среда, 6 сентября 2017 г.

Итоговое сочинение 2017/18 учебного года

Здравствуй, читатель. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: 
1) «Верность и измена»
2) «Равнодушие и отзывчивость»
3) «Цели и средства»
4) «Смелость и трусость»
5) «Человек и общество»
Комментарии к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года подготовлены специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

«Верность и измена»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. 
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

  • Произведения о войне - верность себе, верность Родине (пр. «Судьба человека»). 
  • «Капитанская дочка» (Гринев верен своим идеалам, Швабрин предает при первой же возможности)
  • «Война и мир» (Наташа Ростова)
  • «Гроза» (измена Катерины)
  • «Анна Каренина» 
  • «Евгений Онегин» (... Но я другому отдана, / Я буду век ему верна)
  • В.Распутин «Живи и помни»
  • Л.Андреев «Иуда Искариот»
  • Н.Гоголь «Тарас Бульба» 


«Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). 
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
  • Произведения о природе, характеризующие людей как отзывчивых или эгоистичных (пр. «Плаха») 
  • «Герой нашего времени» (равнодушие Печорина к людям и жизни в целом) 
  • «Война и мир» (добродушие Ростовых, их отзывчивость, готовность помочь - эпизод с подводами) 
  • «Преступление и наказание» (отзывчивость Сони Мармеладовой)
  • «Мастер и Маргарита» (Маргарита и Фрида)
  • В.Астафьев «Царь-Рыба» 
  • Л.Улицкая «Дочь Бухары»
  • В.Распутин «Уроки французского»
  • А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
  • К.Г.Паустовский «Телеграмма»
  • Б.Екимов «Ночь исцеления»
  • В.Распутин «Прощание с Матерой»

«Цели и средства» 

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. 
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
  • «Горе от ума» (образ Молчалина)
  • «Война и мир» (образ Наполеона, его цели и средства в Отечественной войне 1812 г.)
  • «Преступление и наказание» (теория Родиона Раскольникова) 
  • Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)
  • В.Распутин «Прощание с Матерой»

«Смелость и трусость» 

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. 
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
  • Произведения о войне (пр. «А зори здесь тихие ...») 
  • «Капитанская дочка»,  «Война и мир», «Судьба человека»
  • «Мастер и Маргарита» (трусость Пилата; «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»)
  • В.Закруткин «Матерь человеческая»
  • В.Быков «Обелиск»
  • Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» «Человек и общество»

«Человек и общество» 

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. 
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
  • «Горе от ума» (Чацкий - «лишний» человек, его связь с обществом) 
  • «Евгений Онегин» (Как повлияло общество на судьбу главного героя?)
  • «Отцы и дети» (Базаров как член общества)
  • «Война и мир» (Мир в значении «общество», «народ», роль отдельной личности в обществе, по мнению Толстого)
  • «Преступление и наказание» (теория Раскольникова)
  • «Мастер и Маргарита» (одиночество Мастера в обществе)
  • Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)
  • В.Шаламов «Колымские рассказы»
Расписание итогового сочинения 
в 2017-2018 учебном году

  • 6 декабря 2017 года; 
  • 7 февраля 2018 года; 
  • 16 мая 2018 года.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за информацию! Обязательно воспользуюсь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мы начинаем уже во всю работать с выпускниками. Время пролетит незаметно)))

      Удалить
  2. Полезная информация, доведу до своих литераторов. Спасибо, Анна Борисовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, за внимание, Елена. Рада, что материал востребован

      Удалить
  3. Почти все направления сочинений - противоположность проявлений человека и это выбор каждого. Беру на заметку для учителей русского языка и литературы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, есть над чем поразмышлять. Интересные направления. Обсуждала с выпускниками, им понравились все направления. Готовы рассуждать на все темы. И такие интересные аргументы приводят

      Удалить
  4. Анна Борисовна, итоговое сочинение пишут в 9 или в 11 классе? Или в том и в другом? Темы интересные, философские. А что их обязательно писать на основе анализа литературных произведений? А если пример из жизни?

    ОтветитьУдалить
  5. Ответы
    1. И я. Да не раз в школьные годы принимала участие в конкурсе сочинений на свободную тему

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Интересные темы, есть о чем подумать детям...

    ОтветитьУдалить
  7. Темы интересные для сегодняшних учеников и разносторонние. Ой, а я как вспомню наши темы "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути".
    "Ленин и теперь живее всех живых - наше сила, знание и оружие"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да))) Но темы сочинений еще впереди. А пока ребята прорабатывают направления, подбирают произведения

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"