Здравствуй, читатель. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
1) «Верность и измена»
2) «Равнодушие и отзывчивость»
3) «Цели и средства»
4) «Смелость и трусость»
5) «Человек и общество»
Комментарии к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года подготовлены специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
«Верность и измена»
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
- Произведения о войне - верность себе, верность Родине (пр. «Судьба человека»).
- «Капитанская дочка» (Гринев верен своим идеалам, Швабрин предает при первой же возможности)
- «Война и мир» (Наташа Ростова)
- «Гроза» (измена Катерины)
- «Анна Каренина»
- «Евгений Онегин» (... Но я другому отдана, / Я буду век ему верна)
- В.Распутин «Живи и помни»
- Л.Андреев «Иуда Искариот»
- Н.Гоголь «Тарас Бульба»
«Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
- Произведения о природе, характеризующие людей как отзывчивых или эгоистичных (пр. «Плаха»)
- «Герой нашего времени» (равнодушие Печорина к людям и жизни в целом)
- «Война и мир» (добродушие Ростовых, их отзывчивость, готовность помочь - эпизод с подводами)
- «Преступление и наказание» (отзывчивость Сони Мармеладовой)
- «Мастер и Маргарита» (Маргарита и Фрида)
- В.Астафьев «Царь-Рыба»
- Л.Улицкая «Дочь Бухары»
- В.Распутин «Уроки французского»
- А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
- К.Г.Паустовский «Телеграмма»
- Б.Екимов «Ночь исцеления»
- В.Распутин «Прощание с Матерой»
«Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
- «Горе от ума» (образ Молчалина)
- «Война и мир» (образ Наполеона, его цели и средства в Отечественной войне 1812 г.)
- «Преступление и наказание» (теория Родиона Раскольникова)
- Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)
- В.Распутин «Прощание с Матерой»
«Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
- Произведения о войне (пр. «А зори здесь тихие ...»)
- «Капитанская дочка», «Война и мир», «Судьба человека»
- «Мастер и Маргарита» (трусость Пилата; «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»)
- В.Закруткин «Матерь человеческая»
- В.Быков «Обелиск»
- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» «Человек и общество»
«Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
- «Горе от ума» (Чацкий - «лишний» человек, его связь с обществом)
- «Евгений Онегин» (Как повлияло общество на судьбу главного героя?)
- «Отцы и дети» (Базаров как член общества)
- «Война и мир» (Мир в значении «общество», «народ», роль отдельной личности в обществе, по мнению Толстого)
- «Преступление и наказание» (теория Раскольникова)
- «Мастер и Маргарита» (одиночество Мастера в обществе)
- Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)
- В.Шаламов «Колымские рассказы»
Расписание итогового сочинения
в 2017-2018 учебном году
в 2017-2018 учебном году
- 6 декабря 2017 года;
- 7 февраля 2018 года;
- 16 мая 2018 года.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
«ФИПИ
Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за информацию! Обязательно воспользуюсь!
ОтветитьУдалитьА мы начинаем уже во всю работать с выпускниками. Время пролетит незаметно)))
УдалитьПолезная информация, доведу до своих литераторов. Спасибо, Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, за внимание, Елена. Рада, что материал востребован
УдалитьПочти все направления сочинений - противоположность проявлений человека и это выбор каждого. Беру на заметку для учителей русского языка и литературы.
ОтветитьУдалитьДа, есть над чем поразмышлять. Интересные направления. Обсуждала с выпускниками, им понравились все направления. Готовы рассуждать на все темы. И такие интересные аргументы приводят
УдалитьАнна Борисовна, итоговое сочинение пишут в 9 или в 11 классе? Или в том и в другом? Темы интересные, философские. А что их обязательно писать на основе анализа литературных произведений? А если пример из жизни?
ОтветитьУдалитьВ 11 классе, и оно является допуском к ГИА)))
Удалитьвсегда любил сочинения
ОтветитьУдалитьИ я. Да не раз в школьные годы принимала участие в конкурсе сочинений на свободную тему
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Интересные темы, есть о чем подумать детям...
ОтветитьУдалитьУверена, подумают)))
УдалитьТемы интересные для сегодняшних учеников и разносторонние. Ой, а я как вспомню наши темы "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути".
ОтветитьУдалить"Ленин и теперь живее всех живых - наше сила, знание и оружие"
Да))) Но темы сочинений еще впереди. А пока ребята прорабатывают направления, подбирают произведения
Удалить