суббота, 15 ноября 2014 г.

Бесконфликтное общение

Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так — смирись,
Будь умнее — улыбнись,
Холодной думой головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно…
Омар Хайям, «Мудрость Востока»
 Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну. 
Ямамото Исороку

Как вы думаете, может ли ученик быть всегда послушным, учитель всегда терпеливым, а родитель всегда молчаливым? Конечно же, нет! А потому, в «школьном треугольнике» учитель-ученик-родитель, безусловно, неизбежны конфликты, отражающие противоречия во взглядах, целях, интересах, а также несогласие с процессом или явлением школьной жизни, и случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. К сожалению, часто возникают противоречивые ситуации дома, в общественном транспорте, магазине…, причем совсем не важно, наблюдает ли человек конфликт со стороны, либо является непосредственным его участником, в любом случае он заряжается отрицательной энергией, что приводит к ухудшению настроения и самочувствия, снижению мотивации и работоспособности, ссорам с друзьями, коллегами, родителями, детьми…
И вместо того чтобы попытаться прийти к согласию, каждая из сторон упорно стоит на своем, и зачастую конфликтующие ведут себя настолько неадекватно, что вовлеченным в «разборки» оказывается большое количество людей. А ведь многие спорные ситуации можно избежать, следуя правилам бесконфликтного общения, научившись просто правильно общаться с окружающими. Итак:
1. Не употребляйте в своей речи слова, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию у собеседника, а также, если вы почувствовали в обращении к вам  конфликтогены (слово, действие или бездействие, интонация, выражение лица, жесты, т.е. те вещи, которые не всегда контролируются), не отвечайте тем же, игнорирование на выпад только, подчеркивает вашу невозмутимость. Помните, что конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а глупый — вход.
2. Проявляйте искренний интерес к другим людям. Не следует равнодушно относиться к обращениям, просьбам: выслушать человека — это уже на 90 % ему помочь. Например: «Я внимательно Вас слушаю...», «Это понятно...», «Правильно, что Вы решились на разговор…», «Постараюсь помочь…». Такое внимание уже не станет отправной точкой в конфликтной ситуации, ибо необходимость выговориться часто несет самые, что ни на есть психотерапевтические функции.
3. Старайтесь зеркально смотреть на любую ситуацию, не погружаясь в неё с головой, а созерцайте ее со стороны, постав себя на место собеседника. При этом важно понять точку зрения другой стороны и чувства, движимые в этом случае, а также подумайте, что в вашем поведении может задеть оппонента.
4. Следует уважать мнение других людей, хоть это и не так легко сделать, особенно когда сталкиваешься с мнением, радикально противоположным твоему: «Спасибо, Ваше мнение интересное, но я считаю…», или «Ваше обращение не по адресу, советую…», а еще «Я Вас выслушаю, но сначала расскажу Вам о...», «Это понятно, но могу предложить иной выход...».
5. Старайтесь к собеседнику обращаться по имени (отчеству, и фамилии — в зависимости от обстоятельств). Без колебаний просите повторить имя, если вы сразу не расслышали или не поняли. Чтобы лучше запомнить, проговорите имя про себя.
6. Улыбайтесь, ведь улыбка - мимический жест, знак дружественности, готовности к общению, открытости. Улыбкой можно растопить лед возникшего напряжения, самого сильного негативного настроя и недоверия. Она обогащает тех, кто ее получает, но и не обедняет тех, кто ее дает.
7. Если в общение возникло напряжение – сделайте паузу, если в разговоре назревает спор - смените на некоторое время тему разговора или разойдитесь в разные углы. Молчание и пауза дадут время всем успокоиться и спокойно продолжить разговор, либо не возобновлять его вовсе.
8. Важно уметь вовремя признавать свои ошибки и неправоту, тогда в другой раз можно рассчитывать на такое же признание с другой стороны.
9. Критика должна быть правильной, направлена на какой-то конкретный поступок, а не на личность оппонента. Не следует обвинять и унижать собеседника, диалог должен быть конструктивным.
Итак, с теорией мы познакомились, а теперь перейдем к практическим советам:
Не упрекай!
Не демонстрируй чувства превосходства!
Критикуя, не обвиняй и не унижай!
Будь требователен больше к себе, чем к другим!
Будь терпим!
Щедро дари знаки уважения!
Не допускай реакции типа «Сам дурак»!
Не давай советы, если тебя о них не просят!
Прости партнеру раздражительность. Постарайся понять и оправдать его. Не сердись, даже если он не прав. Дай выговориться и заведи дружелюбный разговор.
Заинтересованно спрашивай, но не будь бесцеремонным!
Решай вместе с человеком, а не вместо человека!
Проси совета - это знак уважения!
Ищи в людях хорошее!
Споры, а не ссоры!
Выиграв конфликт, не разыгрывай роль победителя!
Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!
 Улыбнемся?
«Решение острых проблем обычно ищут за круглым столом» Иванов А.
«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу» Домиль В.
«В разгар конфликтного момента, крик не заменит аргумента» Резникова Е.
«Семейные конфликты лучше улаживать за чашкой чая – тогда жена вновь души не будет в вас чаять» Нейах
«Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют: «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же» Нотомб А.

Уважаемые коллеги-педагоги, прочитав статью, не отвергайте сразу ее значимость. Да, «школьный треугольник»  - самый тяжелый в решении, но попытаться избежать конфликта мы можем и должны! И помните, что «все болезни от нервов», и за привычной сердечной или головной болью порой скрывается конфликт, противоречивые желания, которые изводят, мучают и угнетают человека. Я – за бесконфликтное общение, а вы?



30 комментариев:

  1. Добрый вечер, Анна Борисовна, А ведь все правила бесконфликтного общения можно и в семье применять, тогда и скандалов будет меньше, то сплошь и рядом слышу: "Жена достала... Муж не слышит..." А сами-то друг друга не умеют слушать. Спасибо, дам почитать кому следует. Привет от наших, Милана уже бабушке улыбается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, ты права, у большого количества семей бывают периоды, в течение которых супруги, родители и дети испытывают недовольство друг другом, усталость, раздражение, проскальзывают вспышки гнева. Неразрешенный конфликт, который пустили на самотек, может разрушить даже очень прочный семейный союз. Если супруги, родители и дети хотят сохранить свои отношения, то при правильном подходе можно уладить даже самый серьезный конфликт . А потому, нужно правильно уметь отдыхать друг от друга (хотя бы по разным комнатам, занятиям своими интересами).Но я знаю много семей, где семейное счастье благополучно прошло испытание временем.
      Милана растет, бабушке уже улыбается, реагирует на голос. Спасибо, привет передам всем

      Удалить
  2. Анна Борисовна, здравствуйте, важную тему Вы сегодня обозначили, она затрагивает всех и каждого в отдельности. Не раз и не два конфликты, ссоры и скандалы портили каждому из нас настроение. Обидные слова, произнесенные в «злые» минуты, надолго, если не навсегда, портят отношения с нашими коллегами, супругами, друзьями и детьми, соседями. Избежать конфликтов не удается практически никому, хотя пытаемся, но все равно опять спорим до хрипоты, доказывая свою правоту, а зачастую и пытаемся пустить в ход кулаки. Конечно, потом бывает стыдно, и надолго портится настроение, мы переживаем, страдаем, злимся и тратим на все это огромное количество времени. Возможно, через месяц или год нынешний конфликт покажется глупым и даже смешным, но время и нервы, потраченные на злость и ругань, уже никогда к нам не вернутся. Догнать поезд времени не удалось еще ни одному человеку, так стоит ли транжирить свою жизнь на выяснение отношений, если это все равно ни к чему хорошему не приводит? Пора научиться владеть собой. Спасибо за советы, Анна Борисовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна, такой искренний и откровенный отклик, спасибо. Я думаю, что читателей обязательно убедит ваше живое слово в необходимости и неизбежности бесконфликтного общения

      Удалить
  3. Полезный материал. А в Вашей жизни случаются конфликты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, неизвестный читатель. Да, конфликты случаются, порой за день не один и не два... Иногда, приходя домой, очень жалею себя, иногда злюсь: уж очень надоело "пресмыкаться" (прошу прощения за резкость) перед теми, кто не прав, но должность обязывает улыбаться, убеждать, промолчать. Я - лицо школы, а должна примирить стороны, иногда получается, причем чаще, чем не получается... Желаю всем и всегда сначала подумать, а что мы хотим после того, как затеян конфликт, оправдан ли он? Уверена, ответ не заставить себя ждать :-q

      Удалить
  4. Добрый вечер, Анна Борисовна! Меня лично всегда угнетает состояние конфликта. Сейчас, конечно, становлюсь злее и нетерпимее во многих вопросах. Но конфликтные ситуации, бесспорно, разрешать необходимо.
    Очень понравилось высказывание Нотомба - прям в десяточку!
    И я за бесконфликтное общение!

    [im#]http://gifzona.ru/i/pozitiv/18.gif[/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, спасибо! На этой неделе столько всего разбирала, стольких выслушала, стольким промолчала, но чего это стоило))), зато есть результат, его не видно, но я чувствую, я знаю...
      а ведь взрослые, порой ведут себя хуже детей
      А что вы скажете об этом, Надежда Александровна:
      "Если проблемы можно избежать, то я предпочту бесконфликтный вариант. Однако, если выбора нет, поверьте, я умею держать удар" (Э.Хромченко)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Спасибо за статью и за советы! Обязательно попробую использовать. Но как же иногда бывает трудно остановиться, уйти, сгладить... Вот бы и родители статью почитали...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, именно большей частью для родителей и старалась написать данную статью. Столько уж они хлопот доставляют! Но я словно закаляюсь с каждой "разборкой", но нервы-то не железные, и здоровье - оно то может и подвести

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я - за! Как же мешают конфликты в жизни, делая ее безрадостной. Злость, агрессия, недовольство собой и другими - верный признак внутреннего конфликта, собственной проблемы, с которой человек не может справиться. Советы правильные и мудрые. Их полезно перечитывать время от времени, чтобы сделать нашу жизнь (школьную в том числе) доброжелательнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, согласна с Вами, что конфликты делают жизнь безрадостной. Но есть и другая категория людей, которые не могут жить без каких-либо разборок. Что с ними поделать? Не дают спокойно работать... Может быть, прочитав, задумаються?

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! В школе конфликты происходят достаточно часто: если не с нами, то с коллегами, с учениками и родителями других классов. Иногда коллегам приходится давать советы, многие схожи с теми, которые Вы предложили, а теперь я и другие буду знать. Спасибо!
    У меня подруга, когда к ней приходили возбужденные родители и начинали криком высказывать свое недовольство, начинала говорить очень спокойно и медленно. Родители постепенно успокаивались, и разговор становился конструктивным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, я теперь тоже всех, кто входит в кабинет, встречаю фразой "И я Вас рада видеть, чай, кофе?", потом выдерживаю паузу, потом слушаю, эмоций уже меньше...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна! Нужную тему для обсуждения Вы подняли. Отличные советы дали. Надо сказать, некоторые возьму на заметку) В последнее время стало труднее работать не с детьми, которые даже плохо усваивают материал, ничего не делают - это мы наверстаем, после уроков и в индивидуальных занятиях. Сложнее стало работать с родителями, которые "всё знают в воспитании и обучении детей".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга Александровна, в полной мере с Вами согласна, детям - расскажем покажем, научим, а вот родители.... Не просто сложно, а очень сложно работать с родителями, которые "всё знают в воспитании и обучении детей", а ведь сами - то в школе не в передовиках были....

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за мудрые советы!!! Скопировала себе, буду периодически перечитывать и обязательно придерживаться. Хотя я неконфликтный человек, стараюсь всегда сгладить негатив, попытки поругаться, мне подходит первый пункт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Валерьевна, вот мы, педагоги все чаще жалуемся на неугомонных родителей, думая, что в ДОУ немного легче. А сейчас я часто встречаюсь на учебе с работниками ДОУ, они тоже не в восторге от требований современных мам и пап. Жаль, что нашему опыту, интуиции все меньше и меньше доверяют

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна. Очень верно сказано: "причем совсем не важно, наблюдает ли человек конфликт со стороны, либо является непосредственным его участником, в любом случае он заряжается отрицательной энергией, что приводит к ухудшению настроения и самочувствия...". Поэтому, насколько возможно, стараюсь избегать конфликтов.



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и правильно,Людмила Геннадиевна, я тоже стараюсь... Тогда позвольте добавить:
      Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда. (Илья Шевелев)
      Если собрать всю волю в кулак, то можно убежать от любого противника. (Михаил Мамчич)
      =D7

      Удалить
  11. Перечитала несколько раз Вашу статью,Анна Борисовна.Обдумала, учёбу в Питере проходила именно по этой теме.
    Конфликтология-наука интереснейшая,но для того ,кто наблюдает со стороны.Конфликтующие иногда напоминают глухих,которые не могут докричаться друг до друга.Иногда конфликты-накопившиеся жизненные эмоции, а бывает такое "эго",что очерняет всех и вся. А коль мы в образовании ,то можно заметить родителей,которые не могут состояться ни в чём,кроме как в поучении других на высоких нотах.Этакая "слава Герострата",но моя!Учителю,воспитателю приходится держать себя выше уровня эмоций и децибелов,а уж о руководителях что говорить?Выдержка,спокойствие и даже улыбка-грозное оружие для тех,кто "пришёл с мечом".Именно это спустя какое-то время и ценит человек-скандалист.Огонь-то не разгорается,зачем дрова тратить?
    Всем нам не помешает иногда читать литературу затронутой темы и, если родитель заявляет, что я "не педагог", мы с вами во всеоружии.
    С уважением к Вам и Вашей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена за Ваше дополнение, за то, что поделились своими мыслями. Я тоже сейчас учусь в ЮИМ, получая дополнительное высшее образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", столько интересных ситуаций "проигрываем " с коллегами из жизни школы, дошкольных учреждений, даже не верится, что все имеет место быть. Но у нас есть наше оружие - опыт, так, выдержка и педагогическая мудрость!

      Удалить
  12. Анна Борисовна, добрый вечер. Конфликт – сила разрушающая, ее особенность заключается в том, что если вовремя не решить проблему, то в коллективе, семье, группе ребятишек делается большой шаг назад.И все, что сделано по сплочению коллектива родителей или учащихся может привести к огромным моральным, не говоря уже о хорошем настроении.
    Однако, я считаю, что конфликты бывают не только разрушительными, но и конструктивными. Например, если семье удается преодолеть конфликт поколений, то отношения могут значительно улучшиться. Кстати, на работе, если начальник мудр, такое разрешение конфликтов тоже вполне вероятно, как Вы думаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте, если начальник мудр, то конфликт не перерастет в конфликт как таковой, но конструктивное решение будет принято!. спасибо за ваше мнение, искренне рада отклику!

      Удалить
  13. Здравствуйте, меня заинтересовала данная проблема. Чаще всего в школах возникает конфликт педагог-родитель. как найти выход? Совет родителям: если Вы обнаружили проблемы, которые Вы не в состоянии решить: непрофессионализм учителей, нездоровая обстановка в школе , постоянные обиды ребенка - обратитесь в администрацию, не следует сразу сломя голову лететь в районо, гороно, а еще пугать уходом из школы. В беседе сформулируйте для себя требования, которые Вы хотите, не перечисляйте свой претензии с приставкой «не» - то есть, «хочу, чтобы моего ребенка не обижали в школе», «хочу, чтобы моему ребенку не занижали оценки» и т.д. Наоборот, переделайте все пожелания в позитив: «хочу доброжелательных отношений в классе», «хочу адекватных оценок для своего ребенка». Ну и, конечно, не забудьте спросить у самого ребенка а не сочинил ли он все проблемы. Бывает и так!
    Екатерина

    И помните главное правило: нет таких конфликтов, которые нельзя было бы решить мирным путем. Важно только желание, терпение и приложение усилий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, спасибо Вам за советы. Действительно, обидно, если конфликт можно решить на уровне школы, а в него втягивают управление образования, городскую общественность, депутатов и т.д. А что проще - обращение в электронном виде, в письменном, личный прием...

      Удалить
  14. Зачем тратить нервы и расшатывать и так неспокойную нервную систему? Неужели в жизни нет более приятных моментов? А любой конфликт интересов можно решить, точно посчитатв до 100, тогда все уже и пройдет! Жизнь прекрасна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно, Татьяна Владимировна, я иногда предлагаю просто посчитать до 10, сделать глубокий вдох-выдох, улыбнуться, и... Думаю, что конфликт будет исчерпан

      Удалить
  15. Анна Борисовна, спасибо за такие нужные в наше сложное время рекомендации! Обязательно сделаю буклеты для педагогов и родителей.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"