темы!Есть над чем подумать выпускникам! Тема "Отцы и дети"-актуальна во все времена. "Доброта и жестокость"-не менее актуальна.Очень интересно, что напишут современные дети?
ОтветитьУдалитьМногим понравилось первое направление. Сегодня у выпускников спросила, чтобы они стали писать? Ответы были очень разные, но все сначала бы хотели увидеть сами темы
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за полезную информацию! Если выпускники читающие, то они смогут написать хорошее сочинение по любому из предложенных направлений. Но ведь есть и не очень читающие, у таких точно будут проблемы.
ОтветитьУдалитьО, как я же с Вами согласна, Людмила. А такие есть, увы)))
Удалить