воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Как "читать" ребенка

Недавно на педагогическом совете мы говорили о том, как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности. Моя коллега, учитель биологии Ершова С.А. рассказала о "языке жестов", обратив внимание на то, что неудач в воспитании детей можно избежать, научившись "читать" своих собеседников. Меня заинтересовало данное выступление, я хочу поделиться с вами. Материал, я уверена, будет полезен всем взрослым.
«Язык жестов» — одно из самых интересных направлений в практической психологии, а умение читать жесты, мимику и позы ребёнка пригодится всем, кто связан с непосредственным общением с детьми - родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам, воспитателям, врачам.
Ребенок стоит перед новой игрушкой, книгой, сладостями, но не спешит взять их. Одни дети прячут руки за спиной, а другие скрещивают их перед собой.
Не спешите, уважаемые взрослые, с выводом, что малыш безразличен к новой вещи. Напротив, ребенок проявляет заинтересованность, но у него есть некоторые опасения, потому что вещь ему неизвестна. 
В этом случае нельзя торопить ребенка, здесь уговоры и приказания взять вещь не помогут, не давите, дайте время своему маленькому собеседнику привыкнуть, самому принять решение. Пусть игрушка, книга или сладостями останутся лежать на видном, легкодоступном для ребенка месте. Поверьте, его любопытство преодолеет все сомнения.

Ребенок прикрывает рот ладошкой, а то и двумя; рот прикрыт сжатым кулачком или только пальцем. 
Что бы это значило? Так поступают те дети, которые говорят неправду в настоящее время или собираются это сделать очень скоро.
Если вы это почувствовали, раскусили ребенка, ни в коем случае нельзя требовать от него раскаяния и признания своей вины, более того, нельзя наказывать за это, ведь малыш изворачивался, боясь получить наказания. Здесь уместнее искать причину таких взаимоотношений, а также ответ на вопрос, почему ребенок боится наказания и хочет скрыть правду.

Ребенок прячет лицо под головным убором, натягивает майку, футболку, ветровку на голову, отказывается говорить. Вы думаете, он никого не хочет видеть?
Ребенок обеспокоен, он не хочет, чтобы его видели, он смущен. В этом случае есть смысл оставить его на некоторое время наедине с собой. А затем, не настаивая на общении, тихо говорите с маленьким другом, проявляя заинтересованность. Но чаще, ребятишки сами не могут долго игнорировать общение, они не любят одиночества.

Малыш держит палец или пальцы во рту. Может быть, он хочет вас позлить?
Нет, ребенка что-то тревожит, он обеспокоен, ему плохо и страшно, на него давят. Этот жест возвращает ребенка в мир детства, когда связь с матерью была очень тесной, он сосал у мамы грудное молоко.
Большинство прикосновений ко рту, по мнению психологов, связаны с обманом.А вот палец во рту обозначает, что малыш нуждается в поддержке, ему следует её оказать, защитить его. Здесь важен искренний разговор, прикосновения, тихие посиделки.

Ребенок сильно сжимает кулаки, но при этот, он может вести себя вполне адекватно. Взрослые думают что это такая игра?
Вовсе нет, на самом деле, так проявляется детская агрессия, направленная куда и на кого угодно. Так бывает в том случае, если малыш боится высказать свое мнение собеседнику или он зол сам на себя.
В этом случае не следует заострять внимание на поведении ребенка, но позже, все-таки необходимо выяснить, на что или кого он злился. Чаще всего частое проявление агрессии можно побороть сменой вида деятельности, например, записав малыша в спортивные секции или отправившись с ним в поход, на огород,  речку, в лес или парк. Важно следить, что бы взаимоотношения в среде, где обитает ребенок (семья, школы, ДОУ) были спокойные.

При разговоре, ребенок упорно не смотрит в глаза, отводит взгляд, вертится. Вам кажется, что малыш хочет скрыть что-то от собеседника.
А ведь в этом случае, малыш просто расстроен из-за неудач, ему просто стыдно. Он не скрывает вину, а прячет переживания.
Взрослому нужно оставить все как есть, не следует вытягивать ребенка на разговор и требовать от него признания. В лучшем он соврет, в худшем -  замкнется. Сделайте вид, что ничего не произошло, дайте время, ребенку разобраться в себе, займите его игрой, чтением, рисованием, совместным делом, прижмите его к себе. Только  тогда он почувствует поддержку  собеседника и раскроется.

Ребенок грызет ручку, ногти. дергает одежду, теребит волосы, мнет кожу своих рук, шеи, а вам кажется, что ему скучно, что ему "некуда девать руки"?
Вовсе нет, такие мелкие, часто повторяющиеся движения говорят о высоком уровне тревожности малыша. Чаще всего сразу причину выяснить не удается, необходимо наблюдение, беседа, но без напора, в спокойной обстановке.
А вот теребят себя дети с заниженной самооценкой, которые часто слышат крик, критику в свой адрес и очень редко - похвалу.


Ребенок раскачивается на стуле, крутится. Вы думаете, он егоза и непоседа?
Нет, он тоже встревожен и пытается себя успокоить, вернувшись в младенческое состояние, когда на руках у мамы ему было комфортно, спокойно, удобно.
Здесь важно, не кричать, не ругать, а пригласить ребенка к физическим нагрузкам (зарядка, бег, прыжки, подвижные игры).
Уважаемые взрослые, повышение самооценки ребенка - один из способов избавления малыша от таких повторяющихся движений, жестов. Однако, если проблема остается, повторяется все чаще, совет один, обратитесь к детскому психологу, который будет работать с семьей, ведь проблемы могут быть не только в малыше, но и взрослых.

Фотография в начале статьи из личного архива, остальные из интернета.

В статье использованы материалы  издания Чуб В.И."Язык жестов" для учителя  (Биология. все для учителя, 2014)

55 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Спасибо Вам за такую интересную статью! Информация не нова, но требует от каждого внимания, ведь только понимая ребёнка, можно его чему-то научить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Лилия Павловна,Вы правы, детей важно научиться понимать, распознавать и предвидеть его последующие шаги, вот тогда будет толк в воспитании.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Всё правильно! Если взрослые научатся понимать детский язык подсознательных жестов, это поможет им лучше понять друг друга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, спасибо за твое мнение, надеюсь, болезнь тебя отпустила.
      А еще, психологи считают, что, овладев языком жестов ребенка, взрослые не только лучше поймут его, но и помогут малышу познавать мир в его многообразии, совершая открытия впоследствии.

      Удалить
  3. Анна Борисовна, здравствуйте. Спасибо за вашу публикацию. В процессе общения ребенок постепенно учится скрывать эмоции, а вот все-таки жесты выдают его с потрохами. И внимательному взрослому детские жесты скажут больше, чем все слова. Приму к сведению опубликованные советы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, а знаете, я описала жесты рук, а ведь и ноги могут тоже кое-что рассказать. Если ребенок сидит, скрестив ногу за ногу, никогда не получиться задушевного разговора

      Удалить
  4. Здравствуйте,Анна Борисовна!Спасибо за поднятую тему в том числе и Вашей коллеге.Как часто мы одёргиваем детвору,взрослые...То сядь ровно,то ногой не болтай,то пальцы не грызи.Этими "привычками"страдают дошколята,младшие школьники и может продолжаться в подростковом возрасте.Подсознательное поведение малышей должно подсказать внимательным взрослым стиль общения с ребёнком.А для этого надо быть во всеоружии,но не окрики,а знания.Детей с разной степенью СДВГ никто не отменял.Ваша статья отлично демонстрирует языки жестов нашей ребятни.(Да и взрослых интересно "читать"!)Курс риторики ,который любит детвора ,а конкретнее,тема "Жесты,мимика,поза"помогают ученикам общаться.Пример:Саша разговаривает с одноклассником.Что-то в общении не получается,и парень восклицает:"Что ты стоишь передо мной,скрестив руки!?Я же твой друг,почему не доверяешь мне?"Собеседник засмеялся и извинился,рассказав о причине.
    Всё верно,Анна Борисовна,и ручки грызут,и ёрзают,к 3-4 классу становятся "сдержаннее",волосы наматывают...Что делать?Запастись терпением,чтобы движения не стали навязчивыми и...знаниями.Меня в чём-то выручает брошюра Галины Борисовны Мониной "Шпаргалка для взрослых".
    С уважением к вам и вашей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Анатольевна, Ваше мнение очень важно для меня, спасибо, что обратили внимание на брошюру Галины Борисовны Мониной "Шпаргалка для взрослых". С удовольствием скачала, познакомилась, взяла в руки карандаш, приготовила закладочки, уверена, что почерпну много полезного для себя, ведь это именно шпаргалка для педагогов, психологов и родителей, всех, кто работает с ребятишками.

      Удалить
  5. Анна Борисовна, чаще всего выдают руки, да, они предательски активны в самых непредсказуемых моментах. Мне не удавалась смолчать, мема всегда все замечала по моим рукам, уж больно часто я их теребил. но мам просто смотрела в глаза, молчала, а я все понимал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, у вас в семье всегда были удивительные отношения: понимание, уважение, спокойствие. Это так важно, цени это

      Удалить
  6. Анна Борисовна, здравствуйте. Очень полезная информация! С Вашего разрешения на основе данного поста тоже хотелось бы написать сообщение. Ведь это важно и психологам - им особенно необходимо развивать в себе умение "читать" детей - это профессиональное. Но не менее важно это и для родителей. Вот первое приведённое: часто родители жалуются, что ребёнок отказывается играть в предложенное, а ведь порой и очень часто достаточно только при ребёнке самому "поиграть", а потом просто оставить на видном месте. Сама этим приёмом успешно пользуюсь. :) Спасибо, что поделились - интересно у Вас проходят педсоветы. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина за Ваш отклик, Ваше дополнение. вы правы, взрослому важно научиться увлекать детей, к способы к этому могут быть разные, а еще - не спешить

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Интересно было прочесть Ваш пост - сразу вспомнила лекции по психологии.
    Очень нужный, даже бесценный материал для взрослых! Необходимо понимать ребёнка, а это возможно лишь тому, кто умеет "читать" ребёнка, причём лучше всего "между строк" (наблюдение очень много сведений может дать!!!).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, а я вот несколько дней наблюдала на разных уроках за ребятишками. иногда я видела, что ребенок постукивает ногой об пол, переступает с ноги на ногу, подпирает голову ладонью, вертится, рассматривает окружающую обстановку, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на часы, телефон, перебирание в руках посторонних предметов. от чего это? Я точно знаю, от скуки. Ребенку на уроке скучно, вот что должен понимать учитель!!!

      Удалить
  8. Спасибо, Анна Борисовна! Очень нужная информация! Много взяла для себя! Обязательно поделюсь с коллегами, с родителями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Александровна, рада Вас слышать. кстати. еще хочу дополнить, что
      упирающиеся в бедра руки – знак того, что собеседник чувствует власть и превосходство, что с легкостью демонстрирует окружающим. зачастую даже перед нами так стоят ребятишки, как же они уверенны в себе

      Удалить
  9. Добрый вечер, Анна Борисовна! Очень познавательная статья.Так как я работаю с детьми дошкольного возраста, то весь "язык жестов" мне очень знаком. Прочитав пост, я вспомнила деток, которые и злятся, качаются на стуле, а уж закрывают рот ладошками так это девчонки, вечно они придумывают истории и рассказывают друг другу, конечно же их жесты выдают их. Я согласна с автором, нужно считывать эмоции детей, наблюдать за ними, разговаривать с ними и тогда по отношению лично к нам дети не будут вообще применять никаких жестов, они будут нам бесконечно доверять и им будет с нами комфортно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, спасибо Вам, ведь Вы, воспитатели - первые, к кому попадают детки из семьи, все вы имеете возможность наблюдать, говорить, советовать,

      Удалить
  10. Только где найти такого психолога :( Анна Борисовна, психологическая помощь у нас, к сожалению, во многих случаях не реальна.Пример, у ребёнка проблема в поведении, идём к психологу, тот предлагает прийти родителю, причём часы приёма самого психолога в рамках рабочего дня.Работать с ребёнком психолог может только с личного письменного обращения родителя, и если даже родители найдут время и посетят психолога, толку всё равно будет мало.Вы правильно подметили, многие проблемы идут от семьи, а родители Не имеют возможности приходить на консультации и тренинги, и к тому же, наши штатные психологи, чего греха таить не имеют практического опыта работы с семьями. А значит результат будет нулевой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Вы правы Алла Анатольевна, хороших психологов можно по пальцам пересчитать, вот и пытаемся сами родителям советы предлагать.. Жаль, что бывают моменты, когда родители (взрослые) наши наблюдения просто в штыки воспринимают, вот это уже проблема, но дети уйдут, а родителям с ними все жизнь рядом быть

      Удалить
  11. Здравствуйте, Анна Борисовна. Да, если научиться понимать "язык жестов", можно избежать многих ошибок.
    "Ребенок грызет ручку, ногти...". Раньше не задумывалась об этом. Дочка сгрызала ногти подчистую. Сейчас наблюдаю за внуком. Всё время что-то должно быть во рту. Откуда же эта тревожность? Мало внимания?
    А в классе вдруг стала видеть, какое огромное число детей постоянно что-то грызут, теребят себя. Дети тревожатся, волнуются, а мы им замечания! Заколдованный круг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, здравствуйте, жаль, что не все взрослые (родители, педагоги, бабушки и дедушки) пытаются распознать детские жесты, все чаще одергивают не по делу. А ведь дети просто встревожены, им не хватает общения, они ищут защиты. Их важно понять, Вы правы

      Удалить
  12. Полезная информация, Анна Борисовна! Психологи говорят, что 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, так что понимать язык жестов просто необходимо, особенно родителям и педагогам. Читала Алана Пиза "Язык телодвижений", а вот что есть такая о детях, не знала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, с удовольствием ознакомлюсь с книгой Алана Пиза "Язык телодвижений", заинтересовали, спасибо

      Удалить
  13. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за пост! Вот бы так научиться читать взрослых! Проблем бы было меньше. Теперь знаю причину, почему у меня пару ребятишек на стуле качаются :) просто они " тоже встревожены и пытаются себя успокоить, вернувшись в младенческое состояние, когда на руках у мамы ем было комфортно, спокойно, удобно" . Буду делать чаще физкультминутки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, "читать"-то взрослых можно научиться, но вот на то они и взрослые, чтобы умело скрывать свои жесты, или, наоборот, некоторое у взрослых вошло уже в привычку, а мы принимает, как черту характера. НО все-таки большей частью, они предсказуемы, как и дети.

      Удалить
  14. Добрый вечер, Анна Борисовна! Об этих психологических "маячках" учитель должен помнить всегда, особенно педагог, работающий с ребятами младшего возраста. Незнающий человек может усугубить проблему, вовсе не помочь ребенку, а навредить. Поэтому такого рода информация обязательна для воспитателей и педагогов, которые в силу своей профессии должны разбираться в детской психологии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Екатерина Геннадьевна. Безусловно, данная информация важна педагогам, здесь должен срабатывать принцип "Не навреди"

      Удалить
  15. Анна Борисовна, на фотографии Вас узнала, смешная, но уже смышленая девчонка. За статью спасибо, столько полезных советов. Стала наблюдать за Маришей, интересно, что я замечу, как распознаю жесты,как на них буду реагировать. А может быть все делаю правильно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, спасибо , мне очень приятно, что ты меня узнала. Именно в таком возрасте мы познакомились с твоей мамой. А делаешь ты все правильно, иначе и быть не может!

      Удалить
  16. Анна Борисовна, здравствуйте!
    Вы правы: мы должны научиться "читать" ребёнка.
    В некоторых случаях только учитель или воспитатель может помочь ребёнку, иногда просто-напросто вытащив из непростых дум.
    Я прочитала не только Ваш пост, но и комментарии. Вспомнила не так давно прочтённую книгу "Поющий тростник". Нет, ничего о психологии жестов в ней нет, но много информации получаешь, почему один ученик нервничает, другой прогуливает уроки, третий властвует и т.д.
    Повторю: проблемы идут из семьи, а мы должны "читать" - помогать ребёнку. Иногда он и ищетзащиту в ком-нибудь из нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, с удовольствие прочту рекомендованную Вами книгу Поющий тростник", заинтересовали своим мнением. Хочется всем деткам помочь, а помощь из семьи не спешит набирать обороты, родители считают, что мы относимся как-то предвзято к их детям

      Удалить
  17. Анна Борисовна, добрый день!
    Спасибо за интересный пост, прочитала с удовольствием. У меня маленький внучок, всё совпадает. Вот что значит наука психология! Интересно даже взрослым и не только интересно, но и полезно. Искренне благодарю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мирослава, я в свое время окончила факультет психологи, больше практиковалась на психологии старшего подросткового возраста. Теперь так интересно изучать материалы, связанные с малышами

      Удалить
  18. Анна Борисовна, как педагог-психолог))) я полностью согласна с изложенной информацией. Жесты и мимика играют ключевую роль в психологии общения. И с помощью понимания жестов всегда можно понять и так интересно узнать, что же на самом деле думают о вас окружающие и как они к вам относятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория, спасибо Вам за отклик. Пока мы на работе с коллегами продолжали обсуждать тему невербального общения, вспомнили и родительские жесты. Протянутая к малышу рука с открытой ладонью вверх воспринимается им как жест доверия или какой-то просьбы. Если ладонь развернута вниз – ребенок поймет, что ему что-то приказывают, поэтому злоупотреблять этим жестом не стоит. А вот больше всего дети не любят, когда родители указывают пальцем и располагают скрещенные на груди руки. В общении с ребенком лучше всего использоваться жесты-касания: поглаживания, объятия и поцелуи, именно они способствуют формированию детского позитивного настроя.

      Удалить
  19. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за лаконично представленную тему невербального общения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Светлана Стасисовна, невербальное общение многого стоит. Многие родители чувствуют настроение своего малыша, даже если он ещё не умеет разговаривать, но это, порой, не просто родительская интуиция, чаще всего это связано с особым языком жестов, которые используют маленькие дети. Внимательно наблюдая за ребенком, можно научиться понимать его желания и настроения, опасения, страх, расположение, доверие, агрессию

      Удалить
  20. Доброе утро, Анна Борисовна! Смотрю вчера на своих третьеклассников. Один сидит, засунув большой палец в рот. И понимаю я, что это большая проблема. В свое время столкнулась с ней как мама. Старшего своего рано отняла и от груди,и, в силу обстоятельств, от бутылочки И стал мой Санька сосать большой палец. Сначала я думала, что все дело в этом. Но так продолжалось довольно долго. Как мы только с этим не боролись - и намазанный чем-то палец,и .... Потом повела его к ортодонту - поставили пластинку (своеобразную затычку), которая спустя недолгое время исчезла в неизвестном направлении. Привычка эта сохранилась у сына на долгие годы. Я очень переживала - как в Армию пойдет?
    А потому всегда, коль встречала таких деток, родителям советовала сразу обращать на это внимание. Потому как разбираться в причинах всего начала гораздо позже. Да - повышенный уровень тревожности. Когда довелось побеседовать со специалистом, она с укором на меня посмотрела: "Надь, ну что ж ты так? Ну ты же умный педагог. Именно во рту, на небе, находится масса нервных окончаний, при массировании которых (вот тебе и сосание пальца), тревога отходит. Не нужно было тебе отучать ребенка. Просто необходимо было самой пальчиком аккуратненько (или вместе с ребенком) делать массаж нёба". Вот так вот.
    А потому статья Ваша полезная очень. Искренне верю, что она поможет многим. Как педагогам, так и родителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда Александровна, мне приятно, что статья вызвала такие воспоминания. Ваш опыт читателям просто необходим, ведь многие просто умалчивают, стесняются или не знают, что делать

      Удалить
  21. Анна Борисовна, добрый день. Мне было интересно почитать статью, ведь некоторыми навыками практической психологии должен обладать каждый учитель.
    Как то на уроке, довольно долго ожидая ответа от восьмиклассника, стала машинально накручивать локон на палец. Эта привычка у меня родом из детства и избавиться можно, пожалуй, лишь сделав короткую стрижку:) Это не осталось незамеченным - один из мальчишек сказал, что я в точности копирую привычку его мамы. Правда в моем случае оценка "вредной" привычки с точки зрения психологов, совсем мимо цели. Так что мне кажется, что если захотеть понять своё чадо, то это обязательно получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина Станиславовна, что проявили заинтересованость, высказали свое мнение

      Удалить
  22. Анна Борисовна! Спасибо за такое напоминание! Все об этих проблемах знают, но не все обращают внимание... Чаще просто взрослые сердятся....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Важно взрослым не сердиться, а терпение проявлять и мудрость

      Удалить
  23. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень интересная и полезная информация. Жесты о многом могут рассказать, если уметь их "читать". С ребятами на кружке мы такую тему проходили и было это очень весело. На мой взгляд, самое запоминающееся занятие из курса. А какие актерские способности у некоторых детей проявились, когда они изображали что-нибудь без слов! Но вот с педагогами мы тему жестов не обсуждали, а надо бы обратить на нее внимание. Пожалуй, это и будет очередной темой нашей встречи с учителями. Спасибо, Анна Борисовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, спасибо за отклик. Мне приятно, что материал оказался полезен. Педагогам есть о чем поговорить, родителям - над чем подумать

      Удалить
  24. Анна Борисовна, здравствуйте.
    Вы правильно сделали, что решили поделиться этим материалом. Тема актуальна во все времена. Прочла с большим интересом и со многим согласна, с аргументами, исследованиями специалистов не поспоришь.
    Эх, не учат нас быть родителями. :(
    Недавно слышала высказывание по телевизору (не помню, правда, кто говорил): нужно убрать из программы обучения в школах ненужные предметы, мы учим всему - химии, физике, английскому, МХК, истории зарубежья, но никто нас не учит семейным отношениям, культуре поведения, речи, не учит нас справляться со своими чувствами и эмоциями. Необходимо ввести (хотя бы на технологии или ОБЖ, обществознании) такие темы". Думаю, что смогла передать мысль.
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, в полной мере с Вами согласна. Не хватает чего-то в нашем образовании самого простого, но такого важного и необходимого в жизни. Психология, этика... Можно было бы продумать. Спасибо, дорогая Жанна Витальевна, за отзыв и Ваше мнение.

      Удалить
    2. Да-да, чего-то главного не хватает, нравственного,человечного. Хотя и говорят, что все должно идти из семьи, но, согласитесь, это происходит не у всех, и не всегда на должном уровне. А дети большую часть времени проводят в школе. Я думаю, что в современном мире, в мире, где не стало место семейным ценностям, нет связи поколений - это очень важно. Раньше бабушки и дедушки были тесно связаны, были всегда на подхвате, они передавали секреты, традиции. Теперь это с бешеной скоростью уходит, дети остаются без присмотра, не говоря уже о душевных беседах.
      С уважением,

      Удалить
    3. Все верно, с Вами, Жанна Витальевна, нельзя не согласиться. Современные бабушки сейчас тоже все больше на работе. Да и "одним домом", когда несколько поколений жили вместе, теперь никто не живет, не просматривается преемственность поколений, уходят семейные традиции. Увы, жаль)))

      Удалить
  25. Ой, хотела же спросить, и забыла...
    На первом фото, девочка слева - случайно не Вы? Мне кажется, очень похожа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Жанна Витальевна, узнали!)) Это я. Давно это было, но помню это мероприятие: утренник в детском саду, посвященный празднику 1 Мая. Вот такой интересный кадр подловил фотограф

      Удалить
    2. Не подвела интуиция.
      А кадр, действительно, славный, и так гармонично вписался в статью. :)

      Удалить
    3. Спасибо, значит, я не сильно изменилась))) Улыбаюсь вместе с Вами

      Удалить
  26. Хорошая статья, Анна Борисовна. Спасибо за напоминание.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"