среда, 7 июня 2017 г.

А.С.Пушкин - гений математики?


Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...
 А.П.Чехов
Здравствуй, читатель. Ежегодно 6 июня отмечается Международный день русского языка, учрежденный департаментом ООН по общественным связям. В настоящее время русским владеют более 250 миллионов жителей планеты. Не китайский язык, конечно, но количество впечатляет))) А в России отмечается Пушкинский день России (День русского языка). Именно 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин, которому и ставят в заслугу появление современного русского языка. А еще в этом году 6 июня школьники сдавали ОГЭ по математике. Вот и встретились точные науки с гуманитарными))) Об экзамене я уже писала здесь. Чуть позже мне попалась интересная публикация о дружбе (?) поэта с математикой.
Широко распространено мнение, что Пушкин был не совсем в ладах с математикой, что она не давалась ему с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры поэта Ольги Сергеевны Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами".
Лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин вспоминал впоследствии, что «...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант юного Александра. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" 
Пушкин, улыбаясь, ответил, что получается в ответе нуль! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".
Кажется, что приведенных свидетельств более чем достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике в течение всей его непродолжительной жизни. На самом деле, интересы Александра Сергеевича были разносторонними. 
Вяземский Петр Андреевич писал о Пушкине, что тот был "страстен и к наукам естественным, особенно - математическим, которые составляли значительнейший капитал его знаний, и были до конца любимым предметом его учебных занятий и глубоких исследований".
Пушкинист Б.В. Томашевский установил, что "философическими таблицами Пушкин назвал книгу французского математика, инженера-кораблестроителя и статистика Шарля Дюпена "Производительные и торговые силы Франции", изданную в 1827 году. В этой книге приводятся сравнительные статистические таблицы по экономике некоторых европейских стран, в том числе и России. 
Важно, что неподдельный интерес великого поэта к «наукам естественным» оказывал благотворное влияние на братьев по перу. Так, известный поэт Валерий Яковлевич Брюсов писал: «Когда я узнаю, что Пушкин изучал Араго, Даламбера, теорию вероятностей, Гизо, историю средних веков, — мне не обидно, что я потратил годы на приобретение знаний, которыми не воспользовался».
Нет сомнения в том, что, наряду с пригодившимися в практической жизни знаниями, знания, явно не востребованные, сыграли значительную роль в расширении общей образованности, эрудиции, кругозора и в формировании мировоззрения самого Александра Сергеевича. Не случайно, после одной из бесед с поэтом Николай I отметил: «Я говорил сейчас с умнейшим человеком России». Известно, что поэт имел намерение написать биографию Н. Г. Курганова (1725-1796) - талантливого самородка, сына солдата, ставшего в тридцать девять лет профессором математики и навигаций.
Александр Сергеевич был лично знаком с известным русским математиком, автором неевклидовой геометрии Николаем Ивановичем Лобачевским. Может быть, после встречи с ним Пушкин сказал свою знаменитую фразу: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»А какой глубокий математический смысл имеют другие крылатые фразы Пушкина «Поверил я алгеброй гармонию», «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?
Всматриваясь в математически строгие и точные композиции крупнейших пушкинских произведений («Борис Годунов», «Евгений Онегин» и др.), опять вспоминаешь всю не случайность пушкинского утверждения, что «вдохновение нужно в поэзии, как и геометрии». Во многих произведениях Пушкина присутствует соответствие золотому и серебряному сечению, симметрия и асимметрия.

Читая произведения Пушкина, мы находим применение геометрии. Кому не известны следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила». 
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем движении? На первый взгляд может показаться, при таком движении описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь все время наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута и образует касательные к окружности ствола. Ее концы при этом описывают линию, которая называется эвольвентой окружности, а окружность при этом эволютой данной эвольвенты. Так что кот не зря назван Пушкиным «Ученым»: он знаком со сложной геометрической кривой. 
Некоторые авторы указывают на ошибку Пушкина, вкравшуюся в сказку о царе Салта­не. Рассмотрим, как корабель­щики рассказывают царю про чудо - явление тридцати трех богатырей: 

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить .

Итак, на берег из моря выходят 33 богатыря, и старый дядька Черно­мор выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Неужели поэт ошибся? Но в книге С. Я. Гессена «Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников» находим: «лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту? ! - Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт». В это время, летом 31-го, Пушкин завершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». Возможно, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с делением, всего-то на всего - одно число разделить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Возможно, эту историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в сказке о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!...
А еще, думаю, многие будут очень удивлены, когда откроют книгу «Пушкин А. С. Сочинения» под редакцией И. Д. Сытина, 1913 г., стр. 52 и обнаружат там геометрическую фигуру. Вершины квадрата были обозначены буквами. С помощью этих букв Александр Сергеевич разъяснял, как следует «набирать» эти буквы, чтобы получить начертание той или иной цифры.
 
Например, цифра «2» образуется как маршрут ABDC, цифра «3» — ABOCD и т. д. Разумеется, при написании современных цифр все острые углы сглажива­ются, и фигуры приобретают округленный вид. Некоторые из них слегка даже поворачиваются, как это наблюдается с четверкой и пятеркой.
Александр Сергеевич попытался объяснить принцип начертания цифр следующим образом: арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют иероглифы цифр. Так, иероглиф, изображающий цифру «1», образует один угол, иероглиф «2» —два угла, «3» - три угла и т. д. Это, несомненно, остроумная и удачная догадка. Никаких дополнительных источников, свидетельствующих о точке зрения самого А. С. Пушкина на вопрос о происхождении этих цифр, обнаружить нам пока не удалось, но надеемся, что этот мало известный факт биографии А. С. Пушкина всё-таки когда-то обретёт ясность.

Друзья, сказки Пушкина знакомы нам с детства, а среди строк любовной лирики о мимолетном видении отдыхает душа. С праздником, друзья! С днем Пушкина!

Источник

32 комментария:

  1. Здравствуйте. Анна Борисовна!
    Вы затронули очень интересную тему. Я бы тоже сказала, что Пушкин вовсе не был математически безграмотен.
    Просто в математике есть гармония и сухие необходимости.
    Причем, некоторые далеко не годятся для осмысления и понимания. Их надо просто запомнить (зазубрить) и без особых лирических отступлений, включив элементарную логику, применять на практике.
    Но в то же время в математике есть столько наиинтереснейших моментов, что любой поэт (далёкий от математики) просто залюбуется.
    Конечно, сложно это представить, но (увы-увы) многие сейчас патологически безграмотны, и свою безграмотность пытаются скрыть за некоей "узконаправленной гениальностью".
    Пушкин, в этом смысле, мог дать фору любому зацикленному "ученому", именно потому, что логика, воображение, умение осмысливать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, то есть то, что без сомнения есть у поэта - это и есть главная основа математики.
    Так что. ПУШКИНА ВПОЛНЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ГЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валерьевна, за Ваше обстоятельное и очень верное рассуждение. Человек не может всё знать на все 100, но включать свой мозг и думать, он должен. А потому, сейчас многие легче дать отговорку: "Не знаю, не умею, это не моё", чем разобраться и научиться. Да все могут писать стихи, но понимать, что в этом что-то есть, можно, точно так же и с математикой, уж ее азы можно усвоить. А вот некоторые и в 9 классе таблицу умножения не знают)))

      Удалить
    2. Анна Борисовна, добрый вечер.
      Позвольте немного исправить Ваше утверждение: "Да все могут писать стихи,..."
      Увы, но ПИСАТЬ СТИХИ дано далеко не каждому.
      Большинство людей умеют (пытаются) рифмовать строчки, придерживаться какого-то ритма, и считают ЭТО стихами.
      Так же как и в математике: человек, умеющий оперировать формулами считает себя успешным математиком, но это вовсе не так.
      А чуть сбой - сразу "в кусты".

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, я с Вами согласна, просто описалась, да это и по смыслу понятно: "Да, НЕ все могут писать стихи, но понимать, что в этом что-то есть, можно..."

      Удалить
  2. Анна Борисовна, верно говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Спасибо за интересный пост. Я до этого не знала об отношении Пушкина к математике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый день. И хотя всё дальше от нас уходят времена Пушкина, он остаётся с нами в своих бессмертных произведениях. Пусть, первый не по нумерации, а по силе любви к нему русского народа и его силе к родному языку.

      Удалить
  3. Анна Борисовна, здравствуйте! Спасибо за интересную информацию! Казалось бы, столько уже о А.С. Пушкине прочитано, а вот со стороны математики с поэтом не знакома была))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, вот я и теперь по -новому начинаю смотреть на произведения этого поэта. Начинаем с внученькой читать сказки.
      А еще нашла интересную информацию о сохранившихся записях в дневнике А.С. Пушкина от 1 января 1834 года: «Меня спрашивали, доволен ли я моим камер - юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только б не заставили учиться французским вокабулам и арифметике».
      Вот он, юношеский протест, но ни в коей мере подтверждающий нелюбовь поэта к Царице наук

      Удалить
  4. Великолепный познавательный пост,Анна Борисовна! Спасибо за материал о любимом поэте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Юрьевна, добрый день, я как вчера погрузилась в творческий мир Пушкина, так до сих пор не могу выйти, увлекаясь все новыми и новыми интересными фактами из биографии и творчества поэта

      Удалить
  5. Анна Борисовна, спасибо! С праздником!
    Я, правда, не очень поняла про эвольвенту - это не значит, что цепь намотана спиралью?
    Интересно про число 33 - "33 богатыря (про попарно их выводит - раньше и не замечала))", также есть "30 лет и 3 года.."
    Мне кажется, будущие поколения раскроют в творчестве Пушкина еще не мало тайн.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена. Нет, нет, именно спираль, ведь эвольвента -это и есть разворачивающаяся плоская линия. Кстати, как Вы точно подметили про года)))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда рада поделиться интересным фактами

      Удалить
  7. Спасибо за такого Пушкина))) Поэт впервые приходит к нам в детстве с добрыми сказками, проникая в сердце незатейливым стихом, и не покидает нас до конца жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот мы уже с Милашей начинаем читать сказки Пушкина. У меня сохранилось прекрасное издание. Книгу подарила мне моя бабушка на 5-летие.

      Удалить
  8. Александр Сергеевич Пушкин нам оставил прекрасное наследство: россыпи стихотворений и поэм, замечательные повести и сказки, трагедии и драмы. Его творчеством можно только восхищаться. А Пушкин-математик, это ново для меня, спасибо. Теперь, перечитывая с Маришей произведения поэта, буду обращать внимание на математический подтекст

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, россыпи))) Именно со стихотворением Пушкина я впервые в 3 классе пошла на конкурс. Победа была радостной!

      Удалить
  9. Анна Борисовна, Ваш пост - просто в точку!
    Я уже давно возмущаюсь, дискутирую и прочее на тему деления людей на лириков и физиков. Понятное дело, что склонности у всех разные. Но отрицать изучение точных наук лириками как якобы ненужных им в жизни - это же абсурд! Почему многие забывают про такое понятие, как мировоззрение человека?
    Мировоззрение человека формируют в первую очередь как раз точные науки.
    А Пушкин... Он же гармоничен как музыка. Тут уж точно без математики не обошлось)

    ОтветитьУдалить
  10. Пушкин и математика? Интересный материал, беру себе в копилочку.Благодарю Вас,Анна Борисовна, за пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Михайловна, рада слышать, спасибо за отклик

      Удалить
  11. Анна Борисовна, очень благодарна Вам за пост.Хороший материал для урока литературы.Хотелось бы, чтобы в каждом предмете ребята находили для себя что-то интересное и полезное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я тоже выпускников именно таким образом мотивировала)))

      Удалить
  12. А шахматы? Это ли не проявление математических способностей!
    "А. Пушкин умел играть в шахматы и очень горячился при игре, и сильно огорчался при проигрыше. Великий поэт России любил шахматы и играл довольно часто, в особенности с П. И. Вульфом, в имение которого в Тверской губернии иногда наезжал". (А. Коган)
    "Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься, - писал Пушкин жене в 1832 году из Москвы. - Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе. Докажу позже".

    Из "Онегина"
    “Они над шахматной доской,
    На стол облокотясь порой,
    Сидят, задумавшись глубоко,
    И Ленский пешкою ладью
    Берет в рассеяньи свою”.
    Анна Борисовна, спасибо большое за рассказ. Пушкин многогранен...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, спасибо за интересное дополнение. Недаром и сейчас шахматам уделяют много внимания в образовательных организациях)))

      Удалить
  13. Здравствуйте, Анна Борисовна! Большое спасибо за интересный пост!Сколько всего интересного в блогах в эти о великом поэте!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот для этого есть мы друг у друга, чтобы делиться интересными статьями

      Удалить
  14. Добрый вечер, Анна Борисовна. Много читала о "нелюбви" Пушкина к математике. На самом деле, такой разносторонний человек просто не мог обойти стороной математику, понимая её важность и многогранность.
    Спасибо, что напомнили о великом поэте. А вот ошибку с богатырями не замечала )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тридцать три богатыря,
      В чешуе златой горя,
      Все красавцы молодые,
      Великаны удалые,
      Все равны, как на подбор;
      Старый дядька Черномор
      С ними из моря выходит
      И попарно их выводит...
      А, может быть, Пушкин и Черномора в пару богатырю поставил?)))

      Удалить
  15. Интересная история с 33 богатырями. Я тоже всегда думала, когда читала, что одного богатыря сам Черномор вывел. И тогда всё делится на пары легко. :)

    Так что и гуманитарии могут совладать с математикой. Ну а я уж гуманитарий, бесспорно, без всяких математических талантов и даже способностей. :)

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо, Анна Борисовна, за свежий взгляд на Пушкина. Отличная интеграция литературы и математики.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"