среда, 4 февраля 2015 г.

Дети и ножницы

Здравствуй, читатель. Первое февраля позади, наступила пора подачи документов в школу для зачисления будущих дошколят в первый класс. Родители активны, вопросов много, собственных мнений еще больше. И вот я невольно стала свидетелем разговора о том, в каком возрасте следует малыша приучать к работе с ножницами. Мамы спорили, каждая приводила свои доводы. Я не стала разубеждать, поделилась с коллегами, обсудили, а вот зам.директора по воспитательной работе, мама шестилетней Аленки, решила поделиться своими наблюдениями, советами, размышлениями. Итак, слово Светлане Николаевне.
Родителей чаще всего интересует, с какого возраста деткам можно давать ножницы?  С одной стороны - это опасно. Но с другой стороны, в жизни вообще все опасно, а вырезать так интересно. Моя Аленка посещает ДОУ, а в детских садах вырезать ножницами начинают со средней группы - после четырех лет. Некоторые программы для дошкольных учреждений рекомендуют более ранний возраст - с трех лет. Если я ошибаюсь, пусть коллеги меня поправят. Ребятишки, возвращаясь домой после занятий в группе, обязательно захотят выступить в роли воспитателя в семейном кругу, они будут учить вас, уважаемые родители вырезать, клеить, раскрашивать. Не стоит от этого отстраняться, пугаться, и тем более прятать ножницы. Ваш малыш уже многому научился в садике, важно, каждый раз обращать внимание на правила работы с инструментом.
А что делать, если ребенок не посещает дошкольное учреждение? Тогда, на мой взгляд, следует ориентироваться исключительно на индивидуальные особенности своего малыша, и чем раньше он освоит правила и технику работы с инструментом, тем лучше будет сформирована мелкая моторика ребенка, тем быстрее и увереннее он начнет писать.
Итак, уважаемые родители, ребенку следует помогать, а для этого нужно запастись терпением. С чего начнем?
1. Приобретаем небольшие ножницы, лучше с закругленными концами, специально адаптированные для детских рук.
2. Подбираем правильную рабочую позу ребенку: спина должна быть прямой, ноги обязательно упираются в пол, а не висят в воздухе, колени согнуты под прямым углом, а локти ребенка должны лежать на столе. Теперь о руках, они должны быть слегка прижаты к телу, локоть не следует располагать высоко над столом.
3. Показываем и рассказываем, как правильно держать бумагу (лучше плотную) и ножницы, как работать с ножницами, что можно резать. Здесь не следует акцентировать внимание на том, что НЕЛЬЗЯ резать обои, одежду, свои волосы. Помните: запретный плод сладок.
4. Сначала можно резать бумагу на полоски, квадратики, кружочки, а уж потом учить вырезать по контуру, при этом сразу обращайте внимание на то, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы.
5. Не забывайте, перед Вами ребенок, и чтобы интерес был устойчивым, занятия на вырезание должны быть разнообразными и, конечно, игровыми. Можно приготовить «торт», «пиццу», «колбасу»; разместить на бумаге птичий двор или лесную полянку, аквариум или целый зоопарк, используя приемы аппликации. Уважаемы взрослые, вы сами не заметите, как такое интересное занятие увлечет вас не меньше, чем вашего малыша. Ведь все мы в душе – дети, нам хочется играть, радоваться и веселиться, главное – найти для этого чуточку свободного времени. Ваши детки это оценят.
Аленка проводила "мастер-класс" для своих бабушек, а потому пыталась вырезать стоя, приходилось делать ей замечания, усаживая правильно за столом.

У Алены достаточно сформированный навык работы, а потому, ее ножницы уже больше напоминают  инструмент для взрослых



Аленка достаточно хорошо вырезает без нанесения предварительного контура

Аппликация позволяет создать вот таких замечательных жителей зоопарка.



Спасибо Светлане Николаевне за ее наблюдения и рекомендации (кстати, начинала работать она учителем начальных классов, теперь – учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе).
Я хочу познакомить всех читателей с публикациями:
«Не бойтесь давать своему малышу ножницы», автор блога Алла Анатольевна Бондаренко, МБДОУ МО г. Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад"
«Родители, подарите детям радость от использования ножниц!», автор блога педагог-психолог МБДОУ ДС №151 г. Челябинска Решетова Алёна Валерьевна

а также приглашаю в блог воспитателя МБДОУ № 41 г. Южно-Сахалинска Шайдаровой Жанны Витальевны «Ни минуты покоя», где вы найдете ответы на все вопросы о воспитании и развитии детей и "Каталог блогов дошкольников".


Фотографии предоставлены Светланой Николаевной

35 комментариев:

  1. Упоминание о ножницах - это каждый раз полезное упоминание. :) Спасибо Светлане Николаевне. А я бы ещё добавила, ориентируясь на свой опыт, что в зависимости от возможностей ребёнка, а особенно, если к ножницам проявлен интерес в раннем возрасте, не стоит сначала стремиться к полосочкам, кругам и квадратам - это нам, взрослым, кажется лёгкой задачей - для дошкольника всё иначе. Можно просто надрезать, резать в любых направлениях газету, бумагу, тренируя изначально само формообразующее движение "вырезания". Кстати, лучше изначально, наоборот, использовать не очень плотную бумагу - просто размер её должен быть небольшой, чтобы она не деформировалась. А плотность низкая необходима, так как маленькому ребёнку на первых порах тяжело даются силовые усилия с ножницами - это из опыта. Как только навык будет освоен, тогда можно приступать к более сложным отработкам зрительно - моторной координации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Екатерина за дополнения, важные и такие нужные. Заинтересованные родители с удовольствием воспользуются Вашими советами, мне тоже все это полезно, как же давно моя дочь была меленькой, растет внученька, да и родители малышат часто задают вопросы, очень хочется отвечать верно, не навредив

      Удалить
  2. Анна Борисовна, здравствуйте! Ну какая же Вы умница!!! Просто образец для подражания: всё грамотно, четко, своевременно и в тему!!! И почему-то время находите... ;) (это я к тому, что всё это отговорки, что в сутках всего 24 часа). Читать Ваши статьи всегда интересно и полезно.
    Благодарю за поддержку Каталога блогов дошкольников, думаю, что что-нибудь из этого получится. Идея ведь замечательная, смотрю, в некоторых блогах жизнь заметно оживилась. Но сделала вывод небольшой, что многие дальше своего блога и не заглядывают, напишут небольшую статью и ушли, видимо, придётся приглашать, рекламировать разными способами, чтобы блогеры-дошкольники поняли, что блог - это не навязанная обязаловка, а возможность рассказать о своей работе, поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией, и когда у них начнут появляться комментарии с благодарностью, может быть, тогда они поймут, что ведение блога - это здорово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, огромное Вам спасибо за все! Искренне рада такому Вашему отклику. Мне так хочется, чтобы родители, взрослые обратили внимание на НАШИ публикации, чтобы потом они не кусали локотки, чтоб не было поздно. Мы все педагоги, мы все переживаем за деток, но одни пришли, другие ушли, да, прикипаем душой, но родителям жизнь с ними жить. Вот и призываю, обращаю внимание, говорю где можно - обратите внимание на советы, рекомендации, размышления. Их столько в блогах можно найти!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Хорошая тема в период подготовки к поступлению в школу. Я считаю, что ребенок до школы должен научиться обращаться с ножницами.Мы, учителя начальных классов, обучаем уже технологиям изготовления изделий из различных материалов с применением инструментов, но не учим держать их правильно. Сегодня многие мои коллеги отмечают, что дети не умеют вырезать! Что же мы успеем сделать за 40 минут, не умея держать ножницы в руках?! Советы Светланы Николаевны правильные, а Аленка просто мастерица уже! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, здравствуйте.Вот поэтому и опубликовала заметку сейчас, ведь можно еще поработать над формированием навыков, еще не все потеряно. Время уйдет, сначала школьники будут бороться с трудностями, пытаться их преодолеть, но урок не безразмерный, всех учитель не научит тому, что должны еще уметь делать до поступления в школу, не неинтересно будет ребятишкам на уроках, скучно

      Удалить
  4. Анна Борисовна, здравствуйте! Наблюдаю и радуюсь, ничего мимо Вашего внимания не проходит, даже умения и навыки первоклашек. Пусть звучит как комплимент,но редкий директор школы интересуется подобными проблемами.И коллеге вашей, Светлане Николаевне, передайте моё искренне восхищение её внимательностью и обстоятельным подходом к учению дочери вырезать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна, искренне рада Вашему отклику. Очень хочется, чтобы в школе всем было уютно, комфортно, чтобы процесс обучения был познавательным, увлекательным, творческим. Для этого необходимо сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Советы, рекомендации, мнения и наблюдения - это одна из форм сотрудничества

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна! Мне родители дали "ножницы" очень рано, ещё где-то в годовалом возрасте, но это были мягкие, пластмассовые, тупые-тупые и толстые ножницы. Я совал в них все пальцы по очереди, жевал, но то, для чего они нужны понял намного позже. К этому времени я уже умел держать их правильно и выполнять действия по "открытию-закрытию". В детском саду был лучшим, кто вырезал картинки. Сейчас могу вырезать любые фигуры, но при условии, что ножницы подходят "по руке" - у меня очень длинные пальцы. Вообще любой инструмент должен быть индивидуальным. И то, чем одному удобно работать, для другого может оказаться не удобным. От этого многие дети отказываются заниматься вырезанием. Если покупаете ребенку ножницы - идите с ним, пусть он сам выберет, что "лежит по руке" :)
    Алёнка - мастерица! Бабушка не менее увлечена! Замечательный тандем! :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, спасибо тебе за дополнения. Я то уж знаю, как важен размер инструмента: я люблю шить, крою сама ткань, режу много. И если ножницы не мои, но очень быстро устает рука, испытываю дискомфорт. А вот с фантазией у меня не очень, вырезать могу только по лекалу.
      Алена двум бабушкам нашла занятие, просто втораятосталась за кадром

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Что там ножницы, карандаш не умеют держать! Вот именно, что боятся родители: это же надо сидеть рядом и контролировать процесс, лучше телевизор посмотреть или по телефону поболтать. Детей нужно учить работать с ножницами, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, складывать вещи, в желания нет!Так же забыли про лепку, это такое удовольствие, для деток, которые умеют этим заниматься, а которые не обучены, вот им и не нравится, не интересно. Хотелось бы обратиться к уважаемым родителям: "Спуститесь к детям, станьте детьми, лепите вместе, режьте бумагу, рисуйте акварельным красками, это отвлечет Вас от работы и сблизит с Вашими детьми!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, доброго дня суток Вам. Я тоже часто именно с таким (подобным) призывом обращаюсь к родителям. Только вместе, только дружно!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! Всё правильно! Работать ножницами ребёнок должен научиться ещё до школы! У нас в 1 классах ох! сколько слёз бывает у ребятишек, когда у некоторых не получается выстригать "как у всех" :( Многим родителям легче запретить работать ребёнку ножницами, чем научить правильно пользоваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, как не вам, учителям начальной школы судить о том, что важно и нужно ребенку уметь к поступлению в школу. Если запрещать, то как малыш будет познавать мир, и когда, тогда уже пора?

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна! Благодарю за столь полезный пост. Буквально в понедельник на уроке технологии в 3 классе столкнулась с проблемой - очень большое количество детей не умеют вырезать. Из 25 человек, присутствовавших в классе, с довольно простой работой самостоятельно справились человек 10. Остальным вырезать по контуру помогала я (за некоторых вырезала полностью). Вот так-то.
    Светлана Николаевна, Аленка, Татьяна Владимировна! Спасибо вам за мастер-класс! Зоопарк просто потрясающий! Даже подумалось, что и мне не мешало бы взять у Аленки несколько уроков. А что вырезала стоя? Так ей, видимо, просто удобнее так - маленькая еще, а стол высокий. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, а знаете, Надежда Васильевна, учитель технологии, меня крайне удивила, сказав, что и в 5, и 6 классах есть девочки, которые не умеют резать, у них не получается кроить сорочку, юбку. Ну что тут скажешь?

      Удалить
  9. Анна Борисовна, а я с детьми еще компот ножницами нарезаю! В кабинете растет денежное дерево с мясистыми листьями и эти листья опадают - яблочки у нас- вот и и режем. в чашки воду нальем покрасим красками и яблоками заправим. не оторвать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Валерьевна, огромное спасибо за такое интересное дополнение. Вода, краски, ножницы, растение, компот. Столько всего, о чем в процессе приготовления "компота" можно поговорить с ребятишками.

      Удалить
  10. Анна Борисовна. Учить малышей вырезать это здорово. Но Вы бы видели, как Алена учила нас, бабушек вырезать кошек и летучих мышей. Это что – то: то ушки надо острей сделать, то глазки вырезать. А потом необходимо было еще и что-то клеить. Это неописуемо, это надо самим видеть, она у нас такая фантазерка!
    Алена учила нас, словно мы малыш: «Возьмите бумагу, сверните так, потом так, затем отрежьте эту полоску, вырезаем голову, ушки, глазки». Пока мы, две бабушки это все сделали, устали словно на огороде отпахали. Поняла, что это не всем легко дается. Да еще, когда шестилетний ребенок учит шестидесяти летних бабушек Но самое главное, что у Алены поделки получились лучше, чем у нас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Владимировна, Аленка - прирожденный учитель, я уж точно знаю, как у нее это хорошо получается, а какие у нее организаторские способности! Рада, что Светлана Николаевна поделилась своими наблюдениями и опытом с читателями

      Удалить
  11. Анна Борисовна, спасибо за полезный материал! Как правило у детей проблемы с ножницами. У меня есть даже дети школьники, которым вырезание даётся с трудом. Так что Ваш пост очень своевременно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, главное, чтобы родители правильно реагировали на наши советы, да у деток полностью не был потерян интерес к приобретению навыков

      Удалить
  12. Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо, за полезную информацию. Родителям дошкольников на Ваши советы надо обратить внимание. Мои дети рано начали использовать ножницы. Это очень трудное занятие было для них. Первое время обращала внимание на безопасное пользование этим инструментом. И к школьному возрасту "владели" ножницами. Вырезать аккуратно - важное умение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Анатольевна, спасибо за Ваше мнение, оно важно для всех читателей.

      Удалить
  13. Анна Борисовна, здравствуйте. Я очень хорошо помню, как бабушка учитла меня держать в руках ножницы, давала маленькие, маникорные, а я все норовил схваить те, что побольше. Как же она тогда переживала, а я думал, что тут такого... Хорошие советы, важные от светлана Николаевны

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, уж я то помню, какие хлопоты ты доставлял всем нам от своих рационализаторских идей, а ножницы присутствовали в каждом эксперименте

      Удалить
  14. Анна Борисовна, спасибо за такой интересны материал от Светланы Николаевны!. Какая рукодельница, полная творчества Аленка. Мариша ей передает привет и очень завидует, что у Алены получаются такие интересные зверушки. Моя дочурка пока еще только по контуру вырезает, но очень аккуратно. Аппликацию очень любит, более всего - рваную

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, рада слышать, с удовольствием передала привет Алене, как -нибудь познакомлю их, главное, чтобы обе были в городе, а то Алена часто гостит у бабушки в деревне, а вы редко в Краснодар стали приезжать.

      Удалить
  15. Анна Борисовна, здравствуйте! Прочитала Ваше сообщение и задумалась: как вырезает моя дочка. Ножницы держать умеет, вырезать вроде тоже. Но вот было раньше не совсем аккуратно. Сегодня проверю. Как-то Вы меня напугали.
    Но всё равно спасибо за информацию к размышлению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, Ваша дочурка и так уже много умеет! А аккуратность придет постепенно

      Удалить
  16. А наша детвора с ножницами справляется смело, ну бывало, что-то прорежут: то скатерть, то одежду, но ни разу специально не нашкодили, не поранились. Все делают правильно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, да твои детки - настоящий кладезь бережливости и аккуратности. Пусть у них все получатся

      Удалить
  17. Людмила, родительница Ваших учеников7 февраля 2015 г. в 21:05

    Анна Борисовна, здравствуйте. Как же давно я не была в Вашем блоге. Вышла на работу. Не успеваю писать, что-то заработалась, но все читаю. Погоду такую очень люблю, мальчишки зовут в Лаго-Наки, пугает дорога, но заманчиво.

    ОтветитьУдалить
  18. Мой младший сын очень любит работать с ножницами. Что-то режет, вырезает. Особой аккуратности пока нет. Но ему нравится сам процесс. Когда был меньше, мы с дочкой делали аппликации, а он любил обрезки ненужные нарезать полосками.

    Ножницы для детей у нас безопасные, детские. Так что я не волнуюсь, что поранятся. Но присматриваю, конечно. А чаще всего мы всё вместе делаем! Они любят, когда я рядом с ними.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что в процессе творческой деятельности у детей не должно быть ограничений, важно - безопасность и присутствие рядом взрослых. Вместе - ребятишки смогут многое, да и добрые советы им еще необходимы

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"