вторник, 14 января 2014 г.

Один день директора школы. Дела семейные...

Это пост навеян передачей А.Малахова «Пусть говорят», о том, как родители не могут «поделить» своих детей. Я не люблю эту передачу, но так случилось, фрагмент пришлось посмотреть. Моя статья не совсем о тех проблемах, которые были затронуты Малаховым, просто вспомнился один мой  день из жизни директора школы…
Утро. Иду в школу. Мои ученики, талантливые и любознательные, наверное, только проснулись. Какой день предстоит мне сегодня? Школьный вестибюль. Я — хозяйка этого дома, я должна встретить каждого. Постепенно школа наполняется шумом, у входа я встречаю учеников, родителей, коллег. Мои коллеги... Учителя нашей школы – почти все женщины и двое мужчин. Как не  хватает нашим детям мужского воспитания, ведь в садике – воспитательница, дома - мама, бабушка, в школе - учительница. Как мужчин заманить в школу? А женщины мои - молодые и не очень. Но точно знаю, что многие из них живут по простой арифметической формуле «Я - плюс ученики, родители, коллеги и  - минус семья». Школа для них не работа, а смысл жизни.  И где они берут силы для этого?
Еще до уроков провожу оперативное совещание с замами. Повестка обычно одна - внесение корректив в связи с оперативной ситуацией: что делать со снегом, заболел учитель русского языка, опаздывает подвоз питания, срочно подготовить ответ на письма, пришедшие поздним вечером по электронке, как успеть одновременно быть в двух местах: на селекторе и на уроке.

Звонок, в школьных коридорах воцарилась тишина. Провожу урок в 10 классе – контрольная работа по алгебре. Тишина. Из соседних открытых кабинетов слышу голоса учителей, учащихся, где играет музыка – это на уроке  ИЗО дети творят.
Перемена. Возвращаюсь в кабинет. Просматриваю свой рабочий календарь. Стук в дверь. «Ах, Макар! Ты сегодня вежлив! Совсем не так, как вчера, когда не хотел идти на музыку и громко «пел» о ней все, что думаешь. И разве не ты сказал, что больше не хочешь знать меня?». Макар - второклассник. Первый месяц в нашей школе, трудно привыкает к новым правилам, непоседа, дерзит, но такой любознательный… Вижу в нем растущее желание быть полезным и не огорчать родителей. После уроков расскажу о своем наблюдении классному руководителю. Вижу, как ей трудно дается общение с задиристым непоседой Макаром, но она большая умничка, она обязательно справится.
Чуть позже состоялся еще один визит. Старшеклассница Оля просит о встрече, но не после уроков, а вечером. Хорошо, вечером. Да, я буду ждать: новая школа для девушки, новый класс, возможны любые сложности, может быть нужна помощь. Но что – то мне говорит, не в школе дело.
Динамическая пауза в первых классах. Игорь, старшеклассник проводит для малышей экскурсию в школьном музее. Музей воспитывает людей с добрым сердцем, которые умеют ценить прошлое, хранить память.
На одной из перемен заместитель директора и социальный педагог дают последние наставления членам Волонтерскго отряда. Еще бы, завтра у них публичная защита проекта «Сделай жизнь свою прекрасней – это все тебе подвластно»
А еще перемене учащиеся вслух мечтают о снежных баталиях, а педагоги спешат напомнить правила поведения на дорогах  и  вблизи водоемов . У нас в микрорайоне КСК их немало.
Практически на каждой перемене учащиеся забегают в школьную библиотеку, здесь всегда их радушно встретит внимательная хозяйка, посоветует книгу к прочтению, старшеклассникам напомнит о литературе по ЕГЭ, а зашедшему педагогу обязательно расскажет обо всех «новинках» в библиотеке.
…Гулкую тишину в коридорах школы нарушает звонок, сомнения учителей в знаниях детей так и останутся сомнения до следующего урока. Распахиваются двери кабинетов, но не спешат ребята расходиться по домам.
Начинает работу группа продленного дня. Развивающие игры, работа с психологом, спортивные игры – ребята ждут их с нетерпением. Внеурочные занятия у ребят начальных классов – сейчас начнутся настоящие эксперименты и наблюдения.
После оказанной помощи в расчистке снега и игры в снежки, старшеклассники вернулись в школу. В рамках месячника оборонно-массовой и военной – патриотической работы учащиеся 6-7 классов встретились с ветеранами. Было много вопросов задано нашим гостям о том, как им удалось справиться со всеми невзгодами, выжить и сохранить мир. Может, это высокие слова, но ребята задумываются над этим, некоторые начинают по-другому смотреть на окружающий их мир. Такие встречи очень важны и для ребят и для самих ветеранов. Встречаясь с молодежью, они понимают свою значимость и необходимость в деле воспитания подрастающего поколения. А мы горды тем, что знаем героев не по книжкам, а знакомы с ними лично.
В гости к ребятам 8-11 классов пришли военнослужащие части 5589 со своими командирами. Праздничный концерт, подарки солдатам к празднику Дня защитника Отечества. Почему так рано? Да просто через три дня солдаты выезжают за пределы города.
Уже после всех мероприятий на втором этаже проходят занятия фольклорной группы «Казачата» и танцевального ансамбля. Чуть позже – начнутся занятия цирковой студии «Фантазия», и я тоже смогу присоединиться.
В спортивном зале идут соревнования 8-9 классов по плану работы спортивного клуба «Альтаир». Классные руководители не отстают от своих учеников, тоже стараются быть в форме! Позже пройдут тренировки спортивных секций по настольному теннису, тхеквандо и хоккею (общая физическая подготовка, а катаются на льду они с родителями и другим тренером на катке «Айсберг»)
А еще два раза в неделю по вечерам (чтобы родителям было удобно) проводятся занятия в группе предшкольной подготовки. Учитель включает интерактивный комплекс. Малыши с волнением и трепетом смотрят на учителя. Пока идут занятия, я родителям рассказываю о школе, ее традициях, говорю о новых стандартах.  Пытаюсь спорить с ними по опросу поведения малышей (напишу об этом отдельную статью)
На четвертом этаже старшеклассники готовятся к государственной итоговой аттестации: проходят дополнительные занятии по русскому языку и математике.
Чуть позже заглянула к психологу. Беседует с молодыми специалистами. В работе не может быть нерешенных вопросов. Совсем стемнело. Молодой  педагог, такая, на мой взгляд, отважная девчушка с вопросом: «Ну, нет контакта с родителями, может, стоит все бросить? Наверное, мне не справиться?» Пытаемся обсудить, что необходимо сделать в первую очередь. Уверена, педагог справится, она любит свой предмет, владеет классом, старается ребятам дать материал наглядно, интересно, познавательно, а сколько проектов она затеяла, а какой она грамотный и активный участник педагогических советов и методических семинаров. Конечно, справится. Просто родители вдвое, а то и втрое старше. Но ведь и я когда- то такой пришла в свою первую школу, спасибо, поддержали!
Учительская. Давно пора домой, но мои дорогие уставшие коллеги еще склонились над тетрадями, журналами. А я приглашаю на планерное совещание членов администрации, чтобы подвести итоги дня, наметить план работы на завтра. А завтра всё повторится вновь…
Пора уходить, но жду Ольгу, упорно, ведь она так хотела встречи. Дождалась, Оля пришла, но не одна, с мамой. Исповедь. Умная, начитанная, ясно излагающая мысль, девушка, рассказывает о своих чувствах и переживаниях. Не сразу понимаю, о чем идет речь. Мама… Папа… Они хорошие, три школы, гарнизон… Начинаю понимать: родители в разводе, отец военный, мать - госслужащая, живут а разных городах, а девочка никак не хочет ответить на вопрос «С ты хочешь жить, с мамой и ли папой?». Да ни с кем, а вместе с ними хочет жить.  Мама с мольбой смотрит на меня: помогите! Как я могу, если девочка так тяжело переживает разрыв родителей, одно радует, что она взрослая, и никто не станет ее учить, плохо говорить о маме или папе, она их любит!
Вот такой был у меня день. А Ольга школу окончила, поступила в медакадемию, сейчас живет с мамой, но мечтает вернуться к отцу в гарнизон военным врачом…. вместе с мамой...



12 комментариев:

  1. Анна Борисовна!
    Очень интересное сообщение. Да, таких дней в нашей жизни много. Иногда я поражаюсь, сколько много нам, учителям дано и вместе с тем - какая на нас лежит страшная ответственность. Ведь достаточно одного "не такого" слова, движения, мимики, жеста, - и... В общем, дай Бог, чтобы "и..." не было, а было только обдуманное, хорошо взвешенное слово каждому - и родителю, и ученику. А они все - дети. И мы дети. Только мы старше, чем те, которых мы учим. Убеждаюсь, что человек, в принципе, не меняется. Переживания, трудности, разочарования и успехи - всё это как было, так и остается. Бывает, ребенок переживает в своей жизни поболе всякого взрослого. Знаю нескольких ребят, у кого родители в разводе. Эти утомленные глаза, этот вопрошающий взгляд, полный боли и отчаяния от невозможности что-то поменять, как-то повлиять на родителей. Ведь делить их нельзя. Они оба любимы ребенком. Но - так складывается. Переживается это ребенком тяжело, с надрывом и глубоким осуждением.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер. Да, вы правы. Но еще страшнее бывает от того, что один из родителей пытется обвинить учителя, администрацию в том, что ребенка отпустили домой с другим родителем. Но ведь еще первого сентября ( или какой- любой другой праздник, мероприятие) на ребенка смотрели папа и мама, и он был с ними счастлив, а мы видели дружную семью. А теперь родители в разводе, и каждый из них имеет право воспитывать малыша, а малыш рад тому, кто первый заберет его из школы после уроков.Ну почему педагоги в этом случае становятся заложниками обстоятельств? Ведь никаких законов здесь мы не нарушеам, а родители не довольны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, если уж такое дело - думаю, надо тогда очень в корректной форме поговорить с родителями и расставить все точки над i. Развод - это их личное дело, поэтому пусть они сами примут решение, предоставят документы, расписки, если нужно, что разрешают такому-то родителю забирать ребенка или что-то в этом роде.
      Никто не имеет право вешать на другого свои обязанности.

      Удалить
  3. Спасибо, именно так и пытаемся решать "семейные" проблемы.

    ОтветитьУдалить
  4. Анна Борисовна, добрый вечер!
    Быть директором школы - тяжкий, но, думаю, не менее интересный путь (если сравнивать с учительском). А Вы ещё и учитель.
    Как интересно Вы рассказали об одном дне из жизни директора. Я всегда думала: "Как же нам, учителям, приходится не один раз в день играть различные роли!" Прочитав Ваш однодневный дневник (по-другому не назову) представила, сколько ролей выполняете Вы.
    Хочу пожелать Вам сил и мудрости! И, конечно, здоровья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна. Каждый педагог в течение рабочего дня столько на себя "примеряет" ролей, что хочется сказать: "Я – педагог, а значит – и певец, и жнец, и на дуде игрец…"

      Удалить
  5. Добрый день, Анна Борисовна! Впервые читала такую исповедь директора. Очень хочется Вам пожелать по-прежнему оставаться такой доброй и внимательной! Вы - настоящий директор, профессионал!
    Наш разговор об НЛП вылился в рождение новой страницы в моём блоге. Благодаря Вам постаралась всю имеющуюся у меня информацию по НЛП привести в порядок. Снова пытаюсь найти минутки, чтобы почитать! Так что жду в гости в блоге! Книг по НЛП - море!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна Алексеевна! Зашла в Вам в гости,зачиталась, замечательная подборка материала. Как же на все найти время?

      Удалить
  6. Добрый день, Анна Борисовна! Некоторые из моих знакомых шутят (или серьезно так думают???), что быть мне когда-нибудь директором школы... Я ж точно знаю, что этого никогда не будет. Вот не знаю просто, сколько сил необходимо иметь в нашем мире на то, чтобы быть директором школы. Учителей не хватает. За 1539 и за все остальное - по шее. А на той шее уже мозоль от хомута - тянешь на себе все, что можно...От учебного процесса до собственноручного ремонта школы и мытья туалетов. И сколько ж сердца нужно, чтобы вникнуть в проблему каждого, каждому помочь...А "любимые" бумажки и не менее "любимые" проверки??? Нет, директором нужно просто суметь быть. А быть хорошим директором - это уже талант, который дан далеко не каждому.
    Успехов Вам, Анна Борисовна! Пусть множатся Ваши таланты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна. Правильно, я уверена, говорят Ваши друзья: Вы - человек творческий, целеустремленный, справедливый и талантливый. Я уверена, что хоть чуть – чуть, но Вы живете по принципу «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» (кстати, совсем недавно узнала, что не Суворов это сказал первым, а Александр Погосский в "Солдатских заметках" (1855) – «Плохой тот солдат, который не думает быть генералом, а еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет»). Так вот, я думаю, что как раз – таки опытному педагогу, который умеет найти общий язык с коллегами, родителями, учениками, стать руководителем проще, ведь «Плох тот генерал, который не был солдатом...» (а это уже от меня). А бумаги, проверки, ремонт…, да во все окунаюсь с головой, но у меня очень хороший сформировался тыл. Спасибо моим девочкам.

      Удалить
  7. Здравствуйте, А у Вас всегда такие насыщенные дни, и Вы всегда на работе...?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть еще более насыщенные дни . А на работе руководитель находится изрядно больше, чем Вы можете себе представить. Но иногда мы позволяем себе отсутствовать - совещания, семинары, курсы, и, в конце концов - отпуск.

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"