У мужчины было очень много работы, но его девятилетний сын
не давал ему возможности выполнить хоть что-нибудь. Он всё время просил
поиграть. Отец очень любил мальчика и поэтому придумывал всё новые и новые
развлечения. И вот он придумал занятие, которым можно было бы увлечь ребенка,
по меньшей мере, на полдня. Мужчина нашёл в журнале большую карту мира и разрезал её на
мелкие кусочки. Он попросил сына собрать её воедино и склеить. Сын ушёл выполнять задание, а мужчина с готовностью принялся
за свою работу. Спустя полчаса мальчик прибежал с готовой картой. Всё было
собрано идеально!
- Как тебе удалось так быстро собрать карту? - не верил
своим глазам отец. - Может, тебе кто-то помог?
- Нет, папа! Я сам склеил карту. Просто там с другой стороны
был нарисован большой портрет человека, который было очень легко собрать. И я
подумал, если правильно сложить человека, то и мир будет в порядке!
К чему это я? Сегодня
пришли родители устраивать ребенка во второй класс, а в кабинете у меня много
кубков, папки с личными делами классов. Мальчишке пару секунд хватило, чтобы
сказать точное количество кубков и папок. Удивленно интересуюсь, как? Ответ
меня порадовал: «Это дедушка меня научил пятерками считать! А еще я в шахматы
умею играть…» И только я хотела похвалить малыша, как тут же вмешалась в
разговор мамочка: «Лучше бы тебя дедушка пуговицы научил пришивать, которые ты
отрываешь! А еще лучше – огород полоть!» Ну, вот и поговорили. Честно говоря,
мне даже не захотелось продолжать разговор с этой мамой. А фамилию мальчика на
карандашик взяла, скажу учителю, что ребенок смышлен, не упустить бы!
Смышленый малыш, какой он? В первую очередь - это ребенок, который стремится узнавать новое и которому всё интересно, а еще:
-имеет широкий кругозор, владеет большим объемом информации;
-имеет большой словарный запас;
-стремится к достижению результатов в сфере интересов;
-обладает хорошей памятью, вниманием, усидчивостью;
-умеет сопоставлять, анализировать, делать выводы;
-эмоциональный, любознательный, изобретательный.
Присмотритесь, не ваш ли это ребенок?
А еще, предлагаю к семейному прочтению книгу Аркадия Аверченко и Виктора
Ардова «Смышленые дети». Рассказы, собранные в этой книге интересны в любом
возрасте: и первокласснику будет над чем задуматься, и в 9-10 лет можно посмеяться, и
взрослый человек, читая, улыбнется непременно. Вот уж точно – книга для всей
семьи! О чем? Вернее, о ком? О детях – смышленышах, которые готовы
проворачивать выгодные сделки, не упуская своего, могут поучать взрослых, легко
ориентируются даже в незнакомой ситуации, смело идут на риск и при желании
могут получить все!
Уважаемые родители, к книге отнеситесь с юмором, а о том,
как правильно общаться с детьми, задумайтесь! Задатки следует развивать, а не
рубить!
P.S. Кстати, есть еще интересные книги этих авторов для семейного
чтения: «Шалуны и ротозеи», «Вопросы воспитания». Написанные в прошлом веке, они не теряют своей современности и поражают тонким юмором.
Притча и картинка из интернета
Добрый вечер, Анна Борисовна. Интересное замечание в наш адрес, адрес тех родителей, которые себя считают умнее ребенка, как же, он что-то сделал не так,Ю как мы привыкли это видеть! Спасибо за своевременное напоминание. Сами "рубим" детскую инициативу. Книги обязательно прочитаем.
ОтветитьУдалитьСаша, здравствуй. Лучше воспользоваться советом, чем потом "кусать локотки". Жаль, что некоторые родители замечания педагогов воспринимают с опаской или совсем неадекватно.
УдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Спасибо за интересную притчу и поучительный рассказ.
ОтветитьУдалитьПрочитала и думаю - столько сейчас человечков у меня новых, совсем мало знакомых. Стараюсь к каждому относиться с осторожностью. Но иногда вот сделаю что-нибудь (к примеру, ту же двойку за поведение поставишь), а потом думаю - не резковато ли... Хорошо, когда знаешь малыша долгое время. Знаешь, что ему помочь может, что навредить.... Ох, и нелегкая это работа - чтоб из кого-то вылепить что-то... Чтоб лучшие самые были хочется. Чтоб...ух....
Но для этого еще, как мне кажется, нужно уметь чувствовать ребенка - как учителю, так и родителю.
Надежда Александровна, в полной мере с Вами согласна, чутье (интуиция) в воспитании - вещь немаловажная. А еще важно вовремя учителю или родителю (бабушкам, дедушкам...) увидеть задатки или, наоборот, отставания, а кто здесь первый помощник? Мы сами! Только вместе, только сотрудничество принесет пользу нашим малышаткам...
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Ой, как Вы правы!!! Отличный пост, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЯ бы тоже с такой мамой не захотела продолжать общение...
Книгу постараюсь найти, заинтересовали.
Жанна Витальевна, я уверена. что Вам иногда гораздо сложнее работать с родителями, рассказывая им свои наблюдения, ведь они так их порой чрезмерно любят и опекают, что ничьих советов не приемлют. А ведь Вы сами ми первыми начинаете распознавать смышленышей или наоборот...
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Как Вы верно все сказали! Спасибо за книгу!
ОтветитьУдалитьАлена Валерьевна, именно Вы первой начинаете работать в тройственной союзе: родитель, ребенок, педагог, а потом уж мы принимаем эстафету.
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! С удовольствием прочитала Ваш пост! Как же мы, взрослые, порой зашорены стереотипами! Как трудно нам разглядеть смышленых детей! Для одних учителей такие дети - подарок, для других - сущее наказание: они ведь рушат шаблоны! Дай Бог, чтобы в жизни маленьких любознашек были понимающие учителя!
ОтветитьУдалитьДа, Ирина Петровна, Вы верно подметили: такие ребята рушат стереотипы, и порой, не только родители что-то важное упускают, но и педагоги не могут правильно организовать процесс с такими ребятишками, они чаще всего не отличаются усидчивостью и хорошим поведением
УдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
ОтветитьУдалитьВот так часто бывает - стараясь сделать добро, уравниваем детей, не обращая внимания на их особенности и индивидуальность... Спасибо Вам за напоминание! Очень нужное именно сейчас!
Верно Вы подметили, Лилия Павловна, уравниловка к развитию детей не приводит,только индивидуальная работа, но, к сожалению, не каждый находит для этого время и желание.
УдалитьАнна Борисовна, как это важно, не отвернуть детей от желания развиваться. Родители, Вы чувствуете, что уровень развития вашего ребенка выше того, каким обладали вы в его возрасте, он импульсивен, неусидчив, конфликтен? Чаще всего именно такие дети - смышленыши. В настоящее время очень смышленых детей нередко относят к трудным, они обладают противоречивым характером, однако это их качество должно считаться большой ценностью. Главное - найти верный путь в развитии своих детей. Общество не стоит на месте, прогресс мчится бешеными темпами, большинство современных детей в этот мир приходят, действительно обладая новым, более высоким интеллектуальным уровнем, некоей мудростью, что ли? Готовы ли наши современные родители не затушить детские задатки - это действительно проблема!
ОтветитьУдалитьАнна, здравствуйте. Ваше мнение полностью совпадает с тем, что думаем мы, педагоги. Зачастую именно смышленые дети приносят больше всего хлопот, потому что их мыслительная деятельность не стоит на месте, в то время, как другие еще только учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять. А потому - неусидчивость, неуравновешенность
УдалитьИнтересная тема! Хочу привести пример:
ОтветитьУдалитьОбщаюсь с дочуркой (6 лет), задаю вопрос, а она отвечает, объясняет всё, потом возник такой диалог:
-Что такое жизнь?
-Это когда бьется сердце.
-А что такое сердце?
-В нем живет любовь.
-А что такое любовь?
-Это когда сердце не дрожит.
-А когда дрожит, это что?
-А это - страх. Когда любишь, тогда не боишься!
Малышка, на такие темы первый раз заговорили. Сказала так, что не каждый взрослый сможет так сказать. Считаю, что у меня растет смышленый ребенок.
Добра всем и взаимности, мира и равновесия. Екатерина
Здравствуйте, Екатерина! Несколько раз прочитала диалог.
УдалитьКак же права Ваша дочурка!!! И ведь как точно (АБСОЛЮТНО ТОЧНО!!!) все ей подмечено!
У Вас удивительный ребенок... Я просто в немом благоговейном оцепенении... Мудрость, которая возрастает в Детском Сердце...
Екатерина, полностью соглашусь с Надеждой Александровной - Ваш ребенок не по годам мудр! Спасибо, что поделились своими наблюдениями. Приглашаю Вас "заглянуть на огонёк" в блог Надежды Александровны, где Вы найдете много интересного для себя и своей дочурки
УдалитьАЗБУКА СЕРДЦА
Спасибо, обязательно познакомлюсь
УдалитьАнна Борисовна, спасибо за помощь в регистрации
УдалитьОчень своевременное замечание, Анна Борисовна, Вы сделали. Мы, родители порой поступает крайне необдуманно. Ваша заметка посвящена самому дорогому, что у нас есть — нашим детям, а если быть точнее, то она написана в помощь родителям, которые хотят видеть своих чад умными, сообразительными, смышлеными,находчивыми, любознательными, активными и счастливыми! Спасибо!
ОтветитьУдалитьИрина.
Ирина. Спасибо за Ваше внимание к проблемам неординарных детей. Мы, педагоги всегда искренне рады сотрудничеству
УдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Интересный пост. Мама мальчонка? Ну она, просто, может хотела, чтобы у неё была девочка: пуговицы пришивала, грядки полола)? Не будем её строго судить. А на учителя возлагается огромная ответственность не потерять ребёнка. Успехов мальчику, я уверена, что в Вашей школе к нему найдут правильные ключики)
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, добрый день. А вот и не догадалась я, а Вы вот сразу обозначили проблему. ;)
УдалитьСпасибо, я знаю, что каждый педагог ищет не просто ключики, он еще и замочки учит открывать родителей.
Здравствуйте, Анна Борисовна. В математике, Вы знаете, многие задачи можно решать по алгоритму. И вот, заметила, что дети с неординарным мышлением такие задачи решают хуже, но там, где нужно проявить определённую фантазию, догадку, они преуспевают.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Геннадьевна. Как же я с Вами согласна. Чаще всего именно это так и есть! Да, вот сейчас в 10 классе изучаем аксиомы стереометрии, так вот у одного юноши так развито пространственное воображение, что одноклассники диву даются, а вот считать ему уже тяжковато
УдалитьА почему иногда смышленые дети оказываются в классах коррекции? Помните, ученика у Елены Владимировны?
ОтветитьУдалитьНу как же не упомнить? Много пришлось повозиться, чтобы убедить маму пройти обследование и перевести на обучение в класс коррекции. Думать ребенок мог, а вот работать в коллективе он не мог, даже 5 минут усидеть на одном месте - это для ребенка было трагедией. Значит, ребенок уже пришел в школу педагогически запущенным
УдалитьАнна Борисовна, спасибо Вам за умелый подбор кадров! Какие в этом году учителя первых классов: вот где мудрость соседствует с опытом, молодостью, творчеством! Здоровья всем. А педагоги в школе умеют из смышленышей и несмышленышей "лепить" хороших учеников! Родители 1 класса
ОтветитьУдалитьза учителя, он из наших
Всегда рада Вашим отзывам, уважаемы читатели, но неплохо бы знать, с кем идет разговор
УдалитьДорогая Анна Борисовна! Какой живой резонанс в среде подписчиков блога вызвал этот пост!!! Отдельное спасибо за притчу и аннотацию книги Аверченко и Ардова! Наталья Александровна Наумова на встрече с педагогами нашего района озвучила такую фразу: "Треугольник не может быть двусторонним. Только в союзе ученик, родитель и учитель мы можем добиваться высоких результатов!" Как, порою, бывает обидно, что некоторые родители этого не хотят понимать...
ОтветитьУдалитьЕлена Ивановна, тема очень важная для правильной организации учебного процесса. А какое мудрое высказывание про треугольник. Возьму себе на заметку
УдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Я сама заинтересовалась книгой "Смышлёные дети"!
ОтветитьУдалитьСпасибо Ольга Альбертовна за внимание к моим статьям, за ссылки в Вашем блоге
Удалитьздравствуйте, а еще я заметила, что такие дети хорошо работают не в группах, а индивидуально.
ОтветитьУдалитьУж как не Вам это явно видно, Татьяна Владимировна, когда чаще всего дети оказываются в Ваших "руках". Многим лучше помочь по хозяйству, чем на уроке сидеть, вот так и происходит смена деятельности
УдалитьАнна Борисовна, большое спасибо! Как это важно понимать нам, взрослым!
ОтветитьУдалить