вторник, 11 февраля 2014 г.

Притча о нелюбимом ученике

У меня есть настольная книга, читая которую пытаюсь переосмилить  прожитое за день, неделю, месяц, год.. Предлагаю вашему вниманию одну из глав книги Ольги Безымянной "Жемчуга мудрости" - притчу о нелюбимом ученике.
Обучал один человек детей, и знал он много, и любви лишен не был, и все, казалось бы, хорошо, но раздражал его один ученик; таким он глупым ему казался, что не хватало терпения, относиться к этому недолюбышу, как к другим детям. Он часто унижал ученика, оскорблял его перед сотоварищами, выставлял на посмешище, но самым обидным для нелюбимца были россказни учительствующего об ужасном будущем, которое ждет этого ученика. Тут он доходил до редчайшего сарказма, рисуя красочные сочные картины безрадостной тяжелой жизни своего нелюбимца. Прошло время, и покинул ученик школу, вышел в большую жизнь и надолго пропал из вида. Но не забыл его незадачливый учитель, каждый раз он рассказывал своим ученикам о самом глупом и бездарном ребенке, которого ему пришлось учить. И вот однажды прослышал учитель, что убогое место их посетил великий человек, самый мудрый, самый почитаемый на всей земле.
И побежал учитель чудо посмотреть. С трудом он пробрался сквозь толпу и подошел к самому возвышению, на котором стоял человек в простой одежде, ничем особо неприметный. Учительствующий человек хотел было крикнуть: какой же это великий мудрец, если он ничем не отличается от смертного, но вдруг мудрец замолчал, внимательно посмотрел на учителя и сказал:
-Это - мой учитель. Именно он научил меня мудрости жизни, терпению в невыносимо трудные минуты, когда в сердце уже зарождалась ненависть, злоба и месть. Не познав вкуса зла и тяжести трудностей, я не освоил бы науку жизни. Все, чем я обладаю в мудрости своей, я обязан этому человеку.
 И он поклонился в ноги сгоравшему от стыда учителю. Народ ничего не понял, он ликовал, восхвалял и учителя, и ученика, и в своем возбуждении оттеснил учителя от центра, в котором возвышался ученик. 
Ничего обидного не было в словах бывшего недолюбца, но большего унижения учительствующему не приходилось испытывать. Он решил попросить прощения у ученика и, дождавшись конца его выступления, подошел к мудрецу:
-Я некогда был излишне строг к тебе, - начал оправдываться учитель, -но это ради твоего же блага делалось, поэтому ты не должен держать зла на меня. -Я более чем благодарен тебе, -ответил мудрец, -я прошел суровую школу жизни и получил ценный для меня урок мудрости. Без этого я бы не достиг того, чем обладаю, но не всем по плечу эта ноша: сильный окрепнет, слабый сломается. Я бы пожелал миру не иметь таких учителей.
Мудрец поклонился и ушел. Вся толпа побежала за ним в надежде услышать еще какую-нибудь мудрость, что могло бы обогатить душу, а учительствующий смотрел с завистью вслед, бубня себе под нос:
-Не предугадаешь, чем дело обернется.
Не достоин звания учителя тот, кто учеников своих через унижение учит. Не всем возвыситься, многие падут, не найдя силы для борьбы, и тогда лягут на плечи учителя грехи, сделанные его же учениками, ибо какое зерно вложишь, то растение и получишь, и горькие плоды собирать придется, да других не будет.
  
Есть среди нас, педагогов, такие учительствующие? Думаю, есть и немало. Сама иногда ловила себя на мысли: «Вот дОООстану сейчас ученика, он на меня обидится, разозлится, отбросит свое нежелание учится, свою лень и докажет мне, что он еще что – то может…. А он хочет, но не может, генетически не заложено. И нередко неспособность к усвоению учебного материала – это проблемы здоровья ребенка, из-за которых он не может быть успешным в учебе в полной мере. А моя задача, задача педагога – постараться найти общие пути выхода из создавшейся ситуации, а не вымещать свое бессилие на ребенке. Учитель – это человек, который должен сделать обучение детей легким, доступным, радостным без унижений (здесь я не веду речь о тех школьниках, у которых напрочь отсутствует мотивация, о тех, кому когда – то учеба давалась легко, но было все пущено на самотек и бесконтрольность родителей).
А еще ученик в разряд нелюбимых может попасть в силу семейных проблем – неблагополучная семья, болезнь родителей, недоедание, неустроенный быт, грязная одежда и пахнет так, будто никогда не мылся. Как же здесь важно не пропустить тот момент, когда школьник ищет в педагоге защиту, поддержку, как не отмахнуться от детских проблем? Как не потерять педагогу доверие ученика? Важно, чтобы каждый из нас умел сострадать, сопереживать…
Каждый ученик (впрочем – любой человек) обладает чувством собственного достоинства, каждый педагог (впрочем – любой человек) должен уважать достоинство других. Каждому педагогу нужно научиться быть терпимым: ведь зачастую непонимание ребенка – это не его вина, а его беда. Еще Л.Н. Толстой писал: Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Уважаемые коллеги, каждый раз, когда очень хочется кого-то из учеников даже просто пожурить за невыученный урок, грязную рубашку, мятые брюки, отсутствие цветного маркера,  помните, Вы тоже были учениками, и может быть не всегда прилежными, чистыми и опрятными, да и далеко не отличниками…
К чему все это я написала? Очень мне хочется, чтобы через много лет на слова того самого ученика «Спасибо, что поверили, Спасибо, что дали шанс. Спасибо, что научили отличать хорошее от плохого», я ответила: «Спасибо, это ты всему меня научил!»

Вышеизложенную притчу и отрывок прочла в книге Ольги Безымянной "Жемчуга мудрости"-Уроки, стихи, притчи, сказки. Мудрые слова о добре, любви, карме, терпении. Есть электронный вариант http://lib.baikal.net/win.cgi/ZHURNAL/olbez.txt

И к моей радости, есть и авторская страничка http://isis.ru/

Картинка http://painting.artyx.ru/painting/item/f00/s01/e0001074/pic/000000.jpg

21 комментарий:

  1. А мне после прочтения поста очень захотелось сказать: "Спасибо, Анна Борисовна, что ещё раз утвердили в понимании того, что к каждому ученику, способному и не очень, нужен свой подход". Я уже сталкивалась с тем, что ребенок, в которого поверил учитель, просто "расцветает", проявляется в сложном предмете с самых неожиданных сторон. Очень приятно чувствовать себя сопричастным к этому.
    Однако, обидно, что далеко не всем можно как-то помочь. И здесь больше винить надо не учителя и ученика, а родителей за проявленную безответственность. Слишком поздно многие спохватываются о том, что "детёнышу" нужно образование, а получить достойную корочку может только успешный!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Галина Станиславовна, сорглсна с Вами. Я не умаляю роль родителей в воспитании детей и не снимаю с них ответственность за это воспитание. Во многом беды наших детей идут из раннего семейного воспитания и развития ребенка. Наша задача – постараться найти общие пути выхода из создавшейся ситуации, а не вымещать свое бессилие на ребенке. А вот бы кто еще и на воспитание отдельных наших родителей обратил внимание.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Мне всё страшнее и страшнее с каждым прожитым днем из-за ответственности, которая возложена на учителя. Дай Бог, чтобы мы все умели видеть, слышать и чувствовать. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Действительно, сколько всего возложено на педагога: правильно оценивать внутренне состояние школьника, сопереживать, чувствовать ребенка по настроению; быть где – то лояльным, где – то строгим; быть примером и образцом для подражания. А что возложено на родителей, на школьников. Как во всех пробудить желание становиться лучше?

      Удалить
    2. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      У меня глубокое убеждение - говорить, говорить и говорить обо всем, главное - чтобы не осталось недосказанности. По мне, лучше сейчас прокричаться и высказать все претензии, нежели годами копить обиду, а затем в один прекрасный (точнее - совсем не прекрасный) день вдруг прокричать в лицо человеку все застарелые обиды. Нудно обсуждать то, что наболело, в самое ближайшее время, рассказывать родителям об их ответственности. Понимаю, что иногда это просто об стенку горох, однако есть свои результаты. Борьба она и есть борьба.

      Удалить
    3. Помню, зачитывалась захватывающим романом В. А. Каверина "Два капитана". По роману было несколько телевизионных экранизаций. Но на всю огромную тогда страну прогремел девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" Мы, педагоги, все время боремся с незнанием, невоспитанностью, равнодушием, ищем выход из создавшихся сложных и проблемных ситуаций, а когда находим, опять … боремся. Да лучше сразу, но не всегда получается…

      Удалить
  3. Валеева Ирина Николаевна, учитель русского языка12 февраля 2014 г. в 22:06

    Добрый вечер, Анна Борисовна, спасибо за знакомство с книгой Ольги Безымянной "Жемчуга мудрости". Зачиталась... Нет слов. Очень хочу предложить школьникам для обсуждения несколько притч. Поговорим о нравственности...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Николаевна, здравствуйте. Я часто со своми старшими школьниками размышляю. Не все приемлю в их рассуждениях, и аргументы иногда страшат, но может быть это взглад разных поколений на одну проблему?

      Удалить
  4. Наталья Борисовна12 февраля 2014 г. в 22:16

    Здравствуй, Аннушка. Наверное, нет такого человека, который бы относился к людям одинаково, без симпатий. Но мы учителя, не должны показать детям, что они любимы и нелюбимы. Самое страшное - когда ребёнок сам считает себя либо любимчиком, либо наоборот. Считаю, что это проблема родителей,
    которые все неудачи ребёнка видят только в учителе, а активным и ярким
    многие завидуют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташа, ты права. Сечас родители в силу своей занятости готовы все "спихнуть" на школу, а после строго спрашивать с учителя за воспитание своего любимого чада. Но порой они одному не могут дать ума, а мы должны всех научить, воспитать, полюбить...

      Удалить
  5. Куничкина Ирина13 февраля 2014 г. в 16:44

    Здравствуйте, Анна Борисовна. Я всегда мечтала стать педагогом (были 3 неудачные попытки поступления, в конце 70-х это было очень престижно) А хотела потому, что в шестом классе мне попалась "учительница" (именно в кавычках), которая изводила меня своими насмешками. Если Вы знаете, то в то время ученики принимали "личные социалистические обязательства" на каждую четверть, старались улучшить свои "показатели" ... вот я (училась всего с четырьмя четверками, остальные 5)...заявила на общем собрании, что стану отличницей...Видели бы саркастическую ухмылку "учительницы"..."Тыыы? Отлииичницей? Да ты чтооо?"...Посте этого учёба превратилась для меня в ад. Не давалось ни секунды на раздумье, малейшая заминка...и я слышу: "А они ещё отличницей хочет стать!" .
    Во время ответа "она" могла задать вопрос совершенно не по теме. Очень любила спрашивать даты. Вот к примеру, рассказываю о нашествии Чингис-Хана, и слышу вопрос "в каком году была проведена промышленная реформа в Германии"...(ну не учили мы ещё такого)... и опять слышу " А ещё..." и т.д.
    В итоге у меня были все пятёрки в четверти, кроме истории (её предмет)...там у меня стояла твёрдая "тройка". Первая и единственная тройка в четверти за все годы учебы.
    Я поэтому и хотела стать учителем, чтобы оградить других детей от "таких"
    Больше мне не встречались подобные педагоги. Я хорошо окончила школу. техникум, нашла очень хорошую работу, воспитываю двоих детей...И очень радуюсь тому, что им не попался на пути "такой учитель".
    Спасибо Вам, неравнодушные. добрые, терпеливые Учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. И Вам спасибо за неравнодушие к поднятой проблеме. В моей жизни встречались только такие учителя, благодаря которым я стала на путь самой нужной профессии. Может быть кто - то знает их: Бурштейн Ася Владимировна, Прокопец Елена Владимировна, Бондарева Надежда Александрова, Бережная Ирина Анатольевна, Борисова Тамара Павловна и многие, многие другие. Спасибо Вам, педагоги школы № 4 города Краснодара. Ирина, пусть и у Ваших детей все сложиться.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Да-а-а, заставили задуматься!
    Конечно, есть такие учителя, как описано в притче, на самом деле (ошарашена рассказом Ирины Куничкиной), да, к сожалению, есть. Мне бы ещё хотелось найти ответ на вопрос: "Почему есть ТАКИЕ учителя?"
    Не дай Господь, моему ребёнку встретиться равнодушный учитель, ЗЛОЙ учитель, ненавидящий учитель!
    Учитель только тогда становится профессионалом, когда, действительно, идёт РЯДОМ с учениками, а не ВПЕРЕДИ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Для многих школа – второй дом, где школьник получает первые знания, навыки общения с людьми, развивается как личность, ищет тепло и уют. И всего бы этого не было, если бы не учителя, которые за всю школьную жизнь становятся родными людьми, с которыми можно поговорить обо всем, ведь они всегда выслушают и помогут советом, согреют душевным теплом. Вместе с ребятишками учителя переживают победы и поражения. Учитель ни к чему не остается равнодушным. Лично у меня именно такое мнение об учителях моей школы, их роли в жизни ребенка. Желаю, чтобы у всех в жизни были такие учителя.

      Удалить
  7. Игнатенко Светлана, Нижний Новгород13 февраля 2014 г. в 22:19

    Здравствуйте, как жаль, что настоящих учителй, ведущих по жизни мне встретилось мало. Только сравнение с ПЕТЕЙ - отличником, МАШЕЙ - спортсменкой, КОЛЕЙ - художником. А я назло всем, стала учителем, надеюсь таким, к которому тянутся дети. Ирина Куничкина. Не держите зла на учителей, не стоит всех грести под одну гребенку

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер, Анна Борисовна! А что если такой учитель, наоборот, будит новые силы души и закаляет таким образом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Яна Алексеевна, и так тоже бывает! В каждой из наших школ есть ребята, профессионально занимающиеся спортом, искусством, музыкой… Как часто им приходится отсутствовать на уроках. Так вот, есть учителя, которые считают, что с такими «прогулами» ребята не смогут выучиться в школе и получить аттестат. Да, всем тревожно, а школьники собирают свою волю в кулак и доказывают нам, на что они способны. Но все же чаще ситуация обратная: невозможно постоянно ломать ребенка, что бы он противостоял человеку, звук голоса которого его уже не просто раздражает, а заставляет отвернуться от школы…

      Удалить
  9. Доброе утро, Анна Борисовна! Очень полезный пост у Вас ! Вот читаю и невольно к себе примеряю, а вдруг и я где-то так поступаю. Всё-таки. как тяжело приходится учителю всё-всё учесть, всё разглядеть в ученике и не навредить. Спасибо за лекцию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Да, родители, бабушки и дедушки доверяют нам самое дорогое - детей и возлагают большие надежды на школу. Вот почему и радостно и тревожно на душе у каждого педагога. Как всем детям дать образование, как создать условия для нормальной учебы, как быть хорошим для всех? Уметь быть терпимым!

      Удалить
  10. И ведь много таких учителей, Анна Борисовна...
    И на моём пути встречались, и на пути дочери... Никогда не забуду слова учителя истории, которая ни в какую не ставила дочери "отлично" по своим 4-м предметам, говоря: "Всё равно же не отличница!"
    И что самое страшное, что они продолжают работать! Почему? И жалобы от родителей директору и в Департамент пишутся, а не увольняют...Наоборот, грамотами и званиями награждаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А есть такие, действительно, есть, Жанна Витальевна. Живут бывшими заслугами, да еще и всех пытаются преломить под себя. Благо, у меня в коллективе таких нет, но наслышана...Ой, как родителям и детям обидно!

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"