воскресенье, 13 ноября 2016 г.

«Импортозамещение в воспитании можно не откладывать или можно ли еще спасти систему образования?»

Здравствуй, читатель. Хочу представить одну из лекций доктора педагогических наук, профессора  Кубанского государственного университета А.А.  Остапенко по системной и со-Образной педагогике, посвящённой анализу катастрофической ситуации в системе образования страны и возможным путям её преодоления. Слова В.В. Путина стали эпиграфом этой лекции
Я прочитала брошюру, во-первых, с карандашом в руках, а во-вторых,  с большим вниманием интересом, удивлением и надеждой... Система образования должна стать другой)))


А.А. Остапенко: «Импортозамещение в воспитании можно не откладывать или можно ли еще спасти систему образования?» (скачать)
Позволю себе процитировать несколько абзацев
  • Реформаторы стремительно спешили нашу столетиями выстраиваемую «неуклюжую и инертную» систему образования и воспитания привести к общему знаменателю с западной системой и вдруг... выясняется, что Запад нас уже не ждёт, Западу мы не нужны, Запад самодостаточен. Да и ценности когда-то христианского Запада уже совсем не те. Как-то совсем не хочется окунаться в общество узаконенных бородатых девок, узаконенных лёгких наркотиков, законно платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с тремя родителями и прочих нелепостей «свободного» мира. 
  • Ещё в декабре 2010 года на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике В.В. Путин и Д.А. Медведев публично дискутировали о путях воспитания молодёжи. Медведев утверждал, что «нам не нужно стесняться учиться» толерантности у американцев, а Путин тогда ему твёрдо возразил: «Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся её. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот». А в 2013 году, возвратившись, на пост главы государства на своей традиционной пресс-конференции В.В. Путин заявил: "Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением".
  • После воссоединения Крыма и введённых против России западных санкций стало и вовсе  очевидным, что без опоры на собственные силы и традиции ничего не получится. Ключевым понятием почти во всех сферах стало слово «импортозамещение». В  первую очередь оно было подхвачено оборонкой и сельским хозяйством, отчасти культурой... Необходимо осознавать, что в ближайшие годы (а, скорее всего, месяцы) процесс импортозамещения и возврата к традиционным ценностям придёт в образование и в воспитательную практику. 
  • Для   этого нужно  нам  всем  вспомнить  о  своих  культурных  корнях, вспомнить, что не «хлебом единым», перестать копировать бледное блеянье education management, обнуляющее подлинное образование… Для этого необходимо перед нашей молодёжью рядом поставить христианские и советские образцы  и  примеры: образы стойкости  и мужественности святого Георгия Победоносца и Алексея Маресьева, образы жертвенности и мученичества святого Димитрия Солунского и генерала Карбышева, святых Веры, Надежды, Любови и молодогвардейцев Краснодона, образы служения Отечеству благоверного князя Александра Невского и маршала Г.К.Жукова, благоверного великого князя Димитрия Донского и Павки Корчагина, образы самоотдачи и милосердия великой княгини Елизаветы Фёдоровны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и медицинских сестёр Великой  Отечественной,  образы  тех,  кто  достиг высот  в  просвещении  –     равноапостольного Николая Японского  и  А.С. Макаренко. 
  • К  этому ясно и недвусмысленно призвал Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. 
А дальше А.А. Остапенко рассуждает о факторах разрушения образования в России:
  • А. Стратегически-целевые факторы. 1.Отмена советской стратегической цели образования, сформулированной в виде крупного антропологического идеала («всесторонне развитая гармоничная личность»), привела к мировоззренческому вакууму сверхзадач  у педагогического сообщества. Отсутствие высокой сверхзадачи тормозит и приземляет систему, превращая её из стратегически важной сферы в технический социальный довесок. 2. Утрата стратегической цели быстро превратила образование из блага и служения в часть сферы услуг, то есть потребления, что и было узаконено нормативно правовыми документами. 3. Образование как часть сферы потребительских услуг способно лишь на воспитание потребителей (что и было провозглашено эксминистром, а ныне советником Президента Фурсенко). 4. Превращение школьного учителя и вузовского профессора в официанта, предоставляющего педагогические услуги, резко уронило престиж педагогической профессии и, как следствие, привело к разрушению  системы  педобразования. 
  • Б. Содержательные факторы. 1. Компетентизация содержания и введение новых учебных планов  и  стандартов  в считанные годы свели на нет фундаментальность и энциклопедизм (как главные признаки общего образования) и породили утилитаризм и функционализм (человек-потребитель и человек-функция). Это  погубило  любовь  к чтению и тягу к широкой образованности. 2. Резкое сужение содержания естественнонаучного  школьного образования разрушило у целого поколения целостную картину мира, что привело к процветанию лженаучных увлечений, магии  и  оккультизма (исчезновение астрономии породило массовое увлечение астрологией). 3. Расширение содержания гуманитарного   образования было осуществлено не благодаря усилению нравственного компонента в преподавании отечественной истории и классической литературы (чем  всегда  была  сильна  советская  школа),  а  посредством  введения  с 5-го класса курса обществознания, через который происходило и происходит  насаждение чуждой нашему обществу системы мировоззренческих установок и ценностей. При этом экзамен по обществознанию стал обязательным для поступления почти на все гуманитарные специальности. 5. ЕГЭ как тестовая форма контроля разрушил традиционную целостность и системность мировоззрения школьников. Учитель, зная, что  его учеников будут проверять  фрагментарно-тестово, натаскивает  на  эту тестовую форму. 
  • В. Организационно-экономические факторы 1. Переход   к   нормативно-подушевому финансированию школ резко увеличил среднюю наполняемость классов, которая в большинстве городских школ страны превысила предельно допустимую (25 чел.). 2. Требование нового закона об образовании о том, что зарплата в образовании должна быть не ниже зарплаты в промышленности региона, привело к массовому сокращению учителей школ и преподавателей вузов (в первую очередь за счёт опытных пенсионеров и высококлассных квалифицированных совместителей) и резкой перегрузке оставшихся. 3. Растущее с 2009 года число учеников в школах и одновременное резкое сокращение числа учителей привело к усугубляющемуся дисбалансу (перегрузке учителей и дефициту внимания ученикам). 4. Одновременно с сокращением количества педагогов выросло в разы на всех уровнях количество чиновников в системе управления образованием. 5. Эта армия управленцев в 10–12 раз увеличила документооборот  и ненужное планирование и отчётность. 6. Одновременно с  увеличением штатов в органах управления  фактически  сокращены функции развития и методической помощи, которые заменены функциями контроля и надзора, полностью лишив школы методической свободы. 7. В итоге большая часть времени и сил педагогов тратится не на работу с детьми и родителями, а на то, чтобы ублажить разного рода надзирателей или переписывание сотен страниц программ, планов и отчётов. 8. Школы и вузы, находящиеся в состоянии подготовки к лицензированию, аттестации или аккредитации, месяцами находятся в состоянии профессионального паралича. Учителя и преподаватели месяцами не имеют возможности заниматься своим профессиональным ремеслом. 9. Перевод образования на «рыночные» отношения, в которых мерилом стала эффективность и внешний имидж, на десятилетия исключил из образования воспитательный компонент. 10. Результативность работы педагогов и руководителей чаще всего оценивается не результатами работы с детьми и студентами, а количеством и качеством написанных бумаг, а также количеством конкурсов, в которых школа, вуз, педагог  приняли  участие. Зарплата руководителя школы или вуза через систему так называемых эффективных контрактов ставится в зависимость от количества конкурсов, фестивалей и прочих мероприятий, в которых школа или вуз приняли участие. 
  • Г. Воспитательные факторы. 1. Замена воспитательной установки педагогики обязанностей («Учащийся  обязан…», именно так всегда начинались «Правила для учащихся») на установку педагогики прав (Конвенция ООН о правах  ребёнка) привели к утрате ответственности у двух поколений и их инфантилизации. 2. Тотальные рейтинги между учениками, учителями, школами, вузами, муниципалитетами, регионами стали источником тотальной лжи и приписок на всех уровнях. 3. Повсеместное внедрение портфолио (учеников, студентов, педагогов, школ, вузов) стало источником показухи, тщеславия и гордыни. 4. Насаждение западных стандартов образования и иноязычных терминов в сферу образования привело к тому, что тьюторов, аниматоров, кураторов, фасилитаторов и омбудсменов в школах и вузах стало чуть ли не больше, чем преподавателей, учителей и воспитателей, а университеты объявлены «драйверами рынка». 
  • Импортозамещение в образовании явно не начиналось, а требование Президента о возврате общества к традиционным ценностям руководством Минобра явно игнорируется. 
  • Для преодоления сложившейся почти катастрофической ситуации в системе образования России необходимо реализовать поэтапную модель преодоления системного  кризиса. Этих этапов четыре...
Заинтересовались? Можно обо всех предлагаемых этапах , а также полный текст лекции прочитать здесь  (скачать)

Дополнительные разъяснения по устранению избыточной отчётности учителей

Лёд тронулся))) Будем работать, друзья, в новом формате, учить и воспитывать!

27 комментариев:

  1. Приветствую. Очень много и от самого человека зависит: остаться с минимумом знаний или развиваться дальше. Второй путь - сложнее. но интереснее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Семен, Ваше мнение интереснео. Отрадно, что следите на публикациями о системе образования

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Согласна с каждым пунктом поста!!! Все правильно Вы выбрали!!!Лишь бы только слова профессора Кубанского государственного университета А.А. Остапенко были услышаны в министерстве. Там своя правда жизни, в школах своя :( С документами знакома, лишь бы вышестоящие органы с ними познакомились...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, и все же, при всей перегрузке и занятости излишним бумаготворчеством, у нас замечательные педагоги, успевающие все, везде, всегда. Спасибо

      Удалить
  3. С большим интересом прочитала все. Лекция - это про нашу действительность. Все так и есть. Человек-практик писал, словно видел все, почувствовал, пережил.
    Что-то начинает меняться, но как-то где-то не там. А мы все пишем, строчим, отчитываемся

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна. Действительно, актуальная и больная тема! Традиционная система образования разрушена, а вот сможем ли быстро все восстановить? Ломать-не строить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, добрый вечер. Построим. Хотя, во все времена перемены любые в любой отрасли давались нелегко. Справимся, преодолеем.
      Сегодня на педсовете как раз говорили о патриотизме, о том, как много делается в школе, о том, что правильным направлением мы идем. Уроки мужества-яркое тому доказательство

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы поделились бесценной информацией! очень важной! Спасибо. Конечно, я скачала лекцию профессора Остапенко. Читать ее тоже буду с карандашом в руках, размышляя и пропуская через себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, думаю, что и другие его лекции можно найти в Интернете. В каждой столько рационального!))

      Удалить
  6. Добрый вечер, Анна Борисовна! Прочитала лекцию целиком, спасибо за ссылку. Радует голос разума - главное, чтобы он был услышан.И не только про школу справедливо сказанное - дошкольное образование во многом "страдает" теми же проблемами. Понравилось предложение создать кодекс для Родителей, мало поменять систему образования - нужно, чтобы родительское сообщество эти изменения восприняло позитивно.
    Впечатлилась лекцией, я -то из того поколения, еще советского образования) и в то же время присутствует некоторое уныние - что опять реформы будут имитационными((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вдруг, нет?!)) Сегодня в школе начались занятия группы предшкольной подготовки. Родители еще не успели ни с кем познакомиться, а уже у некоторых - масса недовольства, претензий и открытого хамства. А всего лишь попросили не подниматься в кабинет по одиночке, не бродить по школе, пытались приучить к правилам))) Мы проводим бесплатные занятия. Наверное, если бы родители заплатили некоторую сумму, уважительнее относились бы, я думаю))) Грустно. Вот уже где не помешал бы КОДЕКС для родителей

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна Всё правда, от первого до последнего слова. Обязательно прочитаю лекцию. Рекомендации и разъяснения поступили по сокращению отчетности, а воз и ныне там. И этого мало. Наша школа была пилотной в области работы с электронным журналом. Освоили 1С Образование. Нас наклоняли, хотели перевести в Дневник.ру. Директор отстояла наши права. Всё равно теперь все школы Ростовской области переводят на Контингент, так называемую, школу будущего. Все данные, которые только можно собрать с ученика, всё введено в базу. Мы снова обучаемся работать в программе и, по-прежнему, ведём два журнала. Складывается впечатление, что учителя всеми путями хотят отвлечь от непосредственной работы с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мы уже третий год работаем в системе "Сетевой город", причем не только по общеобразовательной программе, но и в системе дополнительного образования (внеурочка, ПДО). Тяжело, но постепенно учимся справляться. На следующий год решили отказаться от бумажного варианта журналов.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна!Спасибо за полезную информацию!До локтя не достанешь!Обязательно познакомлюсь с лекцией.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, каждому стОит через себя пропустить эти лекции, только читать вдумчиво. Не стоит сразу со всем соглашаться с автором и кидаться в крайности. У нас в образовании много хорошего, мы работаем и будем работать.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    КОнечно, размышления серьёзные. Нужно думать, решать, но хочется, чтобы и ВСЕ наши руководители думали так же, как и мы... Да и профессура ВСЯ должна быть такой, как Андрей Александрович!
    Помню, что на курсах переподготовки по программе "Менеджмент в образовании" (КубГУ, 2012г.) мне больше всего запомнились лекции Андрея Александровича - а как он их читает!!! Даже не читает, а словно проживает вместе со слушателями КАЖДОЕ слово и Событие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, представляю, как интересно было слышать лектора. Моя коллега тоже была в восторге от лекций Андрея Александровича (курсы замов по ВР 2015,2015).

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо Вам за статью, с большим интересом прочитала. Согласна с автором на 100%. Обязательно скачаю и познакомлюсь с лекцией Андрея Александровича.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Иосифовна, во все времена были трудности, но педагоги всегда их стойко переносили. Сейчас тяжело в любой отрасли, но мы со всем справимся Мы же строим будущее, на нас равняются дети, с нас берут пример, а потому, не будем роптать)))

      Удалить
  11. Утро доброе, Анна Борисовна. лекция, что ни говори, не в бровь, а в глаз.
    Действительно, было бы все услышано...

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Анна Борисовна! Тема, действительно, актуальная! Но пойдёт ли дело дальше обсуждения?

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Внимательно прочла, и подпишусь под каждым словом. Общая тенденция для всего постсоветского пространства. А в Казахстане еще нужно на 3 умножать уровень абсурда. Надзирающих управленцев с бумагооборотом больше, чем учителей развелось. Над нашей школой 6 организаций надзирающих стояло. И каждому отделу отчет сделай, и МК проведи. А дети? Кому они нужны? Только тупые конкурсы от минобраза и бумажки были. И с каждым годом объем бумажек возрастал в два раза. Однажды явилась комиссия, а над ней еще одна комиссия, которая проверяла как работает комиссия. Сверхпаразитизм чиновников. И с каждым годом становится все хуже и идиотичнее.
    Очень хочется, чтобы в центре процесса стоял ребенок. А надзирателей чиновников расформировали, и сделали обычный ИПК, который помогает методически учителю, а не выжимает из него все соки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, спасибо, что рассказали о наболевшем. К счастью, у нас не так.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Знакома с лекциями Андрея Александровича Остапенко. Скачала статью, обязательно прочитаю полностью.
    Верю, что система образования будет меняться в лучшую сторону. И наше внимание будет максимально нацелено на воспитанников и обучающихся.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Анна Борисовна. Я полностью с вами согласен. Действительно, наше образование находится в глубоком кризисе. Но я надеюсь, что в будущем оно станет лучше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Илья, здравствуй. Отрадно, что такого юного, но вполне зрелого школьника интересуют проблемы современного образования. Будем верить в лучшее.

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Прикрепить файл
Число на картинке
"