понедельник, 27 июля 2015 г.

Адаптация детей в 5 классе

Здравствуй, читатель. Сегодня я хочу поговорить о школе. На протяжении последних дней все больше вопросов поступает от родителей будущих пятиклассников. Волнуются, не будет ли связан переход в среднее звено со снижением успеваемости, как преодолеть трудности адаптационного периода, что должны уметь дети к пятому классу.
Не скрою, что обучение в средней школе потребует от учащихся большей самостоятельности. На смену привычному и размеренному  порядку в начальной школе придет более интенсивный темп и стиль жизни, что потребует времени, а здесь, возможно и снижение успеваемости, и падение интереса к учебной деятельности. Хотя бывает и так, что ребенок, слабоуспевающий в начальных классах, вдруг становится лидером.. Но не стоит в этом видеть только проблему перехода их одной ступени образования в другую. Немаловажную роль играют и физиологические изменения, происходящие в этом возрасте в организме детей. Важно этот момент не пропустить.
А что, если начать сначала? Я уверена, что переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Итак, все предметы ведут разные педагоги. Трудно привыкнуть? Да, но с появлением нового учителя у ребенка есть возможность построить свои взаимоотношения с изучаемым предметом по-новому, а вдруг "проснется" интерес к предмету? И здесь не обойтись без поддержки и помощи родителей. 
Уважаемые родители. Четыре года назад вы привели своих робких, несмышленых малышей в 1-й класс. Вы прилагали все усилия к тому, чтобы помочь им справиться со школьной жизнью в первые трудные дни и недели. Дети постепенно освоились, привыкли к учебному процессу,  взрослели, переходя из класса в класс. И вот они уже на пороге следующей ступени. А любой переход труден, особенно, если он еще и сопряжен с особенностями младшего школьного возраста (формируются где-то годам к 10). Именно в это время преобразуется личностные качества ребенка: развиваются устойчивые познавательные интересы, проявляются индивидуальные способности; формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; развиваются навыки общения со сверстниками. Именно в этот возрастной период, совпадающий  с переходом в среднюю школу,важно закрепить достижения ребёнка.
1 сентября для пятиклассника все оказывается новым, а значит ему нужно справиться с рядом проблем,  возникающих в период адаптации к условиям обучения в средней школе: 
-дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”, а их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого; 
-на каждом уроке необходимо приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
-трудна смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней;
-непривычное расписание уроков, много новых кабинетов; 
-даже вновь прибывшие дети в класс создают определенные трудности для сложившегося коллектива одноклассников;
-возросший темп и объем работ, изменения стиля, объема и темпа выполнения домашний заданий;
-участие в жизни школы (самоуправление, спортивный клуб и т.д.)

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми, неорганизованными. Привыкание к обучению в среднем звене может повлечь за собой снижение работоспособности, нарушение сна, аппетита (наблюдается крайне редко), дети становятся рассеянными и забывчивыми. У большинства детей процесс адаптации происходит в течении 2-4 недель после начала учебы, у некоторых этот процесс затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

В случае незавершенности процесса адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Различают следующие виды 

1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.
5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Снижение успеваемости.
2. Усталый, утомленный внешний вид ребенка, беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, постоянные жалобы на плохое самочувствие ребенка
3. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
4. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
5. Нежелание выполнять домашние задания.
6. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
7. Жалобы на те или иные события, связанные со школой
8. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
9. Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
10 Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Таким образом, уважаемые родители, главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. В каждой семье взрослые должны проявлять интерес к школьным делам, обсуждать вместе сложные ситуации и пытаться найти выход из них.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

3. Не дерись без причины.

4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.

9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

10. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

11. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

12. Старайся быть аккуратным.

13. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

14. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

15. Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

16. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

17. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

18. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

19. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

20. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

21. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

22. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

P.S. Обучение в пятом классе происходит более интенсивно, но при этом, опирается на базу ключевых компетенций, сформированных в начальной школе. Среди них можно отметить следующие:
- слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать содержание текста;
- отвечать на вопросы к тексту, ставить вопросы к тексту;
- делать содержательные выводы на основе полученной информации;
- письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); 
- адекватно оценивать результаты собственной работы. 
Уважаемые родители, у вас еще есть время, обратить на эти навыки внимание. Каникулы предназначены для отдыха, но и отдых может быть активным и познавательным. В игровой форме можно выяснить, с чем к сентябрю придут детки в школу, что нужно повторить. Не забывайте, что дети летом должны читать, а беседа по прочитанной книге позволит проверить вышеобозначенные навыки. Терпения и мудрости вам, уважаемые родители!

Продолжение следует...

Использованы материалы сайта http://special3.shkola.hc.ru/page_pedagog_psikholog.htm

Спасибо.

37 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Как Вы всё правильно и подробно описали.Мне понадобятся эти советы и рекомендации через год, выпускаю своих детишек. Если Вы не против, воспользуюсь Вашим постом на последнем родительском собрании. Думаю, что памятки сделаю, так даже лучше. У каждого родителя будет на руках, ничего не забудут. И ребятам памятка правил будет кстати.
    Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте. Чем ближе сентябрь, тем больше вопросов у наших родителей. Чаще их тревожит не то, чего они не знают, а то кто-то где-то сказал, порой приводят такие примеры, которые, мне кажется, в обычной школе не могли иметь места. Что это? Перестраховка или некомпетентность? Вот решила поговорить, но вопросов от этого меньше на стало, думаю, что размышления в блоге - это подготовка к родительскому собранию. Сейчас с психологом активно готовимся. Спасибо за идею с памятками.

      Удалить
  2. Здравствуйте,Анна Борисовна! Тема для нас,первых учителей, трепетная.Беспокойство за ребят долго нас не отпускает.Хотелось бы обратиться к преподавателям ,которые подхватят подросших птенцов:было бы здорово поговорить с первым учителем,хотя я знаю таких, кто любит работать сам с чистого листа.Родителям-терпения. Постараться уйти от сравнений:вот у нас было, а что сейчас...Никакой катастрофы не предвидится,если и взрослые в семье показывали пример организованности и ответственности.В высшей степени разумно, если дома будут в курсе дел (не только учебных) пятиклассника, папа с мамой не отстранятся (ты-взрослый) и не займут просто наблюдательный пост.Несмотря на то, что четвероклашкам не терпится стать старше,они горды переходом на новую ступень, всё же это наши дети.Взаимопонимания и чуткости всем.
    С уважением.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, добрый день. Всегда понимала и переживала вместе с учителями начальной школы. Как теперь там малышатам, которых они холили и лелеяли 4 года? В надежные ли руки попали? У нас в школе есть традиция педагогам, принимающим 5 классы, уже за год до 5 класса посещать уроки, мероприятия, родительские собрания. Но, к сожалению, не всегда получается так, как задумываешь, срабатывает человеческий фактор (увольнение в связи с переездом, декретный отпуск...), а потому бывают свои сложности. Стараемся их решать еще на стадии зарождения. Елена Анатольевна, спасибо за Ваше мнение, мне очень важно было его услышать.
      Детей чужих не бывает, Вы правы, это НАШИ дети!!!
      Всех благ и новых достижений Вам, Елена Анатольевна

      Удалить
  3. Анна Борисовна, важную тему затронули. Материала много в Интернете, в журналах, а правильно его трактовать не все родители могут.
    Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной, а особенно это сказывается на детках. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Здесь только помогут терпеливые и мудрые взрослые. Только тандем педагогов и родителей поможет адаптироваться ученику (если в этом есть необходимость, не все же дети беспомощны) в средней школе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина, есть дети, для которых период адаптации совсем не ощутим, да и переход на следующий уровень образования всего лишь - переход в следующий класс. Но все же, взрослым важно отследить, все ли в порядке, нет ли спада в жизнедеятельности ребенка, нет ли скрытых переживаний

      Удалить
  4. Очень хочу добавить, Анна Борисовна, к сказанному. Не секрет, что к причинами медленной адаптации в 5 классе можно отнести следующее:
    1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
    2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
    3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
    Вот на это тоже следует обратить внимание, кстати, не только родителям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна. Спасибо за Ваше неравнодушное отношение к проблемам образования, в частности, перехода детей из начальной школы в среднее звено. Ваши дополнения важны, обязательно учту при подготовке родительского собрания и последующий публикаций.

      Удалить
  5. Анна Борисовна, я помню то время когда работала в школе. И вот тогда я разрабатывала короткие программы для детей переходящих в среднее звено. Они именно были направлены на развитие коммуникативных навыков, развитие организованности и умение принимать решения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, именно этой работы порой не хватает в школах в в связи с отсутствием творческих и влюбленных в сою профессию педагогов - психологов)))

      Удалить
  6. Спасибо, за исчерпывающий расклад для пятиклассника, Анна Борисовна!
    Единственное, что хотелось добавить - следить за питанием, обогащать стол фруктами, овощами, орехами, рыбой, мясом, растительными маслами. Стоит добавить витаминный комплекс. И дети должны высыпаться. То есть поднажать на режим дня.
    И еще родителям стоит больше обнимать своих детей в период адаптации, демонстрировать безусловную любовь и безоценочную поддержку просто на контактном уровне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, искренне рада слышать Ваши дополнениям, уверена, родители с удовольствием прислушаются к Вашим советам. Кстати, после беседы с одной из одной из мамочек, бала просто шокирована, когда в ответ на мой вопрос :"Как Вы проявляете нежность к своему ребенку?", было сказано, а зачем? И тишина...
      Родители, любите своих детей!!!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы правы, проблема адаптации учащихся 1, 5 и 10 классах важна и необходимо знакомить с этой темой родителей учеников. Сейчас начала готовиться к родительскому собранию для родителей первоклассников по этой же теме, хочу провести его в августе. Чтобы помочь им, а они помогли мне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, какая большая работа идет со стороны педагогов при поступлении детей в первый класс. Вы очень правильно сказали о совместной помощи: родитель - педагог. Первый класс - начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, разнообразных взаимоотношений с участниками образовательного процесса. Как войдет ребенок в этот этап во многом зависит от семейного воспитания. И если ребенок оказался не готов к школе, значит что-то было не так, значит теперь нужно вместе с педагогом работать над созданием "фундамента" для успешного освоения образовательных программ и формирования личностных качеств маленького школьника, т.е создания условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.
      Вы - опытный и мудрый педагог, с этими малышами при поддержке родителей у Вас все получится. Желаю удачи и терпения. Это тоже будут Пчелки?

      Удалить
  8. Анна Борисовна, спасибо большое за мудрый материал!
    Адаптация пятиклассников всегда проходит непросто: много трудностей приходится преодолевать ребятам не своих. Каждому приспособиться к учителю, родители тоже наседают. Трудно, очень трудно.
    А я добавлю от себя: тяжело не только ребёнку, но и классному руководителю. 5-ый класс сродни первому. Только если в 1-м классе одна учительница ведёт практически все уроки, то в 5-м классный руководитель, к сожалению для родителей, контролирует детей отнюдь не постоянно. И прекрасно, если классный руководитель - учитель русского языка и литературы или математики (часов всё-таки достаточно в неделю).
    Тяжело классному руководителю и с родителями - постоянно идёт оценка деятельности каждого учителя. Иногда бывает непросто "отбиться" от претензий и советов родителей.
    Спасибо, Анна Борисовна, ещё раз. Ваш материал хочу попытаться обработать в другом ключе: адаптация учителей, работающих в 5-х классах. Это дело сентября.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга Николаевна, разделяю Ваше мнение, спасибо. Об адаптации учителей работающий в 5 классах, уже не первый год пытаемся говорить и решать эту проблему заранее, но, увы, не всё к 1 сентября происходит так, как задумывалось. Вот и сейчас, два учителя (классный руководители) на 5 классы есть, ужу работают с детками, родителями, а вот на третий класс - жду прихода нового педагога к августу... Переживаю, как все сложится

      Удалить
  9. Спасибо, тема для меня актуальна...хотя до 5 класса дочке ещё 2 года....
    очень понравились советы.
    у нас переходит в другую школу скомплектованный из двух класс..т.е. 4а и 4 б вместе....в этом смысле думаю полегче т.к. одноклассники уже известные..
    буду ждать продолжение

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за внимание.Обязательно продолжу разговор, но чуть позже: будут еще встречи с родителями, будут вопросы - буду отвечать

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо за очень информативный пост. Это готовое родительское собрание и часть классного часа... Я себе на заметку взяла - очень полезные советы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада Ирина, Вас слышать. Я и сама подбираю материал, а блог - это заметки на полях :-bd

      Удалить
  11. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я помню себя в 4 классе. Когда мы пришли в школу, познакомились со всеми учителями - это было для нас очень интересно. Мы чувствовали себя взрослыми, учиться было легко. Лично у меня повысилась успеваемость.
    Сейчас слежу за своими детьми, с ними происходит такая же история. Отличников стало даже больше. Трудности начнутся где-то в классе 7-ом, будут появляться отстающие. С чем это связано, надо разбираться в среднем звене.
    Я сужу только по своему опыту. Спасибо за тему!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Татьяна Николаевна, чаще всего именно к 6-7 классу дети меняются не в лучшую сторону. Психологи скажут - переходный возраст. Вот тут тоже важно взрослым не наломать дров

      Удалить
  12. Спасибо, материал полезный, но все-таки беспокойство не покидает, школа для нас новая, как войдет ребенок в класс?
    С уважением, Ольга Петровна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Петровна, дорой вечер. Я уверена, что опытные педагоги могут ребенку адаптироваться в новом классе. Все пройдет благополучно

      Удалить
  13. Принимаю в этом году 5 класс, очень волнуюсь, но советы опытным коллег-наставников мне помогут. Надеюсь на взаимопонимание и сотрудничество с родителями
    Екатерина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, спасибо за проявленный интерес. Важно, в работе педагога не проявить безразличие. уверена, у Вас все получится!

      Удалить
  14. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. А нам, психологам, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому иногда не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказывать поддержку своим подопечным. Поэтому мы рассчитываем, что предлагаемая программа будет интересна не только психологам, но и педагогам. Мы особенно надеемся заинтересовать учителей-предметников, классных руководителей, школьную администрацию самой постановкой проблемы адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Мы думаем, что предлагаемые в этой книге конкретные технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.
    Вот ссылка
    http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1111-osnovnye-napravleniya-raboty-psixologicheskoj-sluz?showall=1

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, неизвестный автор, материал интересный, думаю, что многим читателям он окажется полезным

      Удалить
  15. Анна Борисовна, спасибо! Очень пригодится эта информация для родительского собрания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А все собираю вопросы, сомнения родителей. Подключаются и первоклассники...

      Удалить
  16. Анна Борисовна, какие ценные и очень правильные советы! Спасибо большое. Хоть Эля пойдет в шестой класс, но нам предстоит новая школа, так что многое коснется нас снова. Хочу отметить, что на своем ребенке отметила то, что вы описываете, как личные качества ребенка, формирующиеся к 10 годам, один в один про Эллину. Именно сейчас и только сейчас все эти качества сформировались в достаточной мере, и они действительно очень помогают в период адаптации к средней школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аннушка, здравствуйте, Спасибо за Ваши наблюдения. Вы - НАСТОЯЩАЯ МАМА, Вы - все вместе справитесь с проблемами, но я уверена, их не будет!

      Удалить
  17. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Тема очень важная, только 4 года назад я стала классным руководителем 5-го класса и столкнулась с большими-большими трудностями. Тяжелее пришлось с родителями, которые требовали от учителей сверхоценок, а их не было, потому как оценивание в старшей школе колоссально отличается от начальной. Я думаю, учителям выпускных начальных классов давно тОит обратить на это внимание. Лучше проводить соответствующие классные часы, родительские собрания, объяснять, с какими трудностями дети и родители могут столкнуться. К сожалению, дети приходят совершенно неподготовленными в моральном плане, да и их родители тоже. Чего мне стОило объяснить им, что я не смогу контролировать детей на каждом уроке, что я учитель старшей школы, и у меня есть уроки со 2 по 11 класс. Думаю, нужно заранее эти вещи объяснять. Меньше нервов тогда будет, я уверена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, рада Вас слышать, Ваше мнение важно для меня. Я думаю, что разговор будет продолжен
      А требования родителей - да, это больной вопрос, но обычно на собраниях в конце года в 4 классе уже нацеливает родителей на требования от учителей - предметников основного звена. Работаем заранее, чтобы предупредить конфликтные ситуации, но в полной мере все-равно их избежать не удается

      Удалить
  18. Моя дочка в третий класс перешла только. Но очень не хочет приближения того момента, когда надо будет из начальной школы уходить. Очень любит свою классную учительницу. И заранее переживает расставание с ней, хотя ведь ещё далеко!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, еще два года впереди, но время летит так быстро, а детки еще больше привыкают к своей второй "мамочке". Страшно, если новый учитель не оправдает их ожиданий.. Вот и стараемся подобрать в 5 классе педагогов по темпераменту и стилю работы

      Удалить
  19. "Вторая мамочка" - это Вы верно подметили. Учителя начальных классов - особенные люди. То ли идут туда самые добрейшие, с лучистыми глазами. То ли они от общения с малышами такими становятся. Но сколько ни было в моей жизни педагогов начальных классов (и моя первая учительница, и учительницы наших детей) - все оставляют самое лучшее впечатление и навсегда остаются в нашей душе.

    Очень хочется, чтобы с классным руководителем и дальше везло. Помню, как мне не повезло с этим в старших классах и как я не любила ходить в школу!

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"