среда, 29 октября 2014 г.

Педагогическая толерантность

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. 
Далай-Лама, XIV в
  
Сегодня несколько учащихся шестых - седьмых классов пришли ко мне жаловаться на неприязнь к ним некоторых педагогов.
Интересуюсь, в чем это проявляется?  Наперебой спешили поделиться своими обидами: ужас, если вовремя не готов к уроку; не дай бог отвернуться от доски; нельзя с соседом по парте обсудить пример; плохо, если улыбка на лице; учебник не должен стоять на парте; телефоны все сдать на стол учителю; уж если опоздал на урок или нет дневника, то без родителей на следующий день в школу не пустят; сами кричат, часто повышают голос… Видя мое недоумение, ребята как-то смягчились, пытались даже пожалеть учителей, ссылаясь на их неопытность, солидный возраст, нервные расстройства (?!). Я знаю этих ребят, они неглупые, активные, добрые, способные отличать придирки от обоснованных требований. Так почему же тогда «бунт на корабле?». Может быть, некоторые учителя все-таки пытаются видеть в детях послушных роботов? А ведь у каждого ребенка свои темперамент и характер, что с этим поделать?
Я рада, что ребята делятся своими волнениями и тревогами, пытаются найти понимание. Слушала их, а сама думала: «А ведь есть среди моих педагогов те, кто подвержен эмоциональным взрывам, на деле применяет тактику запугивания, пытается детей "держать в ежовых рукавицах". Как же ребятишкам приходится несладко от нашей педагогической нетерпимости. Мы зачастую не можем смириться с их огрехами, а они прощают нам все, даже несправедливость».
Как мне поступить в этой ситуации, как правильно повести разговор с коллегами, ведь есть педагоги с «характером»? За столько лет работы в школе поняла, что с детьми разговаривать легче, они умеют признавать свои ошибки, если они не правы. А вот с педагогами все гораздо сложнее: сразу будут возражения, как это учитель не прав? Он всегда прав, даже если обидел, засыпал придирками, оскорбил ученика, незаслуженно занизил оценку. Представляете, вместо того, чтобы пересмотреть свое отношение к  данному вопросу, у некоторых учителей есть очень интересная реакция «Я уволюсь!». Да, очередь из учителей в школу пока еще не стоит, да и в принципе-то с обязанностями справляются, но надоело постоянно быть заложником обстоятельств и … обидно, почему нужно учить психологии и педагогике тех, кто должен жизненным премудростям учить детей?
Общеизвестно, что необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Применяя особую тактику в своих отношениях со школьниками, терпимый (толерантный) педагог добивается большей результативности. Почему? Такой педагог стремится быть образцом для подражания, в общении со школьниками использует навыки диалога, обладает даром убеждения и бесконфликтного разрешения спорных ситуаций.
Поразмыслив, я точно для себя решила, что разговор с педагогами буду вести о разрушительном воздействии нетерпимости на качество образовательного процесса: доверие ученика к учителю падает, планка педагогического контроля опускается все ниже и ниже, ученики начинают бояться высказывать свою мнение, спорить и аргументировать свои ответы, резко падает интерес учащихся к преподаваемому таким учителем предмету. На мой взгляд, толерантность является необходимым качеством личности современного учителя, общекультурной компетентностью, что позволяет расположить к себе учащегося, помочь ему раскрыться.Проявление толерантности в деятельности учителя, на мой взгляд, играет важную роль, но, к сожалению, именно здесь наблюдается нехватка уважения и терпимости. «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами», гласит древняя мудрость. Стать толерантным в один миг невозможно, ведь это не сахар в чашке чая, поэтому педагог, признающий необходимость толерантных отношений как общекультурной компетентности в ходе образовательного процесса, в первую очередь, начнет с себя, а именно - с самоанализа, повышения педагогической культуры, стремления достичь взаимопонимания методами разъяснения и убеждения.
Для оценки себя в ситуациях взаимодействия с другими людьми, я предлагаю пройти тест, характеризующий многообразие человеческих отношений. Здесь важен первый пришедший на ум ответ, не стоит долго раздумывать, советоваться, ждать подсказок, иначе результаты данного теста будут необъективны. Предлагается следующая оценка ответов:
 • 0 – баллов – совсем неверно,
 • 1 – верно в некоторой степени (несильно),
 • 2 – верно в значительной степени (значительно),
 • 3 – верно в высшей степени (очень сильно).

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей.
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

Шумные детские игры переношу с трудом.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я».
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.

Меня раздражают любители поговорить.

Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.

Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).

Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

Мне неприятны самоуверенные люди.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера
Я имею привычку поучать окружающих.

Невоспитанные люди возмущают меня.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

Я люблю командовать близкими.

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

Меня часто упрекают в ворчливости

Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь.

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 

Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.

Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми
Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.
Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется подсчетом суммы баллов, полученных по всем признакам. Подсчитали? Итак, чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать – 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. Также, предлагаю обратить внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами.
Обработали результат? Сделайте правильные выводы. Желаю удачи!

Тест  взят здесь

28 комментариев:

  1. Людмила, родительница Ваших учеников29 октября 2014 г. в 23:21

    Добрый вечер, уважаемая Анна Борисовна. С уверенностью могу сказать, что толерантное отношение должно распространяться на всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, администрацию, а ведь чаще всего именно ученики и родители бывают нетерпимы к требованиям, выдвигаемым школой, а учителя... Да, встречаются, но это - исключение из правил., прочитав Вашу статью, они обязательно воспользуются советами

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила, полностью с Вами согласна, толерантными должны быть все участники образовательного процесса, но педагога должны быть образцом для ребятишек и их родителей, без этого никак нельзя. Детей и родителей(!) необходимо воспитывать, А должен это делать человек с безупречной репутацией! И только так!

      Удалить
  2. Доброе утро, Анна Борисовна! Читала пост и удивлялась. Не у многих хватает мужества на озвучивание проблем даже в классном коллективе. Легче быть страусом и прятать "голову в песок", говоря о том, как все замечательно и прекрасно.Читаешь тогда такие блоги - где всегда только хорошо все, и начинаешь испытывать к ним чувство недоверия. Потому как в жизни так не бывает.
    Педагогическая толерантность... Задумалась. У каждого педагога, конечно, свои принципы и методы работы. И все ж мне порой кажется, что не последнюю "скрипку" играют личностные качества учителя - человека. Дети, что греха таить, с каждым годом все сложнее становятся, а потому и старые методы работы не всегда действенны. Серьезная тема, требующая тщательного анализа.
    Тест пока не успеваю пройти. Чуть позже - обязательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, Как можно молчать, если проблема зреет, как снежный ком. Вчера ребятишки пришли, до этого родители звонили, ранее сами педагоги вели дискуссию. Да, дети с каждым годом сложнее, родители более требовательны (не знаю,с чем это связано, сами едва школу окончили, некоторых лично знаю), но педагог должен оставаться педагогом. Вспомните, старые фильмы "Сельская учительница", "Весна на Заречной улице". Педагог - это личность,к его слову прислушивались

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Правильный пост. Действительно бывают педагоги, которые и предмет свой на отлично знают и детям знания дают, но общаться с учениками не могут, да и не хотят. Понимаю и Вас как руководителя, что трудно вести разговор на такие темы с коллегами, но он необходим. Но здесь нужно выслушать и мнение учителей, на которых поступили жалобы.
    Тест прошла, не знаю будут ли Вам интересны балла, но вывод для себя сделала - из школы уходить ещё рано :D

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и славненько, Ольга Александровна, все мы пришли в школу по зову сердца и души. Спасибо за Ваше мнение, а я все больше переживаю, что
      руководителю часто приходится говорить учителям не очень-то приятные вещи. Все они касаются, конечно, образовательного процесса и его участников (детей и родителей). Очень трудно подобрать слова, чтобы педагог понял, что именно ты от него хочешь.Главное, чтобы педагог понял - цель у нас общая, учить и научить ребят, а потому, я лишь пытаюсь скорректировать учебный процесс, а не умалить личные достоинства учителя

      Удалить
  4. Анна Борисовна, какую злободневную тему вы подняли. Я с Вами согласна, что нетерпимость действует разрушительно и на качество образовательного процесса, да и на отношения и эмоциональное состояние людей в целом. И что некоторые учителя перегибают палку. Но как социальному педагогу, уполномоченному по правам участников образовательного процесса, да и просто коллеге, мне приходится часто выслушивать жалобы педагогов на отношение со стороны учеников и родителей. И в большинстве своем коллеги терпят, и пытаются наладить контакт и изменить ситуацию, но иногда всё тщетно, и чаша терпения переполняется. Не бесконечен запас терпения. Я дважды за эту неделю разбирала случаи, где в итоге учитель оставался виноватым и самым бесправным участником образовательного процесса. Так что всё относительно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я абсолютна с Вами согласна, но я именно писала о той ситуации, когда учителем перегибается палка, а ученик от этого несправедливо страдает. А то, что родители и учащиеся могут спровоцировать учителя на выплеск свои эмоций, так это у многих "как дважды два". Лично я сама столкнулась с такой ситуацией, когда папа одного ученика в течение недели каждый день пытается решать проблемы обучения ученика (далеко не лучшего) по телефону, сообщая, что в школу не ходил и ходить не будет, ему она еще надоела в его детстве. О, как! Скоро и мое терпение лопнет... ~X(

      Удалить
  5. Уважаемая Анна Борисовна, а не кажется Вам, что дети просто провоцируют учителя, создают предпосылки для несвойственных толерантному педагогу действия. Я прошла анкетировани, набрав 56 баллов, это средний показатель, значит я вполне терпимый человек. Но иногда просто выхожу из себя, и, представьте, причиной тому - средние учащиеся, не хулиганы, не прогульщики...
    Валентина Ивановна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Валентина Ивановна, я согласна с Вашим мнением, дети не только нас провоцируют, они нас испытывают на прочность. Хулиганы, прогульщики, неуспевающие - все они предсказуемы, а чего ждать от другой категории учащихся, это предвидеть очень сложно. Мы, учителя, не боги, нам свойственны все человеческие чувства, эмоции, но сдержать себя, не переступить порог агрессии и открытого хамства, мы должны.
      Хотя, как этим пользуются родители наших учеников. Есть просто такие, от которых трясет всех, как же они нам мешают нормально работать

      Удалить
  6. Спасибо, уважаемая, Анна Борисовна, за поднятую тему. Ученики часто бывают не правы, но педагог должен всегда быть превыше всего. На него равняются дети, у него учатся культуре общения.
    Но эти ребята пришли к Вам не случайно, проблемы общения педагога с учеником есть. Надеюсь на Вашу мудрость и профессионализм, Вы найдете способ убедить педагога (профессионала своего дела) в необходимости ровного общения со всеми учениками

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые родители, безусловно, разговор в коллективе состоялся, поговорила с педагогом, выявлены все "за" и "против". Ребятишки слегка утрировали ситуацию, но в целом, она имела место. надеюсь, что и родители со своей стороны должны говорить со своими детьми об основных обязанностях школьниках, правилах поведения, требованиях учителя, вот тогда и не будет подобных негативных явлений. Жаль, что некоторые родители так и продолжают игнорировать общение с педагогами, администрацией, а проблема растет, как снежный ком

      Удалить
  7. Ох, и серьёзная же это тема. Вот, говорю себе, принимай детей такими, какие есть. А не всегда получается. И вертятся, и не слушают, и домашнюю работу не делают, и двойки получают, и грубят. А потом встречают в коридоре школы и улыбаются как ни в чём не бывало. Ну, такие они, наши дети. Найти тропиночку к каждому ребёнку, увидеть в нём хорошее - надо любому учителю. А тест прошла. Золотая серединка. Есть над чем подумать. А уж домашних поучать - это я люблю.)))) Они понимают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, я тоже склонна к тому, что искать "тропиночку" нужно, а если она вдруг затерялась, не стоит сразу кричать: остановись, подумай, взвесь все "за" и "против", а тогда принимай решение. Наше нетерпимость, на мой взгляд, это роспись в собственном бессилии.

      Удалить
  8. Анна Борисовна, спасибо за тест. Обработала и поняла про себя: есть над чем работать, да и из практики знаю, что бываю резка, но что бы унижать, оскорблять, мстить, лицемерить... Нет, такому педагогу не место в школе. Учитель должен уметь владеть собой, чему я сейчас активно учусь . Никогда не забуду Ваших советов в первый год моей педагогической деятельности. Спасибо. Теперь сама иногда одергиваю тех, кого несет не туда. Но и ребята бывают излишне агрессивны, непредсказуемы, так и и норовят вывести учителя "из себя", а родители еще и угрожать могут. Но мы должны владеть собой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, добрый вечер. «Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны». К чему это я? Только согласии возможен успех! . А мы должны этому научить детей!

      Удалить
  9. Хочу добавить, Анна Борисовна слова Бернарда Шоу, английского писателя и драматург ХХ в, мне его мысли очень нравятся: "Если человек шагает не в ногу с остальными – это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была. "

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за дополнение. Эти слова Б. Шоу должны стать ноу-хау для наших педагогов, родителей

      Удалить
  10. Анна Борисовна, толерантным (терпимым) очень трудно быть в случае явного и неприкрытого негатива ребят, родителей, бабушек и дедушек к работе учителя. ведь есть такие, кто уже заранее настроен на провокационные моменты. Как быть в этом случае? Терпеть неприкрытое хамство? Да, мы еще не учимся в школе, но среди друзей много педагогов, знаю не понаслышке Ваши проблемы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не терпеть, но быть мудрее! Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Спасибо, Екатерина за Ваш отклик!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Я скажу Вам честно, как родитель: пока учителя и родители не найдут общий язык, общение учитель-ребенок всегда будет в пользу ребенка. Почему?
    Во-первых, учитель в силу своей профессии (хочет или не хочет), но обязан обучать всех, не зависимо от того желает ребенок учиться или ему "всё по-фигу".
    А ребенок все свои нежелания учиться прячет за словами: "А она плохо объясняет", и т.д.
    Естественно родители верят своему любимому чадушку, жалеют того, что "учителя сейчас не те, что были в наше время"...
    А прийти в школу, пообщаться с учителем (не выдвигать обвинения, а именно пообщаться) почему то не хотят.
    Ну никак не могут "уразуметь" родители, что у каждого учителя свои неповторимые требования, КАЖДЫЙ учитель считает свой предмет главным (да и как может быть иначе, если никто, ни учителя, ни родители, ни сам ученик не знает, какие знания пригодятся в будущем).
    Во-вторых. родители не имеют достаточных знаний, чтобы помочь ребенку в учебе. Даже если и были в своё время отличниками - сейчас всё так переменилось, что "по старинке" подсказывать не получается.
    Я часто бываю в школе и знаю, как легко можно обидеть человека незаслуженно. просто так, "под горячую руку" и как трудно потом принести извинения..., когда извиняться-то и не за что...
    Мне кажется, иногда надо просто забывать обиды. Ну как будто прошел день - и всё. Завтра всё по-другому, с чистого листа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, добрый вечер, спасибо за Ваше мнение, оно очень важно для меня, ведь Вы, тот родитель, кто видит всю нашу педагогическую кухню, кто всегда рядом и с ребятишками, и с учителями. А вот от себя еще хочу добавить, что свои первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ведь не к учителю пришел ребенок, к отцу. А на практике, в реальной жизни, что происходит?Родители не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным (в лучшем случае) вложением в своих чад и перемыванием косточек учителям, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Самостоятельно через друзей или Интернет познавать, что есть добро, что - зло и ставить свои эксперименты, на ком?... На окружающих.... Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей, а яблоко от яблони...

      Удалить
  12. Анна Борисовна, спасибо! Поднятая тема очень острая, но очень нужная! Тест уножу с собой в копилку, хочу провести с педагогами. Добавляю этот пост себе на стену Фейсбука.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена, тема толерантности важна в любом коллективе. Тест можно провести даже просто в каждой семье, может быть тогда уйдут излишние проблемы?

      Удалить
  13. Анна Борисовна, спасибо за тест! Каждому педагогу важно определить разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Стасисовна, вот именно поэтому и хочу провести такое анкетирование среди своих педагогов

      Удалить
  14. Здравствуйте, Анна Борисовна! Тест прошла сразу после публикации. Не задумывалась. Но вот получила результат и поняла, что какой бы он ни был, он мой, мой результат. (8-12-5-7-12-6-9-6-6) Может, много? А если где-то и мало? Вот постоянно задумываюсь над тем, где найти равновесие? Ведь не секрет, к сожалению, что кто-то в толерантности увидит слабость и равнодушие...
    Спасибо за тест, Анна Борисовна, заставил ещё раз задуматься...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, добрый вечер. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, но нисколько не слабость или равнодушие. А баллы, не думаю, что много... У меня практически похожая картина

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"