четверг, 28 апреля 2016 г.

К вопросу об ОРКСЭ

Здравствуй, читатель. Сейчас у родителей начальных классов беспокойная пора. Одни переживают по поводу ВПР, которые скоро напишут выпускники начальной школы, перед другими стоит задача правильного выбора одного из модулей, которые в следующем учебном году предстоит изучать четвероклассникам в рамках нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Вопросов много, сегодня хочу ответить на некоторые из них. Но прежде вспомним, что  в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" есть статья, отражающая особенности изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
П. 2 ст. 87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Значит, семейные ценности ставятся на первое место.
П.2 ст. 87 определяет права родителей: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о выборе определенного модуля осуществляют родители (законные представители).
П.3 ст. 87 говорит о том, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».
П.6 ст. 87 закрепляет, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».
Т.о., курс ОРКСЭ в начальной школе является обязательным, и лишь выбор одного из модулей осуществляют родители (законные представители) школьника, при этом можно посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
«Основы православной культуры»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики».
В личном заявлении фиксируется выбор одного из перечисленных модулей. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Напомню,
цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

 Итак, публикую ответы на наиболее частые вопросы родителей
  • Для чего изучать курс ОРКСЭ в начальной школе?
-Я уверена, что посредством курса ОРКСЭ будет положено начало формированию у школьников мотивов осознанного нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Школа призвана помогать в воспитании подрастающей личности, значит курс «Основы религиозных культур и светской этики» вполне имеет право на существование. Задумайтесь, ведь только два школьных предмета – литература и мировая художественная культура – касаются души человеческой. Разве этого достаточно? 
  •  А не рано ли с начальной школы изучать данный курс?
-Нет, уважаемые родители! Я считаю, что в процессе гонки за материальным благом утрачены понятия нравственность, совесть, духовность, достоинство, человечность. Что ожидает наших детей? Как помочь им стать добрыми, честными, милосердными? Важнейшее место в курсе занимают религиозные традиции, они несут свет, добро и благо. Очень важно, чтобы ребенок соприкоснулся со всем этим как можно раньше, пока ещё души чисты,  и зерно нравственности упадет в благодатную почву и даст свой рост. 
  •   А почему выбор курса не делают дети?
Модуль выбирают родители, а не дети, потому что согласно Закону РФ «Об образовании» именно родители до достижения детьми 15-тилетнего возраста являются их законными представителями перед лицом государственных и муниципальных органов, в том числе перед школой.
  •   А цель изучения отдельных модулей одинакова?
-Да, содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья, 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
  •    Не смотря на принципы светского государства, не превратится ли курс ОРКСЭ в Закон Божий, не станет это принудительным навязыванием религии?
-Нет, иизучение данного курса не сделает детей религиозными. Преподнося им красоту той или иной религиозной культуры, педагог покажет, как она объединяет, сплачивает людей, как учит противостоять врагу и любить ближнего. Дети могут вырасти светскими людьми, ведь вера – это такое же благо, как любовь, – ни научить, ни заставить ей следовать невозможно. Но можно заложить основу, создать базис, опираясь на который, человек сможет измениться сам и изменить жизнь к лучшему. Научить почитать родителей; научить уважать и слушать друг друга; научить жить во благо Отечества, творить добро – такие благородные задачи ставит перед собой педагог!
  •    А не возникнут ли конфликты между детьми пр выборе разных модулей?
-Позвольте, но в обществе катастрофически не хватает нормального отношения к людям других национальностей. Да что тут говорить, даже к инвалидам у нас относятся настолько недопустимо, что впору вводить курс не о различности культур и религий, а и просто о человечности, терпимости и сострадании.
  •     Может ли ребенок изучать два и более модулей?

-Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрен. Однако, менять модули в течение года вполне допустимо. Не изучать этот предмет вообще нельзя!
  •     Как может складываться сотрудничество со священнослужителями?
-Уроки в рамках курса ОРКСЭ в школе ведут педагоги, прошедшие соответствующую курсовую подготовку. Однако, имея опыт сотрудничества с некоторыми приходами, администрация школы считает возможным обращаться за  методической помощью, консультациями, а также привлекать священника к беседам с учащимися и родителями (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д. Священник не может произвольно (без согласования) настаивать на своем присутствии на занятиях.
  •     Может ли родитель посещать уроки ОРКСЭ?
-Да, на общих условиях, как и по другим основным предметам, т.е. с разрешения администрации школы и педагога.

  •     Почему по этому курсу нет оценок?
-Как можно измерить результативность курсов духовно-нравственной направленности, подобных ОРКСЭ – это вопрос, над ответом на который трудятся многие умные головы, в том числе и ученые от образования. Главным критерием результативности будет являться качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки. Т.о, данный курс безотметочный,  а в личном деле и в в документах будет запись об изучении курс ОРКСЭ.


Уважаемые родители, для наших детей курс «Основы религиозных культур и светской этики» – благо… Ведь порою, за полемикой «верю – не верю» многие забывают о первостепенной задаче – образовательной. Разве может образованный человек не знать историю религии своей Родины? Я не хочу, чтобы дети, взяв в руки, к примеру, «Саломею» Оскара Уайльда, не имели даже представления о том, кто такой Иоанн Креститель. Многие произведения светской литературы отзывают нас к религии. Да что говорить, если даже в повседневной жизни мы, не вдумываясь в смысл слов, говорим «пусть минует меня чаша сия», когда хотим избежать неприятностей и бед, восклицаем «Слава тебе, Господи!» «Благодать!», если повезло, если хорошо; называем иудой предателя, то есть непроизвольно употребляем цитаты из Библии. Словом, я за образовательный аспект, а вера… думаю, что тот, кто действительно хочет уверовать, придет к Богу в любом случае.

Познакомиться с особенностями курса ОРКСЭ и содержанием каждого модуля можно здесь

14 комментариев:

  1. Хорошая статья,Анна Борисовна! Что-то новое настораживает и вызывает любопытство.Четвёртый год веду данный предмет, ориентируясь на обычные человеческие ценности.Да,представители разных вероисповеданий в классах есть, равно как и налицо многонациональный аспект.Нашим ученикам ОЧЕНЬ не хватает разговоров по душам! На этом уроке находятся множество ответов на вопросы,смотрят на близких в семье,возможно,под другим углом.Урок нравится,но как же он меня выматывает (в хорошем смысле).Преподавать равнодушно то,что делает человека человеком, не получается.Печалят некоторые факторы: начинать,на мой взгляд,надо раньше, до следующего курса ещё несколько лет (тогда смысл ведения курса?)и,пожалуй, выступлю в пользу присутствия некоторых родителей на уроке.Иногда создаётся ненужный ажиотаж от незнания.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, спасибо за Ваш отклик. Искренне рада услышать мнение опытного коллеги. Эх, тяжело в этом году осуществляется выбор модуля, а несколько родителей так и не хотят написать заявление. Приглашала их на урок в нынешние 4 классы, не хотят)))

      Удалить
  2. Считаю, что для современного поколения не помешает учебный курс ОРКСЭ. А также уроки нравственности, которые просто необходимы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Бахткалеевна, вот только не все родители до сих понимаютор это п

      Удалить
  3. Спасибо, Анна Борисовна, за разъяснения. Мне было интересно больше узнать о новых введениях в систему образования. Вы достаточно подробно и понятно рассказали о ОРКСЭ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, спасибо за Ваш интерес. Очень хочется, чтобы выбор родителями был осознанным и во благо ребенка

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    У нас в лицее получается 3 модуля:православие (самая многочисленная группа четвероклассников, детей даже разделили на 2 группы - работают 2 педагога), Мировые религии и светская этика. Если родители не хотят для своего ребёнка выбрать модуль какой - либо религиозной направленности, предложите светскую этику.Правила поведения, этикет и общечеловеческие ценности, наверно, точно будут кстати, и ни в коей мере не навредят чаду!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас в школе большинство родителей выбрали модуль "Православная культура", и часть -"Основы светской этики". Этих деток из пяти классов объединили в одну группу.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Аноним!
      Странное объединение... Конечно, в самом начале можно проводить совместные уроки, но потом дети должны расходиться по модулям.Темы рассматриваются "под разным углом", учебники у каждого модуля свои и домашнее задание тоже.
      Жаль, что администация Вашей школы проигнорировала выбор родителей и из-за малочисленности (это не является основанием) объединила два разных направления ОРКСЭ.

      Удалить
    3. Спасибо, Ольга Николаевна за исчерпывающий комментарий. Безусловно, каждый модуль изучается отдельно, независимо от количества

      Удалить
  5. Спасибо, Анна Борисовна, Ваш материал - готовое родительское собрание

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Анна Борисовна за Ваши разъяснения и ответы. У нас все еще впереди, но выбор уже мы с Маришей сделали.

    ОтветитьУдалить
  7. Интересно, а как будет идти изучение модуля, если выбор был только от одного-двух родителей? Такое же возможно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вполне возможно, Алеся. Тогда группы будут формироваться из учащихся разных классов одной параллели

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"