Здравствуй, читатель. Сейчас у родителей начальных классов беспокойная пора. Одни переживают по поводу ВПР, которые скоро напишут выпускники начальной школы, перед другими стоит задача правильного выбора одного из модулей, которые в следующем учебном году предстоит изучать четвероклассникам в рамках нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Вопросов много, сегодня хочу ответить на некоторые из них. Но прежде вспомним, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" есть статья, отражающая особенности изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
П. 2 ст. 87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Значит, семейные ценности ставятся на первое место.
П.2 ст. 87 определяет права родителей: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о выборе определенного модуля осуществляют родители (законные представители).
П.3 ст. 87 говорит о том, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».
П.6 ст. 87 закрепляет, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».
Т.о., курс ОРКСЭ в начальной школе является обязательным, и лишь выбор одного из модулей осуществляют родители (законные представители) школьника, при этом можно посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
«Основы православной культуры»;«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики».
В личном заявлении фиксируется выбор одного из перечисленных модулей. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Напомню,
цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.
Итак, публикую ответы на наиболее частые вопросы родителей
- Для чего изучать курс ОРКСЭ в начальной школе?
- А не рано ли с начальной школы изучать данный курс?
-Нет, уважаемые родители! Я считаю, что в процессе гонки за материальным благом утрачены понятия нравственность, совесть, духовность, достоинство, человечность. Что ожидает наших детей? Как помочь им стать добрыми, честными, милосердными? Важнейшее место в курсе занимают религиозные традиции, они несут свет, добро и благо. Очень важно, чтобы ребенок соприкоснулся со всем этим как можно раньше, пока ещё души чисты, и зерно нравственности упадет в благодатную почву и даст свой рост.
- А почему выбор курса не делают дети?
- А цель изучения отдельных модулей одинакова?
-Да, содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья, 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
- Не смотря на принципы светского государства, не превратится ли курс ОРКСЭ в Закон Божий, не станет это принудительным навязыванием религии?
-Нет, иизучение данного курса не
сделает детей религиозными. Преподнося им красоту той или иной
религиозной культуры, педагог покажет, как она объединяет, сплачивает
людей, как учит противостоять врагу и любить ближнего. Дети могут
вырасти светскими людьми, ведь вера – это такое же благо, как любовь, –
ни научить, ни заставить ей следовать невозможно. Но можно заложить
основу, создать базис, опираясь на который, человек сможет измениться
сам и изменить жизнь к лучшему. Научить почитать родителей; научить
уважать и слушать друг друга; научить жить во благо Отечества, творить
добро – такие благородные задачи ставит перед собой педагог!
- А не возникнут ли конфликты между детьми пр выборе разных модулей?
- Может ли ребенок изучать два и более модулей?
-Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрен. Однако, менять модули в течение года вполне допустимо. Не изучать этот предмет вообще нельзя!
- Как может складываться сотрудничество со священнослужителями?
- Может ли родитель посещать уроки ОРКСЭ?
- Почему по этому курсу нет оценок?
Уважаемые родители, для наших детей курс «Основы религиозных культур и светской этики» – благо… Ведь порою, за полемикой «верю – не верю» многие забывают о первостепенной задаче – образовательной. Разве может образованный человек не знать историю религии своей Родины? Я не хочу, чтобы дети, взяв в руки, к примеру, «Саломею» Оскара Уайльда, не имели даже представления о том, кто такой Иоанн Креститель. Многие произведения светской литературы отзывают нас к религии. Да что говорить, если даже в повседневной жизни мы, не вдумываясь в смысл слов, говорим «пусть минует меня чаша сия», когда хотим избежать неприятностей и бед, восклицаем «Слава тебе, Господи!» «Благодать!», если повезло, если хорошо; называем иудой предателя, то есть непроизвольно употребляем цитаты из Библии. Словом, я за образовательный аспект, а вера… думаю, что тот, кто действительно хочет уверовать, придет к Богу в любом случае.
Познакомиться с особенностями курса ОРКСЭ и содержанием каждого модуля можно здесь
Хорошая статья,Анна Борисовна! Что-то новое настораживает и вызывает любопытство.Четвёртый год веду данный предмет, ориентируясь на обычные человеческие ценности.Да,представители разных вероисповеданий в классах есть, равно как и налицо многонациональный аспект.Нашим ученикам ОЧЕНЬ не хватает разговоров по душам! На этом уроке находятся множество ответов на вопросы,смотрят на близких в семье,возможно,под другим углом.Урок нравится,но как же он меня выматывает (в хорошем смысле).Преподавать равнодушно то,что делает человека человеком, не получается.Печалят некоторые факторы: начинать,на мой взгляд,надо раньше, до следующего курса ещё несколько лет (тогда смысл ведения курса?)и,пожалуй, выступлю в пользу присутствия некоторых родителей на уроке.Иногда создаётся ненужный ажиотаж от незнания.
ОтветитьУдалитьС уважением.
Елена Анатольевна, спасибо за Ваш отклик. Искренне рада услышать мнение опытного коллеги. Эх, тяжело в этом году осуществляется выбор модуля, а несколько родителей так и не хотят написать заявление. Приглашала их на урок в нынешние 4 классы, не хотят)))
УдалитьСчитаю, что для современного поколения не помешает учебный курс ОРКСЭ. А также уроки нравственности, которые просто необходимы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Бахткалеевна, вот только не все родители до сих понимаютор это п
УдалитьСпасибо, Анна Борисовна, за разъяснения. Мне было интересно больше узнать о новых введениях в систему образования. Вы достаточно подробно и понятно рассказали о ОРКСЭ.
ОтветитьУдалитьВиктория Александровна, спасибо за Ваш интерес. Очень хочется, чтобы выбор родителями был осознанным и во благо ребенка
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьУ нас в лицее получается 3 модуля:православие (самая многочисленная группа четвероклассников, детей даже разделили на 2 группы - работают 2 педагога), Мировые религии и светская этика. Если родители не хотят для своего ребёнка выбрать модуль какой - либо религиозной направленности, предложите светскую этику.Правила поведения, этикет и общечеловеческие ценности, наверно, точно будут кстати, и ни в коей мере не навредят чаду!
А у нас в школе большинство родителей выбрали модуль "Православная культура", и часть -"Основы светской этики". Этих деток из пяти классов объединили в одну группу.
УдалитьЗдравствуйте, Аноним!
УдалитьСтранное объединение... Конечно, в самом начале можно проводить совместные уроки, но потом дети должны расходиться по модулям.Темы рассматриваются "под разным углом", учебники у каждого модуля свои и домашнее задание тоже.
Жаль, что администация Вашей школы проигнорировала выбор родителей и из-за малочисленности (это не является основанием) объединила два разных направления ОРКСЭ.
Спасибо, Ольга Николаевна за исчерпывающий комментарий. Безусловно, каждый модуль изучается отдельно, независимо от количества
УдалитьСпасибо, Анна Борисовна, Ваш материал - готовое родительское собрание
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна за Ваши разъяснения и ответы. У нас все еще впереди, но выбор уже мы с Маришей сделали.
ОтветитьУдалитьИнтересно, а как будет идти изучение модуля, если выбор был только от одного-двух родителей? Такое же возможно?
ОтветитьУдалитьВполне возможно, Алеся. Тогда группы будут формироваться из учащихся разных классов одной параллели
Удалить