воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Скоро в школу. Часть вторая


Все ближе день, когда первоклассник впервые войдет в школьный класс. Чаще всего родителей волнуют вопросы: «А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Кто будет рядом? Как долго идет процесс адаптации?» Ответить на вопросы мы попытались на прошедшем собрании.
Перед родителями выступила учитель начальных классов, руководитель методического объединения учителей начальных классов Канюка Галина Тимофеевна, рассказав о школьной форме; о примерном наборе принадлежностей для первоклассников; о режиме учебных занятий; о Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Педагог – психолог Певнева Людмила Григорьевна рассказала о том, как проверить, готов ли ребенок к школе, а также дала рекомендации по преодолению школьной дезадаптации.
До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе? А потому, я хочу акцентировать внимание родителей на том, что должен уметь ребенок к 1 сентября.
-Дошкольник должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, а как – со взрослыми.
-Малыш должен знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, здороваться и прощаться, говорить “спасибо” и “пожалуйста”.
-Ребенок должен следить за порядком на своем рабочем месте (уголке, комнате и т.д.) и бережно относиться к вещам.
-Дошкольник должен быть приучен к гигиене и утренним процедурам; уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться; следить за собой в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.
-Малыш должен знать детские песни, стихи, сказки, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность, взаимовыручка.
-Безусловно, дети должны знать свой адрес, город, в котором живет, членов своей семьи, их имена, профессии, место работы или учебы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама.
-Для будущего первоклассника достаточно счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, понятия «больше – меньше», решения несложных задач из окружающей его жизни (например: на дереве сидят два воробья и три синички. Сколько всего птиц на дереве?) Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
-Хорошо, если дошкольник ориентируется в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.
-А вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно.
-Ребенок должен быть усидчивым хотя бы в течение 20 – 25 минут, причем усидчивость должна достигаться не принуждением, а живой заинтересованностью.
-Дошкольник должен уметь фантазировать и творить: палка может стать саблей, антенной, копьем, елкой, да мало ли чем еще, главное - представить, сделать
-К моменту поступления в школу обычно многие дети уже худо-бедно читают (хотя это не так уж и важно), а вот совсем неплохо, если Ваш ребенок умеет называть окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумывать слова, в которых должна встречаться заданная буква.
-Дошкольник должен уметь пересказывать несложные рассказы, сказки и.т.д., читать наизусть четверостишья, обсуждать прочитанное, увиденное, отвечать на вопросы, причем ответы ребенка не должны быть односложными.
А еще подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, научить его простым правилам детского общения Вам помогут МУДРЫЕ СОВЕТЫ Симона Соловейчика из книги “Педагогика для всех”:
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Удачи, Вам родители, терпения и мудрости!

24 комментария:

  1. Действительно, готовность ребёнка к обучению в первом классе, один из острых вопросов,особенно, на селе. Подготовка в детских садах очень слабая (т.к. занятия проходят сразу с 2 -3 группами), дома родители мало, кто уделяет внимание подготовке детей к школе, а уж о логопеде, мы только мечтаем. Вот и приходят будущие первоклассники ни то, что стихов детских не знают, но и говорить -то толком не умеют, счёт не знают. Конечно, на собраниях с родителями ведём беседы, разъяснения, консультации, как лучше подготовить ребёнка к обучению в школе, берём летом детей на занятия в школу, что немного показать, что такое школа, что от них будет требоваться, но... Простите, Анна Борисовна, что о своих проблемах высказалась у Вас, но просто наболело..., как трудно работать в классе -комплекте, когда к школе готовы единицы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга Александровна. А ведь и у меня наболело, причем хотела говорить не только о подготовке к школе, сколько даже об элементарном воспитании, отложила до индивидульных встреч, а ведь дети даже не знают, что в кабинете директора, приемной не следует играть в прятки или горомко кричать, требовать дать это... А родители даже замечания не делают?! А еще обидно, что консультации психолога воспринимаются как личные обиды... Спасибо Вам за искренность

      Удалить
  2. Добрый вечер, Анна Борисовна. Действительно, подготовка ребенка к школе это очень тяжелая и ответственная работа, к выполнению которой следует подойти очень серьезно родителям первоклассников. Во время подготовки взрослым придется решить немало вопросов и много чему научить своего ребенка, а для этого важно не "перегнуть палку", чтобы сразу не отбить желание дошкольника к учебе. Поэтому Ваши советы очень своевременны и важны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, ну кому как не Вам (психологу по образованию) знать проблемы перехода детей из ДОУ в ОУ, проблемы адаптационного периода. Спасибо, что умеете работать с родителями (аж!!!) двух классов!

      Удалить
  3. Игнатенко Светлана, Нижний Новгород27 апреля 2014 г., 23:57

    Доброй ночи Анна Борисовна. Еще бывая на собраниях в садике у своего сына, слышала, что родители рассказывают детям о школе, как о нечто увлекательном, интересном. А ведь главная ошибка, которую совершают родители, перед тем как отправить ребенка в первый класс – рассказывают ему о в школе только с одной стороны, а то, что будет трудно и нужно будет трудиться - умалчивают. Отсюда и падение при первых трудностях интереса к учебе.

    ОтветитьУдалить
  4. Анна Борисовна. Согласно в полной мере с Вами, что подготовка к школе – процесс многоплановый. ребятишек нужно готовить не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается
    мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. А как быть с теми детьми, которые не посещают ДОУ? Здесь важна роль родителей, бабушек и дедушек, а также предшкольная подготовка. Я считаю, то самое главное, что должен уметь дошкольник - работать в коллективе, не капризничать, понимать команды старших.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, ирина, вот только зачастую родители позволяют детям капризнивать, идут у них на поводу, этого такие ребятишки и в школе ждут от учителя, отсюда конфликты, непонимание. Педагогам в этом случае трудно работать, если менталитет родителя сначала не переломить.

      Удалить
  5. Анна Борисовна. Готовность к школе – это, прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен уметь принимать адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль сввоего поведения. И если родители этому ребенка не научили, то как бя мы педагоги перед детьми не выплясывали, ничего хорошего не получится. А семей, где дети могут расчитывать на помощь родителей в нашем обществе не так уж и много (неполные семьи, малый достаток, отсутсвие жилья -все это факторя, сказывающиеся негативно на формировании личности дошкольника)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый читатель, в полной мере согласна с Вами, поэтому стараемся и с родителями вести работу по правильной подготовке детей к школе, рекомендуем встречи с психологом, но к сожалению, неблагополучных семей от этого меньше не становится. Вы правы!

      Удалить
  6. Здравствуйте, предлагаю Вашему вниманию и вниманию читателей интересный материал:
    Подготовка к школе

    ОтветитьУдалить
  7. Для хороших родителей28 апреля 2014 г., 12:49

    Не требуйте от ребенка невозможного. Если ваше чадо обладает весьма средними способностями, не отдавайте его в престижную гимназию или в школу с углубленным изучением немецкого языка. Всем хочется, чтобы ребенок вырос умным и успешным, чтобы, выйдя на пенсию, было на кого опереться. Однако невротик вряд ли станет вам опорой в старости. Поэтому, выбирая ребенку учебное заведение, адекватно оцените его способности. Заинтересовал Вас материал, читайте: http://www.uaua.info/zdorovye-6-9/article-31284-kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-prakticheskie-sovetyi-roditelyam/

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день, Анна Борисовна. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: Вежливость, сдержанность, послушание. В чем это проявляется? Уверена (сужу по своим детям), к 6-7 годам ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, не брать ничего без спроса, считаться с мнением окружающих. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Как это взрастить в ребятишках? Пример взрослых (играет огромную роль!!!), справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения. Родители, Ваши старания не пройдут даром! Вам трудно, а Вашему ребенку еще труднее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна за Ваши дополнения. Действительно, личный пример родителя для ребенка дорого стоит. Главное, чтобы примеры были положительные.

      Удалить
  9. Людмила, родительница Ваших учеников28 апреля 2014 г., 14:16

    Добрый день. Хочу обратиться к родителям. Дорогие друзья. Переиод подготовки детей к школе нужно вместе с ребятишками ПЕРЕЖИТЬ! Все ли вы, родители, сделали для того, чтобы подготовить ребенка к успешному запуску во взрослую жизнь? Тем, кто сделал не все, придется исправлять упущенное уже в ходе учебы. У тех же родителей, чьи дети пойдут в школу через год, еще есть возможность избежать возможных проблем. Детей важно научить ДУМАТЬ!!! А школа научит детей учиться!!! счпасибо Анна Борисовна за подсказки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила, хорошие родители с детьми ПРОЖИВАЮТ всю жизнь, безразличные все скидывпют на плечи школы, требуя от педагога быть всесильным. Спасибо Вам за понимание!

      Удалить
  10. Валеева Ирина Николаевна, учитель русского языка28 апреля 2014 г., 14:18

    Анна Борисовна, здравствуйте. как всгда Ваша статья своевременна. Уже идут родительские собрания будущих первоклассников, уже видим, кто к нам и кого приведет в первый класс. Ох, нелегко нам будет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Николаевна. А когда нам, педагогам было легко? НИКОГДА! Вот потому и пытаемся что -то сделать до поступления в первый класс. А ведь, что удивительно, многие родители еще заявление в школу не принесли. Чего ждут?

      Удалить
  11. Желаем детям и их родителям хорошего отдыха летом и встречи с хорошими учителями в будущем учебном году!

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Анна Борисовна. Хорошие советы (рекомендации) прописали Вы в своем посте. Один из читателей Вашего блога пишет, что подготовку к школе надо пережить вместе с ребенком. А я хочу добавить, что не только подготовку, но и первый, второй, третий, ... класс надо пережить ВМЕСТЕ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Как же Вы правы, Светлана Анатольевна. "Вместе мы сможем больше" - таков должден быть девиз семьи, в которой есть школьник.

      Удалить
  13. Петрова Парасковья Николаевна, воспитатель29 апреля 2014 г., 19:19

    Кинезиологические упражнения для подготовки детей к школе
    «Кулак-ребро-ладонь».
    Цель: Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
    Ведущий показывает три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Родители выполняют движения вместе с ведущим, затем по памяти в течение восьми – десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
    «Ухо-нос»
    Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
    Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
    http://festival.1september.ru/articles/313690/

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Алла Борисовна! Хорошие советы прописаны, а особенно хороши комментарии. Тема животрепещущая для учителей и родителей. Что можно, а что нельзя - это главное. К сожалению, часто бывает, что родители все силы бросают на подготовку детей к школе в плане чтения, даже письма, с гордостью говорят, что их чадо читает до 100 и дальше, а вот элементарных правил ребенок, как выясняется, не знает... Ваши слова об игре в прятки в кабинете или приемной директора и громких криках просто как соль на рану))) Если там будущий первоклассник показывает свой характер, то что говорить о классе? Долго учила некоторых своих детей не перебивать взрослых, не вмешиваться в разговор, здороваться... И до сих пор ежедневный поход в столовую, когда надо пройти 50 метров парами для некоторых - непосильная задача. А всё - из семьи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Эльвира Ульфатовна за отзыв. После собрания родители продолжают задавать вопросы. Мы отвечаем, организовали идивидуальные консультации, будет ли толк? Надеемся. А ведь есть родители, которые еще даже заявление не подали...

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"